Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений (стр. 12 из 22)

На третьей стадии (затухание), когда конфликтная си­туация исчерпана и участники конфликта выплеснули «от­рицательную» энергию, происходит разрядка напряжения. У детей возникает чувство вины, сожаления и раскаяния. Участники конфликта хотят стать лучше и готовы к пози­тивным переменам. На этой стадии уже будут эффективны воспитательные беседы, анализ причин возникновения кон­фликтной ситуации, совместное моделирование других спо­собов выхода из нее.

Для того чтобы подготовиться к беседе с участниками конфликта, учителю (родителю) необходимо самому сбро­сить напряжение и раздражение. Для этого можно сделать несколько простых упражнений из системы телесной тера­пии В. Райха:

1. Дыхание. Перед беседой с трудным ребенком глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погаси­те» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Пред­ставьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающие ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их — с глаз, губ, шеи и груди. После этого начинайте беседу!

2. Массирование. Возможно, вам подойдет другой способ снятия напряжения. Перед началом беседы с учеником до­троньтесь кончиками пальцев до своих век, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, «снимая» старую маску.
Нередко родителю (учителю) приходится выполнять посредничес­кую функцию выхода из конфликтной ситуации. Эффек­тивную методику посредничества родителя (учителя) в конфликте, со­стоящую из четырех шагов, предлагает Н.В. Самоукина.

1-й шаг: «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о вре­мени и месте переговоров. При этом должны выполняться следующие условия:

а) разговор должен быть длительным (2 - 4 часа);

б) помещение выбирается так, чтобы исключались любые
помехи (телефонные разговоры, открывание двери и т.д.);

в) время разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников никуда не спешил.

Когда вы договариваетесь о переговорах, для участни­ков необходимо сформулировать два главных правила-зап­рета. Первое: если переговоры начались, запрещается вы­ходить из комнаты раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, «хлопая дверью», нельзя говорить фразы типа: «Я вообще не хочу об этом говорить!», «Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!» Второе: запрещается использо­вать «силовые приемы» (заставлять другого человека усту­пать, сдаваться). Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.

2-й шаг: «Спланируйте организацию». В самом начале раз­говора важно его правильно «запустить». Установка, кото­рую учитель осуществляет на переговорах, заключается в том, чтобы не заставлять ни одного из учеников полностью от­казаться от собственной позиции. Вместе с детьми не­обходимо выработать новую позицию, в которой будут уч­тены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. Никто не должен быть обижен! Переговоры будут успеш­ными в том случае, если ребята уйдут уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались при разработке общего соглашения.

3-й шаг: «Выговорись». На этом этапе перед участниками конфликта и перед посредником стоит задача: выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Дайте участни­кам конфликта выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию всех участников. При фор­мулировании проблемы необходимо научить детей быть доброжелательными друг к другу, показать, что надо уважать достоинство друг друга.

4-й шаг: «Соглашение». В разговоре наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу». Они пси­хологически готовы к примирению. Они успокаиваются, снижается напряженность. Им самим надоело ссориться или они просто устали. Но, в любом случае, наступает момент для составления соглашения.

Приготовьте бумагу и ручки. Текст документа должен содержать решение переговоров и описание того, что, как и когда должны делать каждая из конфликтующих сторон для осуществления принятия решения. Пусть каждый участник напишет свой текст: что он ждет от своих партнеров и то, что он мог бы сделать сам. Затем необходимо организовать об­суждение, в котором тексты будут совмещены в общий еди­ный документ. Полезно повесить соглашение в классе, чтобы все его видели. Через некоторое время можно организовать вторичное обсуждение: как выполняется решение, сформу­лированное в соглашении.

Коррекция негативных эмоциональных комплексов

через рисование у детей 5-9 лет

Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-9 лет и встречаются в норме у большинства детей этого возраста. Как правило, к 10 годам дети самостоятельно избавляются от многих страхов через спонтанные психотехники, выработанные детской культурой. Среди них - рассказывание друг другу "страшилок" в обстановке безопасности, организация походов в "страшные места" типа подвалов и т. д.

Чаще всего переживание страхов встречаются у детей из эмоционально неблагополучных семей, а также выявляется у детей в процессе социально-психологической адаптации к детскому дошкольному учреждению или школе. В этом случае показана индивидуальная коррекционная работа психолога или терапевта с ребенком. В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т.п.). Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют психическим особенностям как ребенка, так и терапевта, а также при наличии необходимых условий для работы. Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:

- детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;

- рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.

Суть методики заключается в следующем. Ребенка просят нарисовать любой персонаж (например, несуществующее животное, ни в коем случае не персонаж мультфильма или сказки), а затем рассказать о его образе жизни. Выявление "друзей" персонажа имеет смысл позитивного якоря. Определение "врагов" или персонажей, вызывающих негативные чувства, является "входом" в эмоциональную проблему ребенка. Таким же "входом" может оказаться изображение дискомфортной среды, в которой действует персонаж. В работе используется принцип "режиссера фильма", т.е. ребенок является единственным творцом создаваемой истории, терапевт может только предлагать варианты развития сюжета, которые ребенок может принимать или не принимать. "Фильм" можно "прокручивать" назад и создавать альтернативный сюжет, если первоначальная сюжетная линия оказалась слишком деструктивной или зашла в тупик. Использование в процессе совместного творчества терапевта и клиента режиссерских приемов, разработанных в рамках символдрамы Лейнера (принципа "примирения", "кормления и подкупа", "лидера", "символической конфронтации", "истощения и уменьшения", "магических жидкостей") очень эффективно. Например, при работе с негативными эмоциями ребенка введение в ткань сюжета "волшебной палочки" или любой другой могущественной силы, помогающей персонажу справиться с проблемами, приводит к значительному облегчению состояния ребенка уже после одной сессии. Усвоение "волшебной палочки" позволяет осуществить своеобразный контр-перенос с персонажа на самого ребенка. Это достигается предложением к ребенку показать, каким образом персонаж действует с волшебной палочкой. "Волшебную силу" можно передавать другим предметам, например, конфете. Это позволяет сохранить позитивный якорь, сформированный во время сессии, и за ее рамками. Следует также добавить, что количество сессий, необходимых для успешной коррекции, может отличаться у разных детей. Кроме того, ребенок даже во время одной сессии может идентифицировать себя с разными персонажами своего рисунка, поэтому при работе терапевт обязательно должен установить раппорт, чтобы чутко отслеживать все возможные изменения фокуса эмоций. Перед началом работы необходимо информировать родителей о сути коррекционной работы, а также предупредить их о том, что их вмешательство допускается только в случае обращения к ним терапевта. Уже первая диагностико-коррекционная сессия дает обильный материал для индивидуальной консультации родителей. Присутствие или отсутствие родителей на последующих сессиях определяется обоюдным желанием ребенка и родителя.

Какие вопросы задавать ребенку в ходе сессии?

1. Стадия контакта:

- Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать?..

После того, как ребенок освоился в кабинете и с рисованием в присутствии психолога:

- Ты придешь ко мне еще? А давай с тобой в следующий раз придумаем сказку (фильм)? И ты будешь самый главный сказочник! Как ты скажешь - так и будет в твоей сказке!

2. Стадия коррекционно-диагностическая (сессия проводится обычно через несколько дней после первой встречи).

До начала совместного рисования и для "разогрева" можно использовать модифицированный тест Люшера: попросить ребенка проранжировать свои цветные карандаши (фломастеры) по степени привлекательности. Каждым карандашом ребенок рисует последовательно кружок в верхней части рисунка. Могут быть варианты (выбор цвета фиксирует психолог, используя стандартный набор карточек). Такую же процедуру стоит проделать в конце сессии. Тест Люшера является лишь одним из индикаторов изменения эмоционального состояния, можно использовать любые другие, предпочитаемые специалистом и адекватные методы диагностики.