Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в английском алфавитном порядке. В состав Совета входят 15 членов: 5 постоянных членов и 10 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок.
Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это — правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето».
В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.
Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:
поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
предпринимать военные действия против агрессора;
выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;
1. Понятие миротворчества
Миротворчество — это метод, впервые предложенный и разработанный Организацией Объединенных Наций, который не поддается простому определению. В Уставе Организации Объединенных Наций такого термина нет. Даг Хаммаршельд говорил, что он содержится в «главе шесть с половиной» Устава, и отводил ему места между такими традиционными методами мирного разрешения споров, как посредничество и установление фактов (глава VI), и мерами более принудительного характера, например эмбарго и военное вмешательство (глава VII).
Операции по поддержанию мира традиционно включали развертывание в первую очередь военного персонала из ряда стран под командованием Организации Объединенных Наций для оказания помощи в сдерживании и урегулировании вооруженного конфликта между противоборствующими сторонами. За время, прошедшее с первого направления военных наблюдателей в составе Органа Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) в 1948 году, миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций эволюционировала в сторону решения уникальных по своему характеру задач совершенно отличающихся друг от друга конфликтов в условиях меняющейся политической обстановки. В годы «холодной войны», когда началось проведение «традиционных» операций по поддержанию мира, над ними постоянно довлела потенциальная угроза ядерной конфронтации. Такие деятели, как премьер-министр Канады Лестер Пирсон, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Даг Хаммаршельд, его помощник Ральф Банч и сотрудники на местах из многих стран, взяли на вооружение этот метод, чтобы превратить миротворческие операции в необходимое средство контролирования конфликтов в разобщенном и раздираемом противоречиями мире.
2.
На фото: Миссия военных наблюдателей ООН в Грузии
В основе операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира лежит принцип, в соответствии с которым беспристрастное присутствие Организации Объединенных Наций на местах способно уменьшить напряженность и создать условия для урегулирования конфликтной ситуации путем переговоров. В качестве первого шага, нередко требующего интенсивных дипломатических усилий со стороны Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, необходимо добиться прекращения боевых действий и заручиться согласием сторон на развертывание миротворцев.
Как правило, операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира подразделяются на две широкие категории:
1. миссии военных наблюдателей в составе сравнительно небольшого числа невооруженных офицеров, перед которыми ставятся такие задачи, как наблюдение за выполнением договоренностей о прекращении огня, контроль за выводом войск или патрулирование границ или демилитаризованных зон;
2. миротворческие силы в составе военнослужащих национальных контингентов, развернутых для выполнения задач, аналогичных тем, которые выполняют военные наблюдатели, а также нередко для того, чтобы служить буфером для противоборствующих сторон.
Накопленные с годами знания и опыт составляют основу для постановки новых миротворческих задач, таких, как превентивная дипломатия, создание временной администрации для управления районом в постконфликтный период, обеспечение охраны при доставке гуманитарной помощи и оказание помощи в создании стабильных и безопасных условий для осуществления усилий, направленных на укрепление мира после завершения конфликта. Эволюция операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира с учетом меняющихся потребностей означает, что все большее количество операций по поддержанию мира теперь приходится на третью категорию:
3. многокомпонентные операции в составе военнослужащих, гражданских полицейских и другого гражданского персонала, которые привлекаются к решению задач по оказанию содействия в создании политических институтов и расширении их базы, работая совместно с правительствами, неправительственными организациями и местными гражданскими группами, предоставлении чрезвычайной помощи, демобилизации бывших комбатантов и их реинтеграции в общество, обезвреживании мин, организации и проведении выборов и создании условий для устойчивого развития.
3. Сила убеждения, подкрепленная силой оружия
Фотография ООН: У Временной администрации ООН для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС) достаточно сил, чтобы защитить себя и поддерживать мир и безопасность в регионе. 1997 год.
Становится все очевиднее, что успех операции по поддержанию мира определяется целым рядом факторов. К их числу относятся: подлинное стремление противоборствующих сторон к урегулированию своих разногласий мирным путем, четкая постановка задач, решительная политическая поддержка со стороны международного сообщества и выделение необходимых ресурсов для достижения целей операции.
Присутствие вооруженных солдат, способных дать вооруженный отпор в случае вооруженного нападения на них, является еще одним фактором, способствующим эффективности миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций. Ее реальная сила заключается в беспристрастности миротворцев, моральном авторитете международного сообщества, давлении международного общественного мнения и, прежде всего, в приверженности сторон достижению мира. Присутствие миротворцев открывает возможность для непрерывных политических и дипломатических усилий, направленных на установление более прочного мира. Миротворчество может быть эффективным лишь тогда, когда стороны в конфликте демонстрируют политическую волю соблюдать соглашения и не препятствовать персоналу Организации Объединенных Наций выполнять свои обязанности.
Миротворцы Организации Объединенных Наций традиционно вооружены легким оружием и применяют минимальную силу в целях самообороны или в случаях, когда вооруженные лица пытаются помешать им в выполнении возложенных на них обязанностей. Военные наблюдатели и гражданские полицейские Организации Объединенных Наций обычно не вооружены.
Миротворцы испытывают наибольшие трудности, когда противоборствующие стороны не выполняют взятые ими обязательства и возобновляют боевые действия или когда они намеренно срывают усилия миротворцев. Миротворцы стремятся стабилизировать такие ситуации и свести к минимуму угрозу для некомбатантов — нередко подвергая себя большому риску и, несмотря на нечетко сформулированные задачи и отсутствие достаточных ресурсов, — действуя, главным образом, силой убеждения и с помощью переговоров. Однако время от времени складываются такие ситуации, когда деятельность миротворцев становится невозможной. Конфликты в Руанде в 1994 году и в Боснии и Герцеговине и Сомали в период с 1992 по 1995 год говорят об ограниченных возможностях поддержания мира в тех случаях, когда этого мира нет, и о необходимости выбора между миротворчеством и применением силы.
После развертывания многих операций их участники сталкивались с трудностями или враждебным отношением к себе и с ситуациями, в которых местные группировки угрожали им расправой и действительно были готовы в любой момент применить силу. При проведении операции в Конго в 1960–1964 годах Совет Безопасности в 1961 году разрешил миротворцам Организации Объединенных Наций использовать в необходимой мере силу для обеспечения окончательного вывода наемников, чьи действия привели к отделению провинции Катанга. Для противодействия иностранной интервенции, которая ослабила позиции центрального правительства, миротворцам Организации Объединенных Наций пришлось вести ожесточенные бои с вооруженными элементами.