Смекни!
smekni.com

Концепция информационного общества. Понятие мирового информационного порядка (стр. 6 из 27)

Процесс глобализации развивается постепенно и эволюционно, начало этого процесса многие исследователи относят к середине 20 века. Он охватывает всю социальную сферу, и главным проводником глобализационых тенденций являются современные информационно-коммуникационные процессы. Эти процессы преобразуют все сегменты социальной сферы, формируют новый мировой порядок – информационный и глобальный.

Когда начинается формирование глобального информационного порядка?

Мы предложили два подхода к пониманию порядка. Чертой глобального политического порядка (по воле субъектов) является глобальное управление, а реально этот механизм заработал только после окончания холодной войны. До этого взаимодействия между многими государствами были затруднены.

Формирование нового мирового порядка происходило на первых этапах параллельно деинституционализации старого – биполярного – мирового порядка. Упразднение и преобразование старых институтов и механизмов управления отразилось и в практике регулирования отношений в информационной сфере, хотя некоторые из этих институтов продолжают развиваться сегодня, несмотря на их несоответствие идеологии современного глобального управления (например, остаются актуальными задачи ведения информационных войн).

Если рассматривать порядок как результат стихийных процессов, то основным каналом распространения ИКТ был рынок, и большую роль играл в этом процессе массовый рынок (и потребительский, и корпоративный), поэтому становление нового информационного порядка в глобальном масштабе стало возможным только с открытием экономических и политических границ, сдерживающих рыночную стихию.


§ 3. Новая экономика

Несмотря на то, что в данном разделе мы нацелены рассматривать практику, все же обозначим некоторые методологические проблемы.

Во-первых, следует ли рассматривать информационный как один из секторов экономики, или же целесообразно говорить о новой экономике, формирующейся на основе развития ИКТ и последствий этого развития.

Во-вторых, возникают сложности при определении границ информационного сектора экономики (относятся ли к нему наукоемкие и высокотехнологические производство, производство современных средств связи, например, производство компьютерной техники, микрочипов, или речь идет только о производстве материальных продуктов).

Здесь только отметим, что мы считаем верным говорить о современной экономике как об информационной и считаем, что крайне нецелесообразно (и вряд ли возможно) пытаться выделить все информационное из экономики и называть это информационным сектором. В то же время, в новой экономике появляются новые сектора, которые могут существовать лишь на базе современных ИКТ. Но это лишь одна их черт новой экономики.

(Такую позицию поддерживает М. Кастельс, который называет новую экономику «информациетальной» и характеризует ее как глобальную экономику, в которой «производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация) зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях»[39]).

Итак, обозначим более детально черты новой экономики.

Одним из факторов качественных изменений в современном обществе является удешевление информации и информационного обмена: во-первых, за счет перехода с бумажных на преимущественно электронные носители, а во-вторых, за счет снижения стоимости самого электронного информационного обмена. Например, «если в 1985 г. стоимость передачи 45 млн. бит информации в секунду в расчете на 1 км оптико-волоконной линии связи составляла почти 100 долларов США, то в 1997 г. передача 45000 млн. бит информации в секунду стала обходиться всего лишь в 0,05 цента»[40].

(Некоторые отмечают, что «в связи с удешевлением информации падает ее качество»[41]. Это во многом связывается с интенсивным распространением Интернета. Важными становятся проблема информационной экологии, проблемы открытости информации и её цензуры.)

Удешевление информации как фактора производства приводит к снижению себестоимости продукции. Например, «British Telecom оценивает, что перенесение функции приобретения товаров в Интернет снизило расходы со $113 до $8 в расчете на 1 сделку; Master-Card оценивает, что внутренние издержки по процессингу их заказов на поставку сократились со $125 до $40, при этом временной интервал сократился с 4 дней до 1,25 дня».[42]

В том числе речь идет о снижении себестоимости средств технического опосредования информационных трансфертов, сокращении звеньев информационных посредников, следствием чего является дополнительное удешевление информации и т.д.

Кроме того, удешевление информации является источником интенсификации развития целых бизес-отраслей, таких как маркетинг, реклама, корпоративные связи и связи с общественностью и др. В информационной экономике потребители приобретают новый статус, и помимо его потребностей предметом исследования производителей является его комплексный личностный профиль.

Другим последствием развития коммуникаций является переизбыток информации.

В условиях переизбытка информации все сложнее найти нужную. В этих условиях интенсивно развивается рынок информационных услуг.

Появляются многочисленные агентства, которые специализируются на поиске и предоставлении клиентам информации. Это и информационные агентства, которые работают со СМИ, и юридические консультанты, и др. К ним можно отнести и многие другие «бизнес-направления», которые, хотя и называются по-разному, по сути, занимаются платным предоставлением информации: например, туристические агентства, купив доступ к специальной поисковой системе по туроператорам (хотя некоторые обходятся банальным Интернетом), берут плату за то, что приятным женским голосом информируют клиентов о ситуации на туристическом рынке. Владельцы поисковой системы, в свою очередь, берут плату за то, что предоставляют эту же информацию туристическим фирмам. И таких примеров цепей информационных посредников можно найти множество в различных сферах бизнеса.

Несмотря на активное развитие в последнее время, рынок информационного посредничества, как бы он не назывался, все еще обладает большим потенциалом роста, а в некоторых сферах – гигантским потенциалом роста. И этот потенциал практически неисчерпаем. Даже на перегретом московском туристическом рынке число агентств продолжает расти (отчасти, конечно, по инерции, т.к. у новичков и в принципе у русских людей не хватает смелости и фантазии в отношении предпринимательства), и с него не торопятся уходить старожилы.

Информационное посредничество, как и любое другое – это бизнес, который не требует больших капиталовложений. В этом смысле ситуация переизбытка информации на любом рынке стимулирует инициативу предпринимательства. Мы привели пример туристической отрасли. Аналогичные примеры можно найти в избытке и в других отраслях, как в b2c, так и в b2b коммуникациях. Политический смысл этих процессов – это потенциал демократизации общества, причем не формальной, как в концепциях e-government, а реальный.

Продолжая анализировать экономические аспекты развития информационной сферы, отметим, что появилось понятие «новой экономики» (“new economy”), означающее экономику, которая для своего функционирования использует современные информационные технологии.

Понятие информационной экономики, прежде существовавшее лишь в теории, получило закрепление в официальных документах ООН и в национальных программах развития информационного общества наряду с другими экономическими категориями:

«Информационная экономика - экономика, в которой большая часть валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых».

«Сетевая экономика - хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Технологически сетевая экономика представляет собой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности».

К. Келли сформулировал основные тенденции и особенности новой экономики, представив их как «12 законов успеха в бурно меняющемся мире»[43]:

1. «Закон связи» (мир представляется как сеть микрочипов, телекосмос; экономика – это сетевая экономика, «коллективное взаимодействие, связывающее воедино триллионы объектов живой и не живой природы через волокно или воздух»; в экономическом пространстве появляются новые, помимо человека, акторы – умные телефоны, компьютеры и др.)

2. «Закон полноты» (Чем больше узлов в сети, тем более ценной она становится – этот принцип противоречит традиционным экономическим принципам: редкости и соотношения спроса и предложения. В сетевой экономике ценность вырастает из изобилия и возрастает от повсеместного распространения («эффект факса»).

3. «Закон экспоненциального роста».

4. «Закон переломных точек» (любом бизнесе - индустриальном или сетевом - есть переломная точка, после которой он сам себя начинает поддерживать; особенность сетевой экономики в том, что точку перелома определить вовремя практически невозможно, и последствия перелома становятся заметными лишь спустя много времени).

5. «Закон увеличивающихся отдач».

6. «Закон обратного ценообразования» – «самое лучшее дешевеет с каждым годом», постоянное и существенное улучшение качества продукции.

7. «Закон щедрости» (конечной точкой, к которой придет любая цена становится «бесплатность», которая становится типичным средством продвижения товаров: раздавая один продукт, продают другой, например, Компания Sun, раздавая Java, очень успешно продавала серверы, a Netscape продавал математическое обеспечение для коммерческих серверов, раздавая бесплатно браузеры для потребителей. Параллельно существует обратная тенденция, когда продукты, создаваемые как бесплатные, приобретают и наращивают цену. Например, энциклопедия «Британника» начиналась как сборник статей любителей, нечто аналогичное современным подборкам FAQ).