Смекни!
smekni.com

по дисциплине «Концепции современного естествознания». Тема: «Концепция ноосферы и её научный статус» (стр. 2 из 3)

Лауреат Нобелевской премии Алвин Тоффлер — представитель достаточно странной профессии, он «историк будущего». И его прогнозы не отличаются особенным оптимизмом: человек, считает Тоффлер, будет пытаться найти спасение от информационной цивилизации, которую сам же и создал. Забраться в раковину, ни о чем не думать, никого не видеть и не слышать — вот мечта, которая определит поведение человека XXI века. Современное человечество живет в эпоху стремительных перемен, создающих качественно новую цивилизацию. Старое деление мира на капиталистический и коммунистический, на Север и Юг ныне теряет значение. Но вместе с тем возникают и новые водоразделы, новые дисбалансы.

«Новый водораздел» в мире, как его представляет А. Тоффлер, будет проходить между «быстрыми» и «медленными» экономиками. «Быстрые» будут и далее наращивать темпы своего развития не только с помощью новых производственных технологий, но и благодаря более быстрому осуществлению всех управленческих операций и сокращению времени для принятия решений, в том числе в сфере инвестиций, разработки идей и их воплощения в жизнь, ускорению оборота капитала, обработки информации и всего массива знаний и их прохождения через весь экономическим механизм.

Опасность растущего отрыва «быстрых» экономик от «медленных» реальна. Тем, кто стремится не допустить своего дальнейшего отставания, следует прежде всего уяснить особую новую роль знаний в производстве материальных благ и во всех других видах человеческой деятельности, учесть необходимость постоянной нацеленности на ускорение развития, считает А. Тоффлер. Компьютеризация с использованием самых передовых мировых достижений, развитие современных систем связи и ликвидация информационной изоляции от остального мира — необходимые элементы курса, направленного на то, чтобы не отстать от ускоряющего свой бег развития глобальной экономики.

Научный статус ноосферы.

В книге "Научная мысль как планетное явление" В.И.Вернадский анализирует геологическую историю Земли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства.

В целом, предложенный В.И. Вернадским научный подход к изучению всех природных явлений в рамках биосферы – области нахождения живых организмов, вероятно, правильный. Однако, вопрос о совершающемся (или совершённом) переходе биосферы в новое состояние ноосферу – является вопросом философским, и поэтому на него нельзя дать строгий, однозначный ответ.

Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в рамках которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

В абстрактной форме неизбежность перехода к ноосфере предвидел и Тейяр де Шарден. И во второй половине XX века появилась физическая теория, доказавшая это предсказание.

Наиболее часто употребляемое название этой науки - синергетика. Ей удалось ответить на два кардинальных философских вопроса: как объяснить появление нового в мире, управляемом детерминистическими законами, и в чем причина необратимости всего происходящего.

Единство мира впервые проявилось в физике после создания специальной теории относительности.

Человечество увидело связь таких фундаментальных понятий как пространство и время, ранее представлявшихся априорно разнородными. Теория Большого Взрыва представила всю Вселенную, как единую систему, эволюционирующую во времени.

Причем эта система является по определению замкнутой (изолированной).

Неизбежным логическим следствием этой модели является взаимосвязанность всех процессов во Вселенной.

Ноосферная концепция проективной эволюции социоприродного Универсума оказалась не только созвучной вековым чаяниям человечества о гармоничной социальной жизнедеятельности людей в благоприятных природных условиях, но и позволила предвидеть, дать объяснение и предложить конкретные пути решения ряда современных практических проблем, подтвердив тем самым свой научный статус и эвристический потенциал. Особенно зримо это проявилось с обострением так называемых современных глобальных проблем.

Одними из первых, кто не только стали всерьез говорить о глобальных проблемах человечества, но и привлекли к ним общественное внимание, стали учёные и общественные деятели из так называемого Римского Клуба. Эта международная неправительственная организация была создана в 1968 г. по инициативе итальянского экономиста, предпринимателя и общественного деятеля Аурелио Печчеи (1908 – 1984 гг.). Римский клуб объединил усилия ученых, политических и общественных деятелей из более чем 50 стран мира. На ежегодных собраниях, симпозиумах, семинарах заслушиваются доклады, которые являются предметом обсуждения.

В 1992 г. прошла Конференция по развитию и окружающей среде в Рио-де-Жанейро. В конференции приняли участие главы и высокопоставленные должностные лица 179 правительств. К ним присоединились сотни официальных лиц из организаций системы ООН, представителей местных властей, деловых, научных, неправительственных и других кругов. В результате встречи в Рио было принято 5 документов:

1. Рио-де-жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Ее 27 принципов определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей. Рио-де-жанейрские принципы включают следующие идеи: люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам развития и охране окружающей среды, на благо нынешних и грядущих поколений.

2. Повестка дня на ХХI в. — исторический документ на 700 страницах, содержащий программу того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения. Повестка дня на ХХI в. предусматривает варианты предотвращения ухудшения состояния почвы, воздуха и воды, сохранения лесов и разнообразия форм жизни. В ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного потребления, здравоохранения и образования. Всем отводится своя роль: правительству, деловым людям, профсоюзам, учёным, коренным народам, женщинам, молодёжи и детям. В Повестке дня на ХХI в. предусмотрено финансирование всех сторон и аспектов программы устойчивого развития. Всего на цели устойчивого развития предполагается затрачивать 565 млрд. долларов ежегодно.

3. Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов.

4. Конвенция ООН об изменении климата. Ее целью является стабилизация концентрации газов, вызывающих парниковый эффект.

5. Конвенция о биологическом разнообразии требует, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия.

По этим причинам более уместно говорить не о ноосфере, а об эпохе ноосферы, когда человек уже сможет разумно распоряжаться своим могуществом и обеспечить такое взаимоотношение с окружающей средой, которое позволит развиваться и обществу, и Природе. Способно ли будет наше общество поставить свое развитие в определенные рамки, подчинить его тем или иным условиям “экологического императива”, пойти на самоограничение в потреблении, в желаниях? Ответ на этот вопрос сможет дать только история. Таким образом, переход биосферы в ее новое состояние, которое мы называем теперь ноосферой, т. е. вступление человечества в новую эру своего развития, в эпоху ноосферы, обеспечение коэволюции человека и биосферы не могут произойти автоматически. Это будет мучительный и небыстрый процесс выработки новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей. Другими словами, новой нравственности.

В настоящее время благодаря развитию науки и информационных систем всё большее число людей информируются о грядущих изменениях глобального, а может и космического масштаба. В Москве существует Международная академия ноосферы. Она может служить платформой для концентрации исследований в области становления ноосферы.

Заключение.

Тему ноосферы я выбрал для реферата не случайно. Изучая естествознание, я стал понимать, что нельзя жить только сегодняшним днём, надо смотреть вперёд. Нужно создать все условия для того, чтобы наши дети и их дети смогли выжить на Земле, а возможно и перенести жизнь на другие планеты.

Естествознание главным образом помогает увидеть, как возникла жизнь, её развитие, и понять, что нужно для сохранения самого главного – нашего дома, биосферы.

Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном — биосферном — аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества — это единая судьба.

Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода, планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом (“взрывом” ) науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы.