Пасха является одной из важнейших дат поминовения умерших. С одной стороны, это связано с церковной идеей смерти и воскресения Христа, искуплением первородного греха и препровождением предков — древних праведников и пророков в рай. А с другой, соотносится с языческими земледельческими представлениями славян, согласно которым любой цикл обрядов, нацеленный на предопределение благополучия и урожая, связан с поминовением предков как подателей благ. Церковь запрещала посещение кладбища в первый день Пасхи, предназначая для этой цели вторник на следующей за пасхальной Фоминой неделе — Радуницу. Во многих местах этот обычай неукоснительно соблюдался, но кое — где, особенно в западных и южнорусских губерниях накануне Пасхи, на ночь, хозяйки ставили на стол или на божницу покрытую салфеткой тарелку с угощением — разговлением «для родителей», в которой были яйца и кусочки кулича. При этом хозяйка приглашала умерших: «Приходите родители». Считалось, что в ответ на приглашение «родители» приходят в эту ночь разговляться. На утро угощение раздавалось детям, приходившим поздравлять с праздником.
В некоторых местах на прицерковное кладбище заходили сразу после праздничной литургии с освященной «паской» (куличом). Подойдя к могилке кого — нибудь из родственников, христосовались с покойным: кланялись, целовали крест и клали «в головах», к кресту, раскрошенное яйцо, по кусочку кулича и сырной пасхи, при этом пели «Христос воскрес...», но умерших - «родителей» не поминали, объясняя это тем, что «в Пасху поминать нельзя, только в Радуницу». Яйцо крошили для птиц и звали: «Птички небесные, клюйте». Считалось, что это угощение облегчает участь покойного на том свете. Во многих деревнях к кресту клали целое яйцо. При этом крестьяне Новгородской губернии, ожидая, что приношения с могилы возьмет за помин души покойного кто — нибудь из нищих, приговаривали: «Кто возьмет яйцо, сорок раз поклонись за покойника, сорок раз попроси царства вечного у Воскресшего».
В некоторых местах существовало поверье, что в первый день Пасхи можно увидеться с умершими родственниками и даже побеседовать с ними. Знающие люди советовали для этого незаметно спрятаться в храме со страстной свечей в руках, в то время когда все остальные выйдут крестным ходом из церкви. Когда она опустеет, души умерших начнут собираться, молиться и христосоваться между собой. Чтобы побеседовать с умершими, в Городищенском уезде Пензенской губернии знающие люди прибегали к способу, называемому «окликать покойников».
Пасха, по народным представлениям, характеризуется особенным состоянием мира. Границы между реальным и потусторонним мирами становятся прозрачными, и появляется возможность общаться с умершими, видеть то, что ранее было недоступно. Крестьяне верили, что накануне праздника, после захода солнца, опасно выходить во двор, на улицу, так как там ходят черти — оборотни. Черти в это время особенно злы. С первыми ударами колокола они падают с колокольни, на которой до этого прятались, а после пасхальной заутрени оказываются связанными и замурованными на чердаках, в темных углах дворов, в церковных стенах. Если с зажженной пасхальной свечой прийти на чердак, то можно увидеть связанного черта, а услышать мучения и возню чертей в церковных стенах можно, приложив к стене ухо. Чтобы распознать ведьм, советовали встать с заговоренным творогом у церковных дверей, когда люди начнут собираться на службу. Если при этом держаться за дверную скобу, можно распознать проходящих мимо ведьм по хвостам. Другой способ — обернуться во время службы — все колдуны будут стоять спиной к алтарю. А если, одевшись во все новое, стоять с первым вынутым из — под курицы яйцом в руке, узнаешь всех колдунов по рогам.
Крестьяне – домохозяева создали цикл примет. Утром на Пасху, набрав воды из колодца и неся её коровам, хозяйки ставили ведро перед дверьми хлева и смотрели «Зарю на воде». Если вода была красной от Зари, то и «лето будет красным». Если вода была бледной, то и «хлеба будет бедно». Также по утру наблюдали: какая скотина в это время лежит смирно – та ко двору, а которая гомозится да ворочается – та не ко двору! «Шугают» кур с насеста, для того, чтобы куры не ленились, а пораньше вставали да побольше несли.[13]
С наступлением пасхального утра мир преображался. В аду переставали мучить грешников, двери рая раскрывались, поэтому умерший в этот день обязательно попадал в рай, каким бы грешником он ни был. В народе верили, что в Светлое Христово Воскресенье вся природа ликует, а солнышко радуется. «Солнышко скачет во Христов день», - говорили крестьяне. Рано утром выходили на улицу смотреть на него, забирались повыше на пригорки и крыши. Считалось, если солнышко «играет», «трепещется» - это к хорошей и здоровой жизни, к богатому урожаю и счастливым свадьбам, а если только чуть — чуть или не «играет» вовсе, говорили, что год плохой будет. В Тульской губернии при появлении солнца над горизонтом дети пели:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко!
Твои детки плачут,
Сыр колупают,
Собачкам бросают;
Собачки — то не едят,
А куры — то не клюют.
Солнышко, покажись.
Красное снарядись.
Едут господа бояре
К тебе в гости во двор,
На пиры пировать,
Во столы столовать.
По свидетельству этнографа и фольклориста И. П. Сахарова, старушки на рассвете пасхального утра умывались с золота, серебра и пасхального яйца, чтобы разбогатеть и помолодеть, а старики расчесывали волосы, приговаривая: «Сколько в голове волосков, столько бы было и внучат».
В своём реферате я попыталась показать красоту и самобытность русских народных весенних праздников. Я поняла, что праздники играли очень большую роль в жизни русского народа и имели отмеченную давней традицией программу. Это позволило мне сделать вывод о том, что своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества
Молебны, крестные ходы, собиравшие в обязательном порядке всех жителей одной деревни, одного села, одного городского квартала, общее праздничное гулянье – всё это сближало людей, поддерживало в них чувство коллективизма. Я увидела, что праздники способствовали укреплению родственных связей, так как обычно собирали всю ближнюю и дальнюю родню. А также я отметила ещё одну важную сторону народных празднеств, связанную с заботой о продолжении рода, так как, они предоставляли молодёжи, стекавшейся на праздник из окрестных деревень, более широкую, чем в другие дни возможность выбрать брачную пару, а радостная атмосфера снижала чувство неловкости и стеснения во взаимоотношениях молодых людей. Общение с прибывшими на праздник дальними родственниками, ярмарочными торговцами, балаганщиками, нищими, богомольцами позволяло узнать новости о событиях в стране, получить знания о далёких странах и народах, удивляться заморским чудесам и обычаям. Обсуждение новой информации способствовало осознанию общих интересов не только жителями одного села, но и помогало развитию духа солидарности во всероссийском масштабе.
Праздник позволял людям сделать передышку в череде тяжёлых крестьянских работ, отвлекая их от семейных проблем, и давал психологическую разрядку. А совместное время провождение вызывало иллюзию равенства всех людей, снимало социальную напряжённость в обществе. С помощью обрядовых действий люди обращались к тем силам, от которых как они считали, зависело их жизненное благополучие.
Меня поразило уважительное отношение русского народа к празднику, который они считали едва ли не главным событием в круговерти жизни, воспринимая его как дело святое, угодное Богу. Праздничный день требовал преображения не только внешнего, но и внутреннего состояния человека. Люди в эти дни относились друг к другу подчёркнуто уважительно, проявляли гостеприимство ко всем прибывшим на праздник.
Мне было интересно работать над выбранной темой реферата. Я поняла, откуда же пришла в нашу жизнь красота русской народной культуры. Да конечно, из души русского человека.
Я думаю, мой реферат можно будет использовать для подготовки классных часов, внеклассных мероприятий. А также я возьму его за основу для написания исследовательской работы по данной теме.
В своей работе я обобщила собранный по теме реферата материал и подготовила для его защиты презентацию сделанную в редакторе Power Point.
1. Баранова О. Г., Зимина Т. А. Русский праздник. – Санкт – Петербург: Искусство – СПБ, 2001.
2. Бронштейн М.М. Праздники народов в России. – Москва: Росмэн – пресс, 2004.
3. Забылин М., Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - Ростов – на – Дону: Феникс, 1996.
4. Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2000.
5. Молодежная эстрада №1 – М.: Молодая гвардия, 1993.
6. Конева Л. С. Православные праздники. – Минск: Харвест, 2004.
7. Конева Л. С. Русская Пасха. – Москва: Харвест, 2005.
8. Шангина И. И. Русские праздники. – Санкт – Петербург: Азбука – классика, 2004.
9. Народный календарь [Электронный ресурс] / Пасха - Источник радости. Светлое Христово Воскресение – 24.02.2009. – Режим доступа: http://www.paskha.net/narodniy-kalendar-paskha.htm