Реализацией принципа единства экономического пространства является и единство денежно-кредитной системы страны. По Конституции рубль является денежной единицей Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег не допускается. За Центральным банком признается монопольное право на денежную эмиссию. При этом Конституция запрещает вмешательство каких-либо органов в осуществление конституционной функции Банка России по защите и обеспечению рубля (ст.75).
Указанные конституционные нормы отразили негативный опыт начала 90-х годов ХХ века, когда под влиянием товарного дефицита (1989-1991 гг.), а затем дефицита наличности (1992 г.) некоторые регионы (Свердловская, Нижегородская области и др.) предприняли попытку эмиссии собственных денежных знаков. Кроме того, данные нормы фактически признают неправомерным как выпуск параллельной валюты, так и использование денежных суррогатов, получивших широкое распространение в середине 90-х.
На пути реализации принципов рыночной экономики имеется еще много нерешенных проблем, главная из которых - создание территориально-организационной системы, адекватной новому политическому типу государства и рыночным экономическим отношениям. Для России вопросы территориального деления и управления особенно важны из-за масштабов территории, многонационального населения, природных и материально-технических ресурсов, уникального евроазиатского географического и геополитического положения, а также федеративного государственного устройства.
На сегодняшний день административно-территориальное устройство России не соответствует задачам экономической реформы и предопределяет ряд наиболее острых проблем, к которым относятся:
- «усиление тенденции хозяйственной и социальной неоднородности экономического пространства (разрыв между субъектами Федерации по душевым показателям ВРП за десятилетие вырос с 11 до 40 раз и денежным доходам населения - с 4 до 13 раз, между экономическими районами разрывы составляют соответственно 3,5 и 2,9 раз);
- возрастание дезинтеграционных процессов, то есть ослабления внутренней связности этого пространства (доля межрегионального оборота во ВВП снизилась с 22 до 12-14%);
- возникновение и разрастание пространственных очагов кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере (три кризисных пояса с 90-х годов охватывают прямо и косвенно - с прилегающими территориями-потребителями продукции - около 40 регионов)»1.
_______________________________________________
1 Государственно-территориальное устройство России: экономические и правовые основы. / Отв.ред. Гранберг А.Г., Кистанов В.В.М.: Дека. 2003. С.38.
С точки зрения эффективности экономики необходимо укрупнение и унификация субъектов Федерации при соблюдении следующих требований:
- совмещение во всех звеньях социально-экономических и административных функций;
- выдвижение в качестве основополагающих задач - обеспечение хозяйственных и социальных приоритетов.
В крупномасштабных территориальных образованиях лучше обеспечивается при государственной поддержке частного, общественного и смешанного секторов решение важных экономических задач: реализация крупных целевых проектов и программ; мобилизация и рациональное использование собственных огромных финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов, рыночное маневрирование ими (они позволяют, в частности, наладить самофинансирование производственной и социальной сфер, а также товарное самообеспечение); развитие межрегиональной интеграции производства, формирование повышающих рыночную маневренность и устойчивость систем корпоративных производственно-коммерческих объединений (корпораций, концернов, ассоциаций и т.д.), научно-производственных и инновационных комплексов, тесно связанных и с малым бизнесом, крупных и диверсифицированных территориально-хозяйственных комплексов и региональных (зональных) рынков со значительными товарными ресурсами и рыночной инфраструктурой и т.д.
В Основном законе достаточно последовательно сформулированы подходы к отношениям собственности, что следует из положений как приведенной ст.8, так и ст.ст.9, 34, 35, 36, 44, 53, 57. Трактовка собственности в Конституции не обусловлена обязанностями собственника по ее использованию в чьих бы то ни было интересах и носит консервативный характер. Это обусловлено необходимостью ограничить государственное вмешательство и ограничение прав собственности, но никак не соответствует позиции государства, строящего социальное рыночное хозяйство.
Вместе с тем Конституция предусматривает возможность ограничения прав собственности. Эти права, как и другие, могут быть ограничены федеральным законом «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ст.55). Права собственности могут быть ограничены и при введении чрезвычайного положения (ст.57).
