Баллистическая реконструкция проводится для того, чтобы выяснить
-место нахождения стрелявшего;
-место нахождения потерпевшего;
-направление полета пули.
Прибыв на место происшествия следователь обязан выяснить: изменилась ли обстановкам после совершения преступления. Перемещался ли потерпевший после получения огнестрельного ранения, оказывалась ли ему медицинская помощь и т. д.
Осмотр места происшествия по делам о применении оружия осуществляется в обратном направлении (как правило)
-место нахождения потерпевшего;
-направление полета пули;
-место нахождения стрелявшего.
Что указывает на применение оружия?
На применение оружия указывают следующие следы:
-само оружие;
-следы выстрела на месте происшествия. Запах сероводорода( в закрытых помещениях), гильзы, пыжи, дробь, картечь, следы рикошета, наличие пробоин на стекле(преградах), наличие повреждений на теле потерпевшего:
-следы близкого выстрела-штацмарка (опаление, копоть, порошинки;
сзади-вперед
-направление раневого канала: сверху-вниз
слева-направо.
осаднение
Направление полета пули.
Следы на преградах:
Визирование с помощью трубки, ниток.
Если направление полета пули сверху-вниз, то вероятность того, что стреляли с крыши или другой возвышенности.
Если визирование снизу- вверх, то стреляли с земли или с машины, если визирь выходит на проезжую часть улицы.
На место стрелявшего указывают следующие следы:
-Направление визиря(слуховое окно на крыше дома, стоящего напротив)
-Наличие пыжей;
-Наличие гильз У «ПМ» гильзы выбрасываются вправо и назад на 2,5-3 метра. У «АК» вправо и прямо.
-Само оружие; лежанка, окурки, следы ног;
-Опрос свидетелей, потерпевших.
Тема № 4. Моделирование поведения преступника после совершения преступления
Проблема моделирования поведения преступника после совершения преступления возникает тогда, когда преступника не удалось задержать после совершения преступления ни по горячим следам, ни позднее.
Совершив преступление, преступник преследует следующие дела:
-покинуть быстрее и незамеченным место происшествия;
-уничтожить следы преступления;
-унести похищенное;
-унести и спрятать орудие преступления;
-быстрее избавиться от орудия убийства и похищенного;
-воздействовать на возможных свидетелей с целью не дать им возможность сообщить об известном в ПО.
БЭС
Поведение-система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к среде.
Словарь Ожегова
Поведение- образ жизни и действий.
Модель поведения преступника.
Ее значение в УП, криминологии, криминалистике. –
1.Поведение преступника-это система поведенческих актов лица до, во время и после совершения преступления, использование криминального результата, содействие или воспрепятствование раскрытию преступного деяния либо вариант деструктивного поведения, свидетельствующий о причастности субъекта к совершению преступления.
2. Всеобщие признаки преступления являются однопорядковыми: в науке уголовного права - теоретическая модель состава преступления; в криминологии - модель механизма преступного поведения; в криминалистике - всеобщая модель поведения преступника.
Сходство сравнимых моделей выражается в том, что они: 1) отражают один и тот же объект познания - поведение преступника;2)аккумулируют информацию о преступном и некриминальном поведении;3)носят системный характер; 4)основаны на типовой структуре поведения человека вообще.
Вместе с тем моделирование в смежных науках существенно отличается друг от друга по целям, предмету, уровню абстрагирования, нормативной природе и степени динамичности.
Служебное назначение теоретической(в УП) модели состава преступления состоит в определении конкретных признаков преступления, под которые подпадает каждое общественно опасное противоправное виновное деяние. В составах конкретных преступлений не всегда предусмотрены отдельные элементы поведения мотив, цель и последствия поведения. Потребовалась разработка научной концепции признаков преступления, отображающих его свойства. Типовой состав при квалификации преступления служит образцом, эталоном, с которым сравнивают расследуемое событие и статью Особенной части УК. В случае , если реальный состав имеет пробелы в описании отдельных признаков преступления, оценка их юридического значения производится на основе типовой модели признаков преступления.
Цель моделирования в криминологии состоит в показе процесса зарождения преступления, «пускового механизма» его возникновения и развития. Моделирование поведения преступника в криминалистическом аспекте ориентировано на установление обстоятельств расследуемого события, в том числе: поведение преступника, разработка средств, приемов и методов обнаружения и раскрытия преступлений. Предметом моделирования в уголовно-правовой науке является главным образом преступное поведение (преступление). При этом некриминальное поведение (например, поведение невменяемого лица) исследуют с точки зрения его несоответствия признакам преступления и под иными углами зрения.
В механизме преступного поведения криминологию интересует в основном докриминальный этап, связанный с воздействием объективных и субъективных обстоятельств на возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления решения о преступном деянии. В криминалистике моделируют структуру и внешние связи системы «поведение преступника», процесс и результаты ее отражения в окружающей среде.
Как видно, предмет моделирования связан с дисциплинарным срезом объекта познания. Смежные науки уголовно-правового цикла формируют дисциплинарные концепции поведения преступника, раскрывающие его сущность с различных сторон. В криминалистическом аспекте модель поведения преступника – это материальный либо идеальный аналог системы поведенческих актов преступника до, во время и после совершения преступления, используемый в качестве средства получения нового знания о моделируемом объекте.
3. Уголовно-правовой и криминологической моделям в сравнении с криминалистической присуща большая абстрактность, отвлечение от некриминальной стороны поведения, сопутствующего преступлению.
Так, уголовное право в самых общих чертах схематично определяет признаки отдельных преступлений, образующие основу, «скелет» криминалистической модели поведения преступника, где эта основа наполняется «плотью и кровью». Для иллюстрации этого положения достаточно сравнить материально-правовой и криминалистический подходы к определению способа совершения хищения чужого имущества путем мошенничества. Часть 1 ст. 159 УК РФ определяет мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Криминалистикой детально исследуются конкретные способы обмана во время азартной игры, при получении имущества на прокат, размене денег и т. д.
Теоретическая модель состава преступления разработана с учетом свойств преступления, отраженных в его понятии и разнообразных конструкций множества составов, представленных в Особенной части УК РФ. Поэтому сосредоточенная в модели состава преступления информация имеет свойство нормативного знания. Модель состава-рабочий инструмент в руках следователя, помогающий правильно применить уголовный закон. Другие модели менее тесно связаны с законом.
Между моделями прослеживаются определенные различия и по степени динамичности моделируемого объекта. Уголовно-правовая модель воспроизводит преступное поведение преимущественно в статическом состоянии (за исключением стадий совершения преступления). Более динамична криминологическая модель механизма преступного поведения до и во время совершения преступления. Наибольшей динамичностью отличается криминалистическая модель, отражающая все стадии поведения преступника.
Различия не исключают взаимосвязи моделей, так как между ними достаточно много общего. Криминалистика как прикладная наука не может не использовать данные смежных с ней юридических наук. Уголовно-правовая модель имеет базовое значение для разработки криминалистической, да и криминологической модели поведения преступника, служит общей схемой его изучения в криминалистическом аспекте.
Фундаментальные положения, относящиеся к составу преступления, стадиям его совершения и др., не могут по-иному трактоваться в криминалистике. В то же время криминалистика не должна подменять собой уголовно-правовую науку и выдавать ее теоретические положения за криминалистические. Взаимосвязь не означает дублирования моделей: наличие существенных различий (в основном по целям и предмету моделирования) обусловливает различное содержание моделей. Это отражается не только на характеристике отдельных элементов поведения (например, свойств субъекта преступления), но и на интерпретации совокупности элементов.
По отношению к совокупности элементов поведения в науках уголовное право и криминалистика применяются различные подходы. В уголовном праве к свойствам преступлений относят общественную опасность, противоправность и виновное совершение деяния (действия или бездействия), а к признакам преступления - объективное проявление свойств в составе преступления (признаки состава). В криминалистике вследствие дополнительного изучения процесса отражения поведения преступника в окружающей среде просматривается более сложная цепь отображений.
Под свойствами в криминалистике следует целесообразно понимать не сущностные черты преступления, а свойства отдельных элементов поведения преступника. Например, свойства субъекта преступления проявляются в его состояниях, состояния- в поведении, поведение- в следах поведения. Таким образом, в криминалистической модели сконцентрированы не признаки преступления (уголовно- правовая категория), а информация о свойствах отдельных элементов поведения, об утверждении каждого элемента в следах поведения.