Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя в 2-х частях (стр. 11 из 16)


- 13 –

Методические рекомендации по использованию кинофильмов на кл. часах в V-VI классах

Тема: Экранизация произведений устного народного творчества на примере фильма "Илья Муромец" (реж. А.Птушко, в ролях: Б.Анд­реев, А.Абрикосов, 1956).

Основная цель обсуждения: показать особенности кинематографа, как пластического искусства.

О вступительном олове: Во время вступительного олова ребятам можно показать две репродукции В.Васнецова: "Богатыри", "Поле побоища Игоря Святославлича о половцами".

Посмотрите внимательно на эти репродукции. Будет ли что-нибудь общее между тем, что вы увидите на экране, и тем, что изо­бражено на этих картинах. Может быть, в фильме вообще будут вос­произведены эти картины. Если да, то запомните, в какой момент картины Васнецова появились на экране? Какое вообще они имеют отношение к действию фильма?

Вопросы и примерный ход рассуждений: Что напоминает вам в фильме картины Васнецова? Одежда ге­роев, цвет, их внешний вид. Как показан в фильме Калин-царь? На чем он сидит. Спины склоненных русских людей. Калин-царь без­жалостен только по отношению к русским или к своим подчиненным тоже? Приведите примеры (холм из человеческих тел, холм из зо­лота, которое награбил Калин-царь у своих же и т.д.). Какие костюмы носят враги земли русской? Какого цвета эти костюмы? Поче­му именно мрачные тона выбрал художник?

Вспомните начальный эпизод фильма: разговор калик перехожих о богатырем Святогором. Святогор не может больше спуститься на землю, так как не выдерживает его мать сыра-земля больше. Бога­тырь отдает свой меч каликам перехожим, чтобы, те передали его


- 14 -Илье Муромцу.

Вспомните, как благодарят калики Святогора? Они обедают бо­гатырю, что в песнях народных будет жить вечно. Святогор вместе со своим боевым конем превращается в камень, но остается после него богатырский меч, остается народная память. Значит, речь идет о какой-то эстафете, о какой-то цепи явлений. Что же связывает вое события фильма воедино? Скорее всего, - тема бессмертия подвига. Именно этому в посвящен фильм. Вспомните, когда речь шла о войске Калина, мы с вами обращали внимание на то, как внешне выглядят татарские воины, во что они одеты, что несут в руках и т.д. Заме­тили ли вы, что очень часто в кадре будет появляться и изображение черепа, как символа смерти. Ведь сам мрачный цвет одежды людей Калина-царя наводит нас на мысль о том, что это силы зла, сеющие вокруг себя только зло и разрушение.

Итак, в фильме есть две противоположные силы. Это силы смер­ти и силы жизни. Почему именно Илью Муромца и тех, кто о ним связан .мы можем отнести к силам жизни? Вспомните, как вышивает Василиса Илье Муромцу скатерть-самобранку. Ей в этом помогают и птицы, и звери. Какой красочный, яркий узор появился на скатер­ти! Это действительно жизнь. Вспомните, какие красивые церкви стоят на площадях стольного града Киева. Какая могучая в красивая природа окружает русских людей! Как вы считаете, что движет эти­ми людьми? Что заставляет их идти на смертный бой? Любовь к ро­дине, любовь к своему народу. Именно об этом каждый раз и говорит Илья Муромец. Где, в каком эпизоде фильма главный герой проходит наиболее тяжелое испытание, когда ему прежде всего необходимо доказать свою искреннюю любовь к русскому народу, к русской зем­ле? Эпизод заточения князем Владимиром Ильи Муромца в подземелье. Необходимо при разборе данного эпизода обратить внимание ребят


- 15 –

на то, что герою приходится делать для себя очень важный выбор: с одной стороны, справедливый гнев на князя Владимира, а о дру­гой, - обиды всей земли русской, за которую надо заступиться. Бессмертие Ильи Муромца как раз и определяется тем, что ради все­го народа он готов забыть и личные обиды и собственные лишения. В этом и заключается источник силы русских богатырей. Как, в ка­ких эпизодах наиболее ярко показаны нам проявления ни с чем не­сравнимой мощи русских витязей? (перечислите эти эпизоды). Поче­му Калин-царь все-таки, несмотря на свое войско, обречен на по­ражение? Корысть, злоба, жажда наживы никогда не объединяет лю­дей, не придает им духовной силы.


-16 -

Основные элв'»»™ потайной канвы

Ко мне, Мухтар, реж.. С.Туманов, сц. И.Меттер. Мосфильм, 1964. Тема: 0 братьях наших меньших.

Основная цель обсуждения: дать в результате анализа фальма представление о таких основных моментах событийной канвы, как завязка, кульминация, развязка и эпилог.

О вступительном слове. Вспомните, вы пытались рассказать своему приятелю какую-нибудь забавную историю. Эта история обязательно начиналась с какого-нибудь события. Например, мальчик шел по дороге, ел банан и бросил шкурку на асфальт. Посмотрите, здесь, в этом предложении, уже заключено не одно, а целых три события: мальчик шел, ел и, наконец, бросил шкурку на асфальт. Причем, очень важно отметить, что не произойди последнего, то данная история вообще на этом и кончилась. А что же могло произойти дальше? Другой мальчик шел по той же дороге, он читал на ходу и случайно не заметил шкурки, подскользнулся и смешно упал.

Затем он встал и, рассердившись, отбросил ногой мусор о до­роги. Вы все это видели со стороны . хотите, конечно, рассказать кому-нибудь о случившая. Получится ли ваш рассказ, если вы начнете его с того момента, когда упавший мальчик, рассердившись, выбрасывает шкуру с дороги или нет? Какие важные события будут пропущены в рассказе? Расскажите сами какой-нибудь смешной случай.

Вот и в фильме, так же, как и в любом рассказе, события должны быть выстроены в строго определенной последовательности. Авторы фильма с помощью кинематографических средств как бы рассказывают нам свою картину и, чтобы рассказ получился интересным, увлекательным, они выстраивают его приблизительно так же, как вы неизбежно выстраиваете забавные истории.


17.

которые случались непосредственно с вами.

Вопросы к обсуждению /комментарии к ним/:

I. Как вы считаете, кто рассказал нам этот фильм про собаку? Можно ли сказать, что некоторые сцены в фильме рассказаны нам как будто самим Мухтаром? Почему мы догадываемся о том, что ду­мает Мухтар?

Необходимо напомнить ребятам о существовании так называемого голоса за кадром. Весь фильм увиден как бы глазами собаки. Наме­чается противоречие между внутренним миром служебно-сторожевого пса и его работой. История с собакой по кличке Дон дается автора­ми фильма как бы параллельно с историей самого Мухтара. Мухтара гак же могут списать в любой момент, как и Дона. Он просто сторо­жевой пес для бюрократической машины. Авторы фильма заставляют нас самих встать на место Мухтара. Мухтар не просто бездушное животное, он может мыслить, чувствовать, у него есть мужество, представление о чести /сцена, когда Мухтар тайком ел свой ужин в клетке/.

2. Вспомните, как попадает Мухтар на службу в милицию? Как вы считаете, что он должен чувствовать по отношению к своей хозяйке и к своему новому хозяину? Как проявляются чувства Мухтара в его поведении? Что помогает инструктору Глазычеву завоевать доверие собаки? Почему Мухтар гак старается быть хорошим служебно-сторожевым псом?

3. Вспомните, с чего начинается служба Мухтара? Какое первое дело он расследует? Восстановите всю последовательность эпизодов, связанных со служебной карьерой Мухтара?

4. Вспомните самый напряженный эпизод в фильме?
Взятие бандита-рецидивиста Фролова.


- 18 –

гон. Самого Фролова еще не видно. Раздамся только выстрелы. И вдруг на экране все предметы как бы запрыгали. Произошло что-то неожиданное. Мухтар вырвался из рук и бежит по направлению к вагону. Лампа. Тусклый свет в вагоне. Лицо Глазычева крупным планом. Что мы можем сказать о его чувствах в данный момент? Со­здается ли у вас ощущение, что произошло что-то непоправимое? Подвиг Мухтара как бы заранее подготовлен. Фролов-рецидивист. Он неоднократно убегал из тюрьмы, совершил не одно убийство. Авторы фильма как бы подчеркивают, что взять такого преступника будет очень трудно.

5, Как вы считаете, что бы изменилось в фильме, если бы из него убрать вое те сцены, которые связаны о жизнью Мухтара после тяжелого ранения?

Как вы понимаете финал фильма?

Встреча Мухтара о вновь прибывшим молодняком. Ведь Мухтар действительно уже не сможет принести никакой пользы людям. Может быть, правы молодые псы, которые думают о том, что "зря этот старик еще ковыляет на этом прекрасном белом свете".

При обсуждении фильма необходимо поставить перед ребятами вопрос о том, за чем вообще жил Мухтар. Только для того, чтобы найти убитых кроликов или схватить бандита? В фильме очень яс­но прослеживается тема жертвенности. Мухтар на протяжении вое-го фильма вырастает из своенравного избалованного пса в лич­ность со своим представлением о чести, о долге. Именно это и позволяет ему совершить подвиг.


- 19 –

«Цирк».

Этот фильм (1936) является второй режиссерской работой ученика и соратника Эйзенштейна, выдающегося комеди­ографа Григория Александрова, о дебюте которого - фильме "Ве­селые ребята", шедшего за рубежом под названием "Москва смеет­ся", Чарли Чаплин писал: "Александров открыл для Америки новую Россию. До "Веселых ребят" американцы знали Россию Достоевского. Это - большая победа". Сценарий "Цирка" был написан И.Ильфом, Е.Петровым, В.Катаевым по мотивам мьюзикхольного спектакля, а затем переработан режиссером. (…) Несмотря на все признаки музыкально-эксцентрической комедии: трюки, аттракцион, ревю, мьюзик-холл, опе­ретта, - "Цирк" выгодно отличается от нее стройностью и строгос­тью драматургии. В фильме веселая, жизнерадостная комедия переплеталась с серьезной драмой, которую переживала американская актриса Марион Диксон, изгнанная из Соединенных Штатов. Внешне спокойная, нарядная, знаменитая, а внутренне запутанная и не­счастная Марион Диксон приезжает в Советскую Россию с гастроль­ным номером "Полет на Луну"...