В конституционном праве суверенитет часто признается не свойством государства, а свойством государственной власти3.
Эту точку зрения, так или иначе, выразил и Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении № 10-П от 7 июня 2000 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государствен-
_______________________________________________
1Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве. // Московский журнал международного права. 1994. № 2. С.6.
2 См.: Левин И.Д. Суверенитет. М. 1948. С.64; Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. М.: ИМО. 1963. С.6, 23-25.
3Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательство НОРМА, 2005, С.131; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2004. С.165.
ной власти субъектов Российской Федерации», указав, что «суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно - правовой статус»1.
Указанное понимание государственного суверенитета вряд ли может быть исчерпывающе достоверно. Власть, а точнее властное принуждение, является самостоятельным признаком любого государства, и она несводима к суверенитету. Суверенитет должен рассматриваться не как отражение власти государства, а как атрибут, неотъемлемый элемент общей правосубъектности государства.
Конституция Российской Федерации закрепила достаточно жесткую концепцию единого суверенитета Российской Федерации, который распространяется на всю территорию страны.
Ч.1 ст.4 Конституции гласит: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». В соответствии с ч.3 данной статьи Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Государственный суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, «ибо составляют то, без чего оно не может существовать»2.
И.А. Умнова считает, и с этим можно согласиться, что принцип территориальной целостности является элементом государственного суверенитета, и в то же время его необходимо включать в содержание
_______________________________________________
1Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 25. Ст.2728.
2 Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной российской государственности. // Государство и право. 2004. № 4. С.5.
принципа государственной целостности при этимологическом толковании последнего наравне с принципами единства системы государственной власти и единства конституционно-правовой системы1.
В теории конституционного права проблема принадлежности суверенитета федерации и (или) ее составным частям – субъектам является одним из наиболее спорных вопросов и обусловлена, в первую очередь, федеративным строением Российской Федерации.
Существуют различные концепции суверенитета, среди которых самыми известными стали унитарные (суверенитет принадлежит только федерации или только субъектам), сепаративные (суверенитет разделяется между субъектами и федерацией) и «дуалистические теории» (когда суверенитет осуществляется на равных федерацией и субъектами и принадлежит некоему общему государству, или понимание суверенитета, в рамках которого существуют в единстве два равновеликих суверенитета – федерации и субъектов).
В России в последние годы попытки обосновать деление суверенитета были предприняты, в том числе, К.В.Арановским и Л.М.Карапетяном 2.
Концепцию «двух полных суверенитетов» развивают Р.В.Енгибарян и Э.В.Тадевосян 3.
Новый импульс получила и теория «дуалистического суверенитета»4.
И это несмотря на то, что еще в 1994 году в докладе комитета Государственной думы по делам Федерации и региональной политике был сделан вывод, что «субъекты РФ не являются суверенными, … и положения о суверенитете республик в составе Российской Федерации не соответствуют действующей Конституции Российской Федерации, которая рассматривает их
_______________________________________________
1См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое пособие. М.: Дело. 2000. С. 48.
2Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений // Право и политика. 2000. № 1. С.15; Карапетян Л.М. Федерализм и права народов (курс лекций). М. 1999. С.92.
3Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. О некоторых дискуссионных теоретико-методологических вопросах курса конституционного права // Государство и право. 2001. № 1. С.19-20.
4Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. М.: Пробел. 1999. С.79-82.
как субъекты РФ»1.
В качестве доказательства тому может также служить решение комиссии по международному праву ООН о том, что «федерация несет ответственность за нарушение ее членом международных обязательств, даже если они взяты им в рамках собственной международной правосубъектности»2.
Указанное положение получило окончательное практическое разрешение в правовых позициях, сформулированных Конституционным судом РФ, в вышеуказанном Постановлении № 10-П от 07.06.2000г., где было констатировано, что «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации»3.
Таким образом, впервые в российском праве в правовом источнике получила официальное закрепление концепция исключительного суверенитета Российской Федерации и отсутствие последнего у ее субъектов.
Одним из сложных вопросов отечественного государствоведения является проблема статуса субъекта Федерации, то есть может ли член федерации считаться государством или государственным образованием?
Конституция России именует один вид ее субъектов – республики – государствами (ст.5). Думается, что это декларативное указание не следует рассматривать как признание их универсальной правосубъектности
_______________________________________________
1 Единая конституционная система Российской Федерации. / Ком. Гос. Думы по делам Федерации и региональной политике. М.: Государственная Дума: Республика. 1994. С.103-104.
2Пустогаров В.В. Члены федерации как субъекты международного права // Советское государство и право. 1992. № 1. С.49.
3Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 25. Ст.2728.
государства, поскольку вне принадлежности суверенитета территориальному образованию нельзя рассматривать его в качестве государства. Иными словами, государственность республик РФ не подкреплена конкретными правомочиями и суверенитетом, и внесена в Конституцию РФ «в качестве политической уступки национальным республикам в целях сохранения территориальной целостности Российской Федерации во времена «парада суверенитетов»»1.
Конституционный суд сформулировал это положение следующим образом: «…использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает - в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года - признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно - правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера»2.
Изложенное позволяет сделать вывод, что наличие термина «государство» (по отношению к республикам) является логико-правовой ошибкой авторов текста Конституции РФ.
Однако это не означает, что проблема полностью решена и возврата к «параду суверенитетов» не будет. Новая конституция Чеченской республики в ч.1 ст.1 закрепила норму, согласно которой «Суверенитет Чеченской республики является неотъемлемым качественным состоянием Чеченской республики».
Проблема обеспечения суверенитета РФ и территориальной целостности выражается также и в вопросах урегулирования взаимоотношений федеральных властей и властей субъектов Федерации, распределения предметов ведения между субъектами РФ.
В этой связи необходимо отметить, что суверенитет находит воплощение
_______________________________________________
1Кондрашев А.А. Конституционно-правовые аспекты теории суверенитета. Федерализм. 2004. № 2. С.53.
2Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 25. Ст.2728.
в определенных полномочиях, которые принадлежат Российской Федерации как суверенному политическому единству, и без которых суверенитет не может осуществляться. Поэтому совокупность полномочий государства служит юридическим способом выражения суверенитета. Правовой формой выражения суверенитета, как свойство, присущее государственному органу, является компетенция. Именно с этим свойством связана проблема разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.