Метод проектов в воспитательной работе классного руководителя
Методические рекомендации
Цель проектной деятельности (для учителя): формирование творческих исследовательских качеств (информационной компетентности) участников педагогического процесса с помощью СМК.
Цель (для детей): переосмысление роли ПК в жизни человека.
Задачи для учителя (этапы проектной деятельности):
1. Познакомить детей с разными способами создания компьютерных продуктов.
2. Организовать сопровождение детей в работе над проектами.
3. Научить демонстрировать (презентовать) результаты своей работы зрителю.
4. Сформировать умение анализировать результаты проделанной работы.
Задачи (для детей): научиться работать в проектной деятельности во внеурочное время.
Этапы проектной деятельности (для детей):
1. Определиться с выбором руководителя-консультанта проекта (учитель, классный руководитель, родитель).
2. Выбрать тему, выявить проблему, поставить цели, задачи для проекта.
3. Подобрать компьютерную программу для его осуществления (для презентаций Power point с использованием музыкальных и видеофайлов, анимации и гиперссылок, программы для учебных сайтов Publisher , Front Page, программы для видеомонтажа и др.).
4. Собрать теоретический материал.
5. Написать к нему сценарий-проект.
6. Воплотить проект в компьютерной форме.
7. Проконсультироваться у руководителя.
8. Исправить ошибки.
9. Презентовать (показать) проект зрителю.
10. Проанализировать успехи и недостатки.
Этапы работы над проектом (по И.Д. Чечель) для учителя:
1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предлагаемых стратегий, выбор способов.
3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе).
5. Исследование, решение конкретных задач.
6. Обобщение результатов, выводы.
7. Реализация проекта.
8. Анализ успехов и ошибок.
Функции педагога при работе учащихся над проектом:
1. Помогает ученикам в поиске нужной информации.
2. Сам является источником информации.
3. Координирует весь процесс.
4. Поощряет учеников.
5. Поддерживает непрерывную обратную связь.
Технология проектирования робота над видеофильмом (этапы):
1. Диагностика исходного состояния материалов для видеопроекта (статья, книга, реферат).
2. Моделирование будущего проекта (написание сценария).
3. Составление технологической карты (места съёмок, сотрудничество с учителями и одноклассниками, необходимое оборудование и материалы).
4. Видеосъёмка.
5. Конструирование работы (видеомонтаж).
6. Презентация проекта (защита работы).
7. Анализ выполненной работы, оценивание.
Планируемый результат воспитания: сформированное конструктивное отношение воспитанников к работе на ПК, позитивное отношение к участникам проектной деятельности, активная позиция по отношению к проектной деятельности, заинтересованное отношение к результатам своего труда.
Планируемый результат для ребенка: получение компьютерного продукта; приобретение навыков работы по проектной деятельности.
Приложение 3
Сценарий
литературного вечера, посвящённого творчеству Н.А.Островского
1: Начинаем путешествие в усадьбу Щелыково, заповедное место Костромской области, где с 1851-1886г.г. каждое лето проводил А.Н. Островский. С усадьбой Щелыково связан расцвет творчества великого драматурга.
2: Давайте побываем в лесах Заволжья. Во всей красе сохранился уголок земли русской, к которому всем сердцем был привязан Александр Николаевич Островский
(звучит мелодия русской народной песни «Как пойду я на быструю речку». На экране - фотоснимки дома Островских, где у парадного крыльца висит мемориальная доска: «В этом доме жил, работал и умер великий русский драматург» Александр Николаевич Островский).
1: Местный поэт Виктор Волков, лётчик, потерявший в Великую Отечественную войну зрение, в день открытия памятника Островскому в 1956 году просто и задушевно сказал слова, которые мы повторяем и сегодня:
Вот она, усадьба Щелыковская!
Не состарят памяти года.
Чтоб почтить бессмертие Островского,
Собрались сегодня мы сюда.
Нет, не остов камня обелисковый
И не склепа холод гробовой,
Как живого, как родного, близкого
В наши дни мы чествуем его.
2: Сюда Островский выезжал обычно в первой половине мая. Ехали на лошадях до Ярославля через Переславль-Залесский, Ростов по дороге на Карабиху, Кострому.
Широкая дороженька берёзками обставлена,
Далеко протянулася песчана и глуха.
Что ни изба - с подпорою, как нищий с костылём;
А с крыш солома скормлена скоту...
Стоят, как остовы, убогие дома,-
Писал об этой дороге Некрасов.
1: Волжские города - Кострома, Кинешма, Торжок - старинные купеческие торговые центры. Приземистые торговые ряды, расположенные по кругу, слепые амбары, прибрежные бульвары, крутые спуски к Волге - все это так и просится в декорации «Бесприданницы» или «Грозы».
Художник Кустодиев, тоже долгое время живший в Костромской губернии, готовя эскизы к декорациям, рисовал бульвары Кинешмы, Костромы, Торжка. Эти три города оспаривали право считать местом действия «Грозы» свой город. В Костроме мещанка Александра Клыкова, не подчинившись «тёмному царству», бросилась в Волгу. В Торжке сам Островский наблюдал первую грозу и ввёл её в пьесу как средство символики. Город Калинов, место действия драмы «Гроза», - поэтическое обобщение провинциальных волжских городов с неписаными законами «тёмного царства».
2: Драматург ввел в декорации живописные пейзажи Волги, волжские дали, лунные ночи, грозовое небо. Кулигин, механик-самоучка, житель города Калинова, восклицает: «Вид необыкновенный! Душа радуется! Пятьдесят лет гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Такая гармония в природе. А каково в жизни, где люди поклоняются денежному богу, не считаются с человеческим достоинством?
(Разыгрываются сцены из драмы «Гроза, явл. д.1, явл. 7 д.1, где представлены: купчиха Кабанова, её сын Тихон, дочь Варвара, сноха Катерина)
Правый берег Волги. Кинешма. Островского всегда потрясала чудесная панорама открывавшаяся с высокой Кинешемской набережной. (Включается запись народной песни о Волге « Дуй, ветерок, песня летит»). Внизу - Волга, раскинувшаяся вширь почти на версту, то спокойная, то бурная, но неизменно величавая и прекрасная. На ней кипела жизнь: плыли баржи, шли пароходы, бежали под парусами расшивы, сновали лодки. На том берегу - необъятная перспектива заволжских полей и лесов, деревень с колокольнями сельских церквей.