II. Кто герои фильма?
Взрослые: "старик со старухой", хирург, генерал, Шеломытова, фронтовая подруга Кати, - что открыли ребятам встречи о ними., чем обогатили? Умеем ли мы быть внимательными к окружающим наc людям? (Как в этих встречах возникает тема войны? Особенно благодарный материал для анализа эпизода - встреча с генералом. Заметила ли ребята детали: генеральская шинель, которой накрыт больной, бинокль - как единственно возможная для него форма выйти за пределы квартиры... В чем мужество и красота этого человека?").
Эпизодические персонажи - наблюдательность авторов фильма, узнаваемость, жизненная основа сценок и характеристик персонажей:
- 41 –
актеры в новогодних масках у лотка с горячими пирожками, веселый прохожий с душой нараспашку (узнали ли ребята Быкова? Какие чувства переполняют прохожего? Как это вписывается в атмосферу фильма?).
Маленькие герои. Какова роль Руслана? (Его играют два мальчика - братья-близнецы). Возможна параллель с Кузей - героем фильма "Автомобиль, скрипка...". Как относится к Руслану Костя? Как это раскрывает характер Кости? (Важно объяснить маску-игру Кости - изображение "доброго слона").
Что изменилось в отношениях между Тошей и Костей? Как идет противопоставление: Шафоростов (самая "яркая" личность в классе) и "незаметный", не боящийся быть смешным Костя? Почему переоценка Тошей двух мальчиков неизбежна и естественна? Как это показано?
Ш. Что же объединяет вереницу встреч в фильме? Почему он воспринимается как единое целое? Не прочитав фамилию режиссера в титрах, могли бы вы сказать, что это фильм Ролана Быкова?
Какова общая атмосфера фильма? - Праздничная, добрая. Случайно ли выбран день для рассказанной истории - накануне нового года?
Посмотрите детские рисунки - сколько света, радости в ребячьем воссоздании красок мира, того самого мира, в котором мы видим и серость, и мусор, и грязь..." (Р.Быков). Как свежесть и красочность детского восприятия мира определили красочную палитру фильма?
Каков смысл поисков - истинная идея, организующая сюжет? Что хотел сказать автор? Что смогли "услышать" ребята? - Не поиск адресата (сюжетно это так) - поиск героя, подлинного героя. Увидеть их рядом с собою - значит по-новому увидеть жизнь, сделать одно из важнейших и необходимых для человека открытий. Это
- 42 -
случилось о Тошей и Костей. А со зрителями? Смогут ли ребята сами сформулировать подобный вывод?
Что отличает фильмы Р.Быкова? За что их так любят ребята?
Веселая и озорная импровизация, богатство выдумки; яркая, эмоциональная игра актеров (равнодушие в фильмах Быкова немыслимо - и оператор, и художник - единомышленники режиссера). О серьезном, гражданственном рассказывается ненавязчиво, без назидательности. Есть память войны, оказывается у детства есть прошлое - и к нему тянутся очень прочные нити. Открытие, что мама, такая домашняя, обычная - героиня, о которой с глубоким уважением рассказывали вое. Многое изменилось в мировосприятии детей.
- 43 -
5-6 классы
О фильме "Гусарская баллада"
Сц. А..Гладкова при участии Э.Рязанова, peж. Э.Рязанов, оп. Л.Крайненков, худ. М.Богданов, Г.Мясников, звукоп. В.Попов, комп. Т.Хренников. - Мосфильм, I962.
В главных ролях: Л.Голубкина, Ю.Яковлев, И.Ильинский, Н.Крючков, В.Кольцов (Азаров), Т.Шмыга (Жермон).
Из истории экранизации пьесы А.Гладкова "Давным-давно". Премьера пьесы - 6 ноября 1941 г. в осажденном Ленинграде (театр Комедии). Лучшая постановка - реж. А.Д.Попова в центральном театре Советской армии (1944 г. Шура - Л.Добржанская): лирико-романтическая тональность пьесы,"грациозность", "ритмы мазурки" (А.Попов).
Юношеские впечатления Э.Рязанова от этой постановки: праздник. "Озорная, написанная звонкими, яркими стихами, она рассказывала о смелых, лихих людях, которые бескорыстно дружат, горячо влюбляются, готовы прийти на помощь другу, которые ценят шутку, застолье и вообще любят жизнь" (Э.Рязанов о пьесе). Замысел постановки фильма к юбилею - 150 лет Бородинской битвы. Премьера 7 сентября 1962 г.: "В "Гусарской балладе" привлекает отличный вкус, способность точно следовать законам жанра и непринужденно пользоваться его условностями, смелость в выборе актеров..." (Правда, 19 октября 1962 г.).
Первый фильм - экранизация Э.Рязанова: "Я как-то сразу почувствовал ее интонацию - ироничную, задорную, где-то бесшабашную и озорную". Изменение названия: не только о "девице-кавалеристе", но о 1812 г., о гусарах Дениса Давыдова. Новые батальные сцены (текст 8 сцен в стихах - стилизация Э.Рязанова), исчезли сцены "прощания с куклой", "финальное объяснение" и др. Фильм Рязанова в большей мере комедия ситуаций, а не характеров. Блестящая и не-
- 44 -
ожиданная удача фильма - Кутузов (И.Ильинский): народный шор, героическое через обыденное, психологическая многогранность и глубина характеристики.
Материал для вступительного слова: 0 фильмах режиссера Э.Рязанова: "Гусарская баллада" - четвертый игровой фильм, до него -"Карнавальная ночь" (1956), "Девушка без адреса" (1958), "Человек ниоткуда" (1961), последующие фильмы ("Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи" и др.) известны всем. Верность жанру комедии, богатство "жанровых красок", поиски: приключенческая комедия с элементами пародии ("Берегись автомобиля", "Приключения итальянцев в России"), сатирическая комедия ("Дайте жалобную книгу", "Гараж"), музыкальная комедия. Особое место "Гусарской баллады" в ряду фильмов Рязанова: о героических событиях средствами муз-комедии, причина обращения к пьесе А.Гладкова.
Вопросы перед просмотром:
Какие фильмы Рязанова вы знаете?
Что отличает комедии Рязанова.(например, по сравнению с комедиями Гайдая)?
Год создания комедии - 1962. Юбилей - 150 лет Бородинской битвы. Правомерно ли - к юбилею величайшего события национальной истории создавать комедию? (Возражения критиков). Категорические возражения вызывал выбор на роль Кутузова известного комического актера И.Ильинского. Как вы думаете, почему Рязанов выбрал именно его? - Ответим на этот вопрос после просмотра фильма.
Вопросы для обсуждения:
I. Как определить основное настроение фильма? (Праздничность, озорство), Чем оно создается? Можно ли представить себе черно-белый вариант фильма? (Подчеркнутая яркость красок: голубизна снега, ослепительное солнце, яркие мундиры в пр.). Ритм сказки и
- 45 –
ритм мазурки. Музыка, Герои гусары - отважные и веселые. Шутка и розыгрыш как естественная атмосфера действия.
2. Как определить жанр фильма? Попробуйте дать обоснование,
назвать признаки.
Комедия. Музыкальная комедия. Историческая комедия (?) - возможно ли такое сочетание? Что из истории? Прототип Давыда Васильева? Как воспроизводится историческое в музыкальной комедии?
"Размышляя о мере достоверности в показе эпохи, я решил для себя, что создавать на экране музей мебели, одежды, оружия, усов и бакенбардов мы не будем. Главное - найти способ верно передать дух времени" (Э.Рязанов).
3. Как заставка к фильму настраивает на восприятие такого фильма? (Взрывается старинное ядро, вязью - буквы заглавия, музыка).
4. Как создается эффект комического? Давайте проанализируем конкретную сцену. Например, разговор Кутузова и Шуры Азаровой ("разоблачение" корнета). Серьезен ли гнев Кутузова (И.Ильинский)? Как он реагирует на слезы Шуры? Комическое противоречие ситуации: этот "мальчишка" спас от французов генерала Балкашова. Комическое противоречие и ситуации, и характера: мудрого, старого человека, "перехитрившего" французов, провела девчонка!
"Комедия о переодеваниями" - примеры смешного.
5. В какой мере выбор жанра определил художественную структуру фильма, его звукопластический отрой?
Батальные сцены: обобщенность решения образа врага (начало -игрушечные стройные, алые ряды французов, конец - странные фигуры в лохмотьях; разное звучание песенки о короле Анри IV, образ метели); пиротехника; пластика фехтовальных поединков; "номера" циркового конного аттракциона (группа М.Туганова).
- 46 -
Музыка и пластическое решение сцен, средство характеристики персонажей; водевиль или лирико-романтическая комедия? - Проанализировать с этих позиций игру актеров Ю.Яковлева, Л.Голубкиной (первая роль в кино студентки Ш курса Театрального института, отд. музыкальной комