Пояснительная записка.
Игра рассчитана на учащихся 11 классов, имеющих определенный багаж знаний по обществознанию. Проводится поэтапно в течение 5 уроков, занимая 10-15 минут в конце каждого. Причем учитель может регламентировать проведение игровых этапов в зависимости от планируемых уроков. Допускается проведение этапов игры через урок, но на долго затягивать игру не имеет смысла, так как есть опасность потери интереса у играющих, что снизит успешность игры. На первом этапе применяется методика «мозгового штурма». Во втором, третьем, четвертом этапе - методы групповой работы, в том числе проектирования. На заключительном этапе – защита - дискуссия. Желательно спланировать проведение игры таким образом, чтобы заключительный этап совпал с обобщением большого раздела программы и на эту работу необходимо отвести весь урок. Если работали два класса, есть смысл вынести финал игры на внеурочное время.
Цель проведения игры: подготовка учащихся к итоговой аттестации.
Педагогическая идея: через созданную модель виртуального государства, проверить уровень знаний учащихся по темам: «Формы государственного устройства», «Формы государственного правления», «Политические режимы», «Гражданское общество и правовое государство», «Роль государства и экономики», «Духовная сфера».
Урок 1.
Фабула игры: неожиданно учащиеся попадают на необитаемый остров. Некий волшебник может предоставить любой набор необходимых условий, для счастливого проживания на этом острове, но правила оговаривают, что не при каких условиям участники игры не смогут покинуть остров, но зато они смогут построить любую страну, где хотелось бы жить им и их детям. Класс разбивается на группы по 6 – 8 человек, которым предлагается в течение 10 минут составить список всего, что будет необходимо для построения счастливого (экономически развитого) государство. Для того чтобы не ошибиться в выборе, учащиеся должны сразу определиться по какой модели они будут строить свое государство. Это первый, подготовительный этап, который методом «мозгового штурма» наметит качественное и количественное содержание предполагаемых благ. Списки, составленные группами, собираются учителем и раздаются на следующем этапе игры.
Урок 2.
Проект «Страна благоденствия». На этом этапе учащиеся проектируют модель своего государства: название, герб, структуру власти, социальные институты, тип экономической системы, то есть все сферы общественной жизни. Здесь допускается объединение групп, чья модель близка.
Урок 3.
Эта часть игры – самая важная. На третьем этапе очень важно вспомнить учебный материал и грамотно применить свои знания к создаваемому проекту. В противном случае, могут быть допущены ошибки, которые явно демонстрируют пробелы в знаниях учащихся и сделать проект «недействующим». Например, учащиеся, создавшие страну «Амазонию» указали, что господствующая модель правления – матриархат, а в официально принятой религии указывают - православие и мусульманство, где роль женщины не может быть доминирующей. Допущенное несоответствие указывает на то, что учащиеся не внимательно анализировали созданный проект на предмет соответствия формы государственного управления и религиозной особенности мусульманского вероисповедания. Кроме того, матриархат в принципе не может существовать в современном обществе, так как этот строй исчерпал свои возможности ещё до образования первых государств.
Урок 4.
Следующий этап – подготовка защиты и создания презентации. Он выполняется учащимися самостоятельно во внеурочное время.
Урок 5.
Вступительное слово учителя:
На протяжении многих столетий, лучшие умы философской мысли, известные экономисты, историки, социологи старались объяснить причину несовершенности существующих обществ. Плутон, Аристотель, К. Маркс, А.Смит и многие другие выдвигали теории о сущности общественного бытия. Многие из них пытались «построить» свою страну счастья. «Утопия» Томаса Мора, «Город солнца» Ф.Оуэра - все это, говоря современным языком, виртуальные государства всеобщего благополучия. Во второй половине ХХ века в общественной практике появился новый термин – « государство благоденствия». Он применялся к государствам, имеющим высокий уровень жизни населения. Сегодня вы продемонстрируете свои проекты и попытаетесь убедительно обосновать свой выбор. В чем вы видите преимущества созданной вами страны? Что обеспечит «счастье» её жителей? Какая экономическая система способна создать материальное благополучие для всех людей населяющих вашу «Страну благоденствия»? Будьте готовы ответить на вопросы ваших оппонентов. Ваш успех – это наше желание сделать Россию страной такого же всеобщего благополучия.
Презентация – защита проекта.
В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, где участники игры представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта. Презентация проекта является универсальным средством проявления знаний обучающихся, их способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы, грамотно отвечать на вопросы оппонентов.
Цель защиты совпадает с традиционными требованиями к дискуссии. Главная ее тема: «Обсуждение преимуществ устройства своего государства». Обычно в классе появляется два или три модели «Страны благоденствия», чем больше они отличается друг от друга, тем интересней происходит презентация и дискуссия на тему: «Что является залогом благополучия государства, а значит и высокого уровня жизни его населения». В этой части игры учащиеся могут:
· Показать осмысленные и глубокие знания по предмету;
· Агрументированно обосновать свой выбор и доказать его преимущества;
· В процессе обсуждения анализировать свою деятельность и в то же время оценивать выступления своих товарищей;
Дискуссия проводится с соблюдением основных требований к этому виду совместной деятельности (приложение 1).
Итог игры - выявления самой жизнеспособной страны. Той страны, при создании которой, учащиеся учли все особенности её общественного развития, сумели грамотно соединить сферы общественной жизни государства, не допуская несовместимых противоречий (пример такого рода ошибки приведен выше).
В заключении учитель совместно с учащимися делает выводы о том, какое государственное устройство, тип экономической системы, политический режим и т.д., могут обеспечить достойную жизнь людей в государстве.
IV. Результативность работы.
Проведения такой игры требует большой подготовки не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Как в любой дискуссии активизируются мыслительная деятельность, формируется культура полемики, умение выслушать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется её огромная роль в учебном процессе.
Эта роль обусловлена тем, что:
· условия игры предусматривает различные решения, которые заслуживают обсуждения и относительно которых, нет однозначных ответов;
· требует для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;
· её решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных решений.
Проведение игры «Страна благоденствия» возможно только в том случае, если учащиеся уже владеют навыками дискуссии, проектной деятельности, методикой «мозгового штурма». Кроме того, игра будет результативна и реализована при успешном усвоении учащимися основных тем уроков «Обществознания» курса 10 -11классов. В тоже время, игровая условность позволяет сузить круг тем, облегчить задания, если подготовка класса не позволяет проведение её в заданном объеме.
Данная игровая методика была разработана и опробована в 2008/2009 учебном году с учащимися 11 «А» и 11 «Б» классов. Лучшей была признана страна «ПАДЕДЮ» 11 «Б» класса (приложение 2). Конечно, её устройство далеко от идеала, но в ходе её создания учащиеся повторили огромный объем учебного материала, без видимых усилий с моей стороны – это одно из важнейших качеств игровых методик и данной методики в том числе. Причем результат получился несколько неожиданным: более сильный 11 «А», лучше работал на начальных этапах игры, которые проходили в классе (сказались более глубокие знания по предмету). А вот сделать качественную презентацию и достойно её защитить – не хватило терпения. Презентации 11 «Б» класса потребовали от ребят более тщательной домашней подготовки, с которой они достойно справились.
Прошла интересная дискуссия, где чувствовалась заинтересованность ребят и владение темой обсуждаемых проблем. Отрадно, что дети умеют слушать друг друга, признавать свои ошибки и принимать позицию других.
Если игра проведена педагогически профессионально, добрые взаимоотношения между ребятами сохраняются, несмотря на поражение.
V. Заключение.
В современной педагогике существует огромное количество всевозможных методик. Все они созданы для оптимизации учебного процесса, для улучшения качества преподавания, для создания условий самореализации личности школьника. Это великое многообразие дает возможность каждому педагогу найти те, которые на данном этапе его педагогической деятельности могут быть успешными и интересными не только ему, но и его ученикам. Возглавляя работу подпрограммы «Школа – гражданско-правовое пространство», я столкнулась с необходимостью более активно применять формы работы, включающие элементы игры. Игровая форма позволяет моделировать такую ситуацию, решая, которую можно и нужно воспитывать у ребят свободу духа, чувства терпимости к окружающим, взаимопомощи, уважения друг к другу, не забывая при этом и обучающие задачи.
Проведенная игра «Страна благоденствия» позволила мне выйти на более высокий уровень профессионального роста, указала на некоторые просчеты, допущенные при изучение определенных тем. И в тоже время, наглядно продемонстрировала все «плюсы» такого вида педагогической деятельности. Человек, воспитанный в толерантном обществе, не может мгновенно обрести независимость суждений, инициативу, научиться отстаивать свою точку зрения, стать юридически грамотным, руководствоваться демократическими ценностями. В настоящее время гражданско-правовое образование находиться на этапе становления. Для воспитания не «подданного», а подлинно свободного гражданина, патриота своей Родины требуется время и кропотливая работа. Данная методика направлена на решение именно этой приоритетной задачи.