В Конституции также закреплен ряд гарантий прав собственности. Прежде всего, признается право каждого «на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст.53). Специально подчеркнуто, что «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют» (ст.57). Конституция ограничивает произвол государства в вопросе об изъятии собственности. Принудительное изъятие имущества признается возможным только при следующих условиях: во-первых, через суд и, во-вторых, при обеспечении предварительного и равноценного возмещения (ст.35).
Рыночная экономика России находится все еще в стадии становления. Это обусловлено как предыдущим периодом социально-экономического развития в условиях отсутствия демократии и института частной собственности, так и необходимостью радикальных экономико-политических изменений, связанных с переходом от государственного регулирования к рынку, от этатизма к конкуренции.
Сказанное, однако, не означает, что в противоположность этатизированной рыночная экономика, как основанная на господстве частной собственности система социального взаимодействия и общественного разделения труда, полностью исключает, какое бы то ни было, вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Так называемый экономический антиэтатизм, то есть полное изгнание государства из экономики, - не более чем социальная утопия.
Как свидетельствует опыт США и других западных стран, массированное государственное вмешательство в экономику (несмотря на формальное разделение власти и собственности) не только совместимо с демократией (в том числе экономической), но и служит гарантом сохранения гражданского общества и его институтов. Рыночный механизм как таковой в целом неплохо выполняет свою роль регулятора экономики, но только потому, что встроен в определенные политические и правовые рамки, устанавливающие правила и пределы конкуренции, общественно приемлемые формы и технологии экономической активности.
В рыночной экономике присутствие государства обусловливается целым рядом факторов. И, прежде всего, тем, что политика носит не частный, а всеобщий характер, то есть, выступает как функция управления общественными делами, функция обеспечения приоритета общих целей перед частными, интересов системы в целом перед интересами отдельных ее частей. Отсюда вытекает известное первенство политики перед экономикой. Ведь с помощью власти и имеющихся в ее распоряжении самых разнообразных средств воздействия (начиная от убеждения и кончая легитимным использованием силы), политика создает общесоциальные условия жизнедеятельности людей, заботится о целостности социальной системы, стабильности общества, нейтрализует деструктивные, дезорганизующие тенденции и т.д. Словом, обеспечивает тот необходимый минимум урегулированности и порядка, без которого эффективная хозяйственная деятельность просто невозможна.
В докладе «От экономики рентной к экономике развития» на заседании Совета Федерации России 14 апреля 2005 года премьер-министр России М.Фрадков отмечал, что в нынешних условиях государство не может довольствоваться ролью пассивного наблюдателя, фиксирующего тенденции в экономике и социальном развитии страны. Правительство, как считает М.Фрадков, должно научиться ставить перед экономикой страны реальные цели и успешно добиваться их достижения в намеченные сроки.
Среди множества крупнейших проблем, которые для достижения этой цели предстоит решить, премьер-министр назвал пять первоочередных задач. Это борьба с бедностью, создание эффективной системы управления, формирование конкурентоспособной среды в предпринимательстве, выработка конструктивного механизма взаимодействия бизнеса и государства, а также встраивание экономических возможностей России в мировую экономику.
6 июня 2002 года Министерство торговли США предоставило России статус страны с рыночной экономикой, а 7 ноября 2002 года Евросоюз окончательно признал Россию страной с рыночной экономикой1.
В то же время понятно, что Россия должна пройти еще долгий путь до превращения в страну с рыночной экономикой.
А пока, при подведении российским правительством итогов социально-экономического развития России за 2004 год и определения задач экономической политики на 2005 год приведены неутешительные результаты.
В 2004 году состояние российской экономики значительно ухудшилось, что, прежде всего, связано со снижением конкурентоспособности, которая в минувшем году уступила даже уровню 1997 года, снизившись на 20%. Цены отечественных производителей выросли на 28,3%, цены на бензин – на 34%, цены на нефть – более чем на 40%, тарифы в сфере ЖКХ и на транспорте повысились от 20 до 51%, что обусловило рост инфляции почти на 4%. Кроме того, не растет индекс РТС, а действующая система миграционного регулирования не позволяет увеличить численность трудоспособного населения, что, в свою очередь, не позволяет даже предполагать удвоение ВВП.