Впоследствии Совет старался обеспечивать операциям по поддержанию мира весомую военную поддержку, что помогало избегать необходимости применять силу. Например, в 1996 году с целью демонстрации «мощи» миротворческой операции Временная администрация Организации Объединенных Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС) была оснащена некоторыми видами тяжелого оружия в качестве средства сдерживания. Совет Безопасности также дал санкцию государствам-членам оказывать непосредственную авиационную поддержку миссии или принимать другие меры силового воздействия. В ходе операции Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне осуществлялось сильное политическое давление в сочетании с демонстрацией военной силы с целью заставить одну из сторон отказаться от возобновления военных действий. В июле 2000 года после целого ряда неспровоцированных нападений на военнослужащих МООНСЛ и после того, как были исчерпаны все другие возможности, МООНСЛ провела военную операцию для освобождения более 230 миротворцев Организации Объединенных Наций, в течение более двух месяцев находившихся в окружении антиправительственных сил.
Если возможность применения силы может сорвать попытки помешать миротворцам выполнять возложенные на них обязанности, то, как показывает опыт последних лет, программы гражданского строительства, направленные на улучшение жизни людей в районе действия миссии, могут способствовать укреплению доброй воли и служить для сторон стимулом к сотрудничеству с миротворцами. Во многих миссиях миротворцы помогали восстанавливать основные объекты инфраструктуры, узлы связи и предприятия сферы обслуживания, поврежденные или разрушенные в ходе боевых действий. Например, сегодня в Косово оказание поддержки этим усилиям является одной из основных обязанностей Миссии Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК). Если возможность применения силы может сорвать попытки помешать миротворцам выполнять возложенные на них обязанности, то, как показывает опыт последних лет, программы гражданского строительства, направленные на улучшение жизни людей в районе действия миссии, могут способствовать укреплению доброй воли и служить для сторон стимулом к сотрудничеству с миротворцами. Во многих миссиях миротворцы помогали восстанавливать основные объекты инфраструктуры, узлы связи и предприятия сферы обслуживания, поврежденные или разрушенные в ходе боевых действий. Например, сегодня в Косово оказание поддержки этим усилиям является одной из основных обязанностей Миссии Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК).
4. Что представляют собой операции ООН по поддержанию мира
На фото: Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее
У Организации Объединенных Наций нет своей армии. Каждая миротворческая операция разрабатывается с учетом тех требований, которые выдвигает каждая новая ситуация; и каждый раз, когда Совет Безопасности принимает решение об учреждении новой операции, ее компоненты создаются «с нуля».
Совет Безопасности в составе 15 членов санкционирует развертывание той или иной миротворческой операции и определяет ее мандат. Для принятия таких решений требуется не менее девяти голосов, причем любой из пяти постоянных членов Совета (Китай, Франция, Российская Федерация, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки) может наложить вето на такое решение.
Генеральный секретарь вносит рекомендации относительно порядка развертывания и осуществления операции и отчитывается о ее ходе; Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) отвечает за повседневное руководство и управление миротворческими операциями Организации Объединенных Наций во всем мире и их материально-техническое обеспечение. Генеральный секретарь назначает Командующего Силами и просит государства-члены предоставить войска, контингенты гражданской полиции или другой персонал. Вопросы о предметах снабжения, технике, перевозке и материально-технической поддержке также необходимо решать с государствами-членами или через частных подрядчиков. В состав гражданского вспомогательного персонала входят сотрудники, направляемые из подразделений системы Организации Объединенных Наций и предоставленные на условиях прикомандирования государствами-членами, а также лица, набираемые на международной основе или на местах на конкретные должности.
Для развертывания той или иной миссии требуется разное время, что прежде всего зависит от готовности государств-членов предоставить воинские контингенты для конкретной операции. Своевременное предоставление финансовых ресурсов и возможности осуществления стратегических перевозок также определяют, сколько времени потребуется для развертывания. Так, например, в 1973 году элементы вторых Чрезвычайных вооруженных сил Организации Объединенных Наций (ЧВСООН II) были развернуты на Ближнем Востоке в течение 24 часов. Вместе с тем, в некоторых миссиях с чрезвычайно сложными мандатами или непростыми условиями для материально-технического снабжения или когда операция сопряжена со значительным риском для миротворцев, на сбор и развертывание необходимых элементов могут уйти месяцы.
Во время этого процесса происходят интенсивные контакты между государствами-членами, Секретариатом и сторонами на местах. Важная роль принадлежит членам Совета Безопасности, в первую очередь пяти постоянным членам, и странам, предоставляющим персонал. В ряде случаев подключаются также региональные организации. Консультации начинаются на этапе планирования операции и продолжаются в течение всего срока ее осуществления.
5. Как финансируется миротворческая деятельность
Обычная практика такова, что расходы Организации Объединенных Наций на миротворческую деятельность в соответствии с Уставом покрываются всеми государствами-членами. Таким образом, Генеральная Ассамблея распределяет эти расходы по специальной шкале, применимой к миротворческой деятельности. В этой шкале учтено относительное экономическое положение государств-членов, причем постоянные члены Совета Безопасности обязаны покрывать большую долю в силу их особой ответственности за поддержание международного мира и безопасности.
В ответ на просьбу Генерального секретаря страны могут добровольно предоставить персонал, технику и предметы снабжения для миротворческой миссии или поддержать ее другими способами. Странам, предоставляющим эти необходимые элементы, из бюджета миссии по установленным ставкам выплачивается компенсация. Предоставление персонала для миротворческих миссий не является обязанностью; страна, предоставившая воинский контингент, сохраняет за собой право вывести его из операции. Задействованный в миротворческих операциях личный состав воинских контингентов и гражданской полиции сохраняет принадлежность своим национальным структурам, однако, служит под оперативным началом Организации Объединенных Наций и обязан вести себя исключительно в соответствии с международным характером его миссии. Кроме того, многие страны добровольно и безвозмездно предоставляли дополнительные ресурсы для поддержки миротворческих усилий Организации Объединенных Наций в форме перевозок, предметов снабжения, кадровых и финансовых ресурсов сверх начисленной им доли участия в покрытии расходов на миротворческие операции.
IV. ООН И СИТУАЦИЯ В ИРАКЕ
Война в Ираке стала серьезным ударом по престижу и авторитету ООН. В первую очередь, пострадала её роль арбитра и гаранта международного мира и безопасности.
Обращаясь с заявлением к Совету Безопасности 19 марта 2003 г., Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сказал следующее:
«Нет нужды говорить о том, что я полностью разделяю выраженные многими членами Совета сожаления по поводу того, что не удалось прийти к общей позиции. Какими бы различными ни были наши мнения по этому сложному вопросу, мы все ощущаем, что это — печальный день для Организации Объединенных Наций и международного сообщества.
Я знаю, что миллионы людей во всем мире разделяют это чувство разочарования и глубоко обеспокоены перспективой неминуемой войны.
Позвольте мне воздать должное персоналу Организации Объединенных Наций — международным сотрудникам и иракцам, — которые столь напряженно работали в Ираке до последнего возможного момента. Это относится и к инспекторам, работу которых сейчас, к сожалению, пришлось прервать».
20 марта 2003 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выступил со следующим заявлением по поводу начавшейся войны в Ираке:
«Сегодня, несмотря на все возможные усилия международного сообщества и Организации Объединенных Наций, война пришла в Ирак в третий раз за четверть века.
Возможно, если бы мы упорствовали чуть дольше, Ирак все-таки можно было бы разоружить мирным путем или, если бы это не удалось сделать, мир мог бы принять меры для урегулирования этой проблемы на основе коллективного решения, придав этому бóльшую легитимность и, тем самым, обеспечив более широкую поддержку, чем в настоящее время.
Однако давайте не будем останавливаться на прошлых раздорах. Давайте посмотрим на реальности сегодняшнего дня, какими бы суровыми они ни были, и займемся поиском путей выковывания более прочного единства в будущем.