Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя в 2-х частях (стр. 10 из 16)


- 6 -

«Хочу, чтоб он пришел» (1981 г. Студия им. М.Горького, рек. Эдуард Гаврилов, сц. Г.Бокарев, оп. Б.Середин).

Тема; Познавая белый свет. Воплощение внутреннего мира человека кинематографическими сред­ствами.

Вступительное слово перед фильмом. Во время вступительного слова необходимо еще раз напомнить ребятам о том, что кинемато­граф, в отличие от литературы, например, использует свои специ­фические средства для того, чтобы показать, что чувствуют и о чем думают герои. Если писатель может просто пересказать за ге­роя его чувства и мысли или непосредственно дать ему самому сло­во, то в кино этот процесс осуществляется иначе: режиссер и опера­тор должен не просто рассказать, а показать нам, зрителям, слож­ный внутренний мир своих героев. Все, что вы видите на экране, вое предметы, которые окружают людей, их расположение по отноше­нию к друг другу - все это в кино неслучайно. Писатель А.Платонов вообще считал, что предметы после того, как она побу­дут в теплых человеческих руках, перестают быть чем-то неодушев­ленным, а как бы вбирают в себя саму душу человека. У умного, та­лантливого оператора, т.е. у человека, который как бы заставляет зрителя видеть окружающий мир его, оператора, глазами, изо­браженный на экране предмет всегда будет значим, всегда скажет нам что-нибудь о человеке, о его мыслях в чувствах. Фильм, кото­рый вы сейчас увидите, как раз в раскрывает нам многое во взаимоотношениях двух ребят (Витьки в Вовка) благодаря наблюдатель­ному взгляду оператора.

Вопросы к обсуждению и комментарии к ним :

I. Вспомните сцену, когда Витька показывает Вовке свой подвал. Внешне это весьма непривлекательное место в доме, мать


- 7 -

Вовки в ужасе, когда узнает, что ее маленький сын спускался в это страшное место. А на самом деле, что представляет из себя этот подвал? На самом деле - это как бы зримое воплощение внут­реннего мира Витьки. Здесь и то доброе, что он чувствует по от­ношению к отцу и воплощение его фантазии, выдумки.

2. Пусть ребята перечислят все предметы, которые так или иначе выхватывает камера во время съемок в подвале. Что гово­рят нам эти предметы о внутреннем мире Витьки?

3. Что узнает маленький герой фильма (Вовка) благодаря зна­комству со своим старшим товарищем? Во-первых, он узнает цену деньгам. Во-вторых, он, может быть, впервые сталкивается с настоящим человеческим горем.

4. Как строятся взаимоотношения двух героев? Только стар­ший влияет на младшего или. они оказывают какое-то взаимное вли­яние друг на друга?

Вспомните сцену с кошельком. Сцену за кулисами в кукольном театре.

5. Если подвал в доме - это воплощение существования какой-то иной, невидимой на первый взгляд жизни, (внешне благополучный дом, например, и вдруг убогое жилище дворничихи), то сцена за ку­лисами кукольного театра - это в какой-то степени продолжение той же зримой темы в фильме.

Витька старше Ловки, он знает изнанку жизни, более того, он, кажется, мало чего знает помимо так называемой житейской про­зы (отец-пьяница, больная мать и т.д.). Вовка же воспринимает все окружающее его как чудо (это, например, все переодевания знакомой дворничихи то в администратора театра, то в кассиршу в столовой и т.д.). Вовка не может принять искусство, видя его только с изнанки. Человек не может жить только одним горем, од-


- 8 –

ной жизненной правдой, для него необходима иллюзия, как вопло­щение творчества, фантазии, как воплощение духовного. Слабый мечтатель Вовка настойчиво требует от видавшего виды Витьки от­дать найденный кошелек! Здесь вроде бы нет воровства, но здесь нет и честности, а раз нет честности, то нет и идеала, и кумир Витьки может тут же исчезнуть в глазах его младшего товарища. Важно отметить, что Витька, признавая свой безоговорочный автори­тет в глазах Вовки, все-таки меняется под влиянием своего млад­шего товарища. Он отдает кошелек артисту, уводит Вовку из теат­ра. Он постепенно начинает приобретать то, чего раньше был лишен - мир детства.


- 9 -

Тема: Прекрасная страна детства. "Черная курица, или Подземные жители".

Сказка "Черная курица" была написана Антоном Погорельским полтора столетия назад для своего племянника Алеши (ставшего впо­следствии известным русским писателем А.К.Толстым) с заведомо нра­воучительными целями. Возможно поэтому в ней очень ослаблена сюжетная занимательность и усилено рациональное звучание, что, ес­тественно, накладывает определенный отпечаток на методику ее ана­лиза, на интерпретацию идейно-нравственного содержания.

Постановщик экранизации Виктор Гресь в какой-то мере преодо­лел прямую назидательность литературного первоисточника, тем не менее и в фильме ощущается преобладание интеллектуального начала, что значительно затрудняет его восприятие, особенно младшими школьниками.

Во вступительном слове (напомнив хорошо известные экраниза­ции классических сказок, в том числе "Снежной королевы") необхо­димо подчеркнуть, что "Черная курица" необычная сказка. В ней нет видимых чудес, волшебных превращений, открытой борьбы добра и зла. В ней тесно переплетены вымысел в реальность, мечты и фан­тазии, сновидения и жизнь. Поэтому о самого начала просмотра сле­дует настроиться на волну сопереживания маленькому герою, Алеше Ланскому, и постараться вместе с ним прожить его судьбу.

Фильм завоевал главные призы на Всесоюзном и Международном кинофестивалях, и этими наградами заслуженно отмечены его высокие художественные достоинства. Задача обсуждения - разобраться, в чем они состоят.

Вопрооы для обсуждения

I. В чем заключается сказочность филы? (Горящие свечи в спальне, предваряющие путешествие Алеши в подземелье; проход Алеши


- 10 - встреча с жителями; сны).

2. Вспомнить начало фильма (длинная панорама по пансиону с выходам на улицу через маленькое окошко). С чего начинается ис­тория Алеши? (Алеша перед строем воспитанников в ожидании наказа­ния. Метафора с дрессированной птичкой).

3. Кто такие подземные жители? Когда Алеша знакомится о ними? (Среди подземных кителей все обитатели пансиона, кроме клас­сного наставника).

4. В чем сила ячменного зернышка? Когда и как Алеша теряет его?

5. Какое главное "преступление" совершил Алеша? Когда и по­чему оно произошло?

6. Сравнить начало и конец фильма (ослепительный свет в противовес мрачности пансионата). В чем смысл двукратного повторения финальных кадров? Можно ли сказать, что это авторская оценка рассказанной истории?

7. Какова в фильме роль цвета? (Образ матери, детство, ры­цари, пансион),

В четвертых классах темой разговора должна стать нравственность поступков Алеши, выявление сущности конфликта, в который он вступает, не подозревая об этом. Необходимо восстановить последовательность развития сказочной истории о подземными жителя­ми, как она дана в фильме: одиночество Алеши - спасение Чернушки - сон - посещение подземелья - успехи в учебе - потеря и возвращение зернышка - предательство - уход жителей - финал.

В пятых-шестых классах, беря за основу ту же сказочную ис­торию, следует акцентировать внимание на анализе выразительных средств (цвет, музыки организация пространства) в через них вывести учащихся на осознание в осмысление нравственной идеи фильма.


- 11 –

Фильм "Чудак из 5 б" . Реж. И.Фрез, сцен. В.Железникова.

У-У1 классы.

Тема: 0б активной жизненной позиции.

Вступительное олово. Во вступительном олове с ребятами можно поговорить о творчестве этого известного детского режиссера. Для этого необходимо вспомнить хотя бы некоторые из его фильмов: "Первоклассница", "Я купил папу", "Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева", "Рыжик", "Отряд Трубачева сражается", "Хомут для маркиза", "Я Вас любил...", "Вам и не снилось", "Приключения желтого чемоданчика". Ребята, безусловно, смотрели некоторые из этих фильмов. Почти для всех лент Фреза характерны юмор, обилие приключений, песен, танцев. Мир представляется в этих картинах каким-то новым, необычными это естественно, т.к. Илья Фрез преж­де всего стремится раскрыть внутренний мир тех, о ком он и сни­мает свои картины, внутренний мир детей. Можно сказать, что ве­дущей темой творчества этого режиссера является тема познания ок­ружающего мира человеком, который только вступает в эту сложную и противоречивую жизнь.

Перед просмотром фильма "Чудак из пятого "Б" детям можно за­дать вопрос: "Как вы считаете, фраза Антуана Сент-Экзюпери" мы в ответе за тех, кого приручили" подходит для того, чтобы стать эпиграфом к данной картине или нет?

Вопросы и примерный ход обсуждения:

I. Вспомните, как начинается фильм? Камера сфокусировала Нину и других первоклассников. Лица ребят. Лица ребят становятся отчетливо видны, они как бы появляются из какого-то неопределен­ного общего фона. Зачем нужно было это автору фильма? Речь в кар­тине прежде всего идет о том, как подрастают дети, как они впер­вые начинают познавать окружающий мир. Скорее всего, начальными


- 12 -

кадрами автор и хотел задать эту основную тему: из неопределен­ного общего фона начинают выступать черты человеческого лица, по которому мы можем судить о характере, и о темпераменте.

2. Как поначалу Борис Збандуто воспринимает предложение стать вожатым октябрят?

3. Как вы считаете, почему малыши полюбили Бориса?

4. Как в каких сценах проявились качества его личности? Бо­рис играет с ребятами. Он великолепно понимает, что именно такой стиль общения наиболее приемлем в данной ситуации.

5. А как вы считаете, сам Борис от общения с малышами получает что-тo или нет? Меняется ли герой фильма по мере развития действия, или остается таким же, каким он был в самом начале?

6 Зачем нужно было показывать взаимоотношения Бориса и Толи? Ведь на первый взгляд это не имеет никакого отношения к главной теме фильма?

7. Почему через весь фильм проходит тема подарка, который Борис должен купить маме ко дню рождения?