Смекни!
smekni.com

Концепция информационного общества. Понятие мирового информационного порядка (стр. 7 из 27)

8. «Закон преданности» (традиционное для индустриальной эпохи деление на своих и чужих теряет своё значение, «пользователи голосуют за максимальное расширение сети»).

9. «Закон временного спуска» (сеть развивается очень динамично, сегодняшний конкурент завтра может стать главным партнером, экономическая деятельность сопряжена с постоянными и очень большими рисками, с неопределенностью).

10. «Закон замещения» (постепенное замещение материальных ценностей в нашей экономике информацией: автомобили и телефоны меньше весят, но функционируют гораздо лучше).

11. «Закон маслобойки» (Маслобойка символизирует креативную силу разрушения. Например, «одновременно с уничтожением старых рабочих мест рождаются новые, при этом превышение постоянно увеличивается. Чтобы создать 3 миллиона рабочих мест в Техасе к 2020 году, приходится создать их 15 миллионов из-за постоянного уничтожения. Только в таком режиме может быть достигнута долговременная устойчивость и стабильность». Любая инновация - это всегда разрушение, постоянная инновация - это непрекращающееся разрушение. Отрицательная сторона "сетевой экономики" - постоянная гибель многих компаний, отраслей индустрии и рабочих мест. «Экономисты, пытающиеся нащупать сегодня законы развития "сетевой экономики", приходят к выводу, что она функционирует на грани хаоса.»).

12. «Закон неэффективности». (Экономисты полагают, что грядущая эпоха принесет «суперпродуктивность». Но парадокс в том, что развитие технологии не ведет к существенному росту продуктивности в классическом индустриальном понимании. «Высокая производительность часто говорит лишь о том, что люди очень быстро и ловко делают неправильную работу». В новой экономике большую часть физической работы выполняют (будут выполнять) машины. Главная функция человека в экономике – понять, какую работу следует делать дальше. Новая экономика – это интеллектуальная экономика и экономика идей.)

Келли отмечает ряд новых явлений, типичных для развития современной экономики на основе ИКТ.

Ценность идей и выводов автора в том, что они демонстрируют, насколько глубоко современные информационные процессы преобразуют экономику. Они не просто приводят к повышению эффективности или появлению новых отраслей, они преобразуют фундаментальные принципы функционирования экономической системы. Но не все изменения, описанные Келли, могут быть возведены в разряд устойчивых тенденций. Многие из них обращены в будущее и не лишены идеализма. Полностью сетевая экономика невозможна, так же как и чистая конкуренция. Сетевые структуры перекраиваются иерархическими в связи с интересами отдельных игроков. Не следует абсолютизировать и переоценивать власть сетевой стихии.

Менее идейно насыщенное и более прикладное понятие, характеризующее современные экономические процессы – «электронная экономика». Электронная экономика (в широком смысле) – экономика, основанная на использовании информации, знаний и ИКТ и базирующаяся на сетевых технологиях и моделях «бизнес – бизнес» (В2В) и «бизнес – потребитель» (В2С). Ее наиболее быстро развивающимся (уже можно сказать, развившимся) сектором является «электронная коммерция» («e-commerce») – которая включает главным образом продажи через Интернет, использование электронных торговых площадок, маркетинговые технологии, включая рекламу и BTL.

Экономическое содержание «электронной коммерции» раскрывается прежде всего в повышении коммерческой эффективности экономических проектов.

К примеру, Garicano и Kaplan (2000) использовали детальную внутреннюю информацию фирм, работающих в В2В е-коммерции, чтобы доказать, что процесс улучшений и выгоды участия на он-лайновых рынках потенциально велики. Litan иRivlin (2001) оценивают, что Интернет обеспечит американской экономике ежегодную экономию издержек в сумме от $100 млрд. до $230 млрд., что равнозначно дополнительному увеличению в течение следующих пяти лет ежегодному росту производительности от 0,2 до 0,4 % Нарастает интенсивность виртуальных рынков. Так, по оценкам Jupiter Communications (2000) в 2000 г. в США объем В2В е-коммерции составил $336 млрд. - это 3% от общего объема В2В торговли. К концу 2005 г. ожидается, что он-лайновая торговля в сфере В2В вырастет до 42%.

Модель В2С также демонстрирует свою эффективность. Например, Dell Computer Corp. изменила традиционный процесс производства, заявив, что не будет делать ничего без предварительного заказа. Практически 50% доходов Dell получает через свой web-сайт, который генерирует до $40 млн. от продаж ежедневно. Имея прекрасную информацию о том, что хотят клиенты, Dell работает с 5-и дневным запасом. В 1996г. до применения Интернет-системы , включающей автоматизацию процесса от получения до выполнения заказа, уровень запасов был рассчитан на 31 день.[44]

Параллельно внедрению цифровых технологий в реальную экономику развивается собственно виртуальная экономика. Уже сегодня она становится самостоятельным сектором экономики. Наиболее динамично развиваются виртуальные финансы. Огромное количество виртуальных валют - их может быть бесконечно много - обмениваются на виртуальных биржах. Их выпускают электронные банки. Люди хранят свои виртуальные деньги в электронных кошельках. В России наиболее популярны Яндекс-деньги, WebMoney (а популярность – залог электронного коммерческого успеха). Виртуальная экономика связана с реальным сектором: электронные деньги соответствуют курсам реальных валют (например, есть WM-рубли, WM-доллары, WM-евро). Их можно материализовать через банкоматы. Крупные торговые сети, в первую очередь розничные, которые имеют представительство в Интернет, принимают виртуальные деньги. Виртуальные денежные переводы в американской системе E-Gold обеспечены реальным золотом.

С точки зрения традиционной экономики пока трудно определить статус электронных платежных систем, хотя точнее назвать их электронными банками, так как они предлагают в том числе традиционные для банков услуги: кредитование, вклады и др., выпускают свои виртуальные акции. Фактически каждый может создать свой виртуальный акционерный банк при минимальных вложениях. Во всяком случае, сейчас, пока до виртуальной экономики не добралось государство, пока в этой сфере не введено лицензирование, налогообложение, сертификация, многочисленные требования и ограничения (например, размер минимального уставного капитала) и т.п.

Государство стремится институционализировать виртуальную реальность, о чем неоднократно заявляется в декларациях и концепциях, и уже начинают разрабатываться конкретные проекты. В бюрократическом плену государства виртуальная экономика вряд ли сможет развиваться столь же динамично. Государственное регулирование – предпосылка монополизации электронного рынка: значительно повысятся барьеры входа на виртуальные рынки, что понизит конкурентоспособность и в принципе способность проникновения на рынок малого и среднего электронного бизнеса, а значит и предпринимательский потенциал виртуальной экономики. Инновационные электронные проекты будут развиваться менее интенсивно в рамках институциональных ограничений государственной клетки.

Итак, постиндустриальное общество рождает новые модели экономического взаимодействия, но по мере развития они встречают сопротивление старого, индустриального порядка. Новая экономика пока отличается нестабильностью и уязвимостью. С одной стороны, это связано с угрозой консер

С другой стороны, это риски, связанные с «виртуальностью» новых экономических отношений, их несамостоятельностью по отношению к реальному сектору. Так, в марте 2000 более 100 электронных рыночных площадок закрылось, после пика индекса Nasdaq. Также риски связаны с высокой сложностью новых экономических отношений, их тотальной зависимостью от комплексных технологических систем: любые сбои АСУ приводят к огромным потерям, особенно в сфере финансов.

В то же время электронная экономика обладает значительным потенциалом и неоспоримыми преимуществами, это бесспорный прогресс. Информационные технологии меняют экономику, обеспечивая значительный прирост эффективности: улучшение рабочих процессов, точности и своевременности информации благодаря внедрению автоматизированных систем управления и учета, совершенствование конкуренции и увеличение прибыльности в силу снижения информационных транзакций. Поэтому развитие и использование информационных технологий даёт значительное экономическое преимущество их собственникам.


§ 4. Новые угрозы

Проблема информационной безопасности, представленная сегодня в виде новых рисков и угроз, также является особенностью современного мирового информационного порядка. Информационная безопасность определяется как состояние защищенности информации и поддерживающей ее инфраструктуры, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах определенных структур (владельцев и пользователей).

Перечислим основные виды угроз информационной безопасности:

Во-первых, это появление и стремительное развитие различных способов контроля над информацией и информационно-технологичечкими системами со стороны их разработчика. Современные технологии связи позволяют перехватывать все телефонные сообщения на территории всего мира (в ближайшее время станет возможна полная компьютерная обработка всего объема телефонных сообщений и перехват всех сообщений в сети Интернет), и т.п.[45] Сегодня в США в соответствующей государственной структуре заняты более 350 тыс. человек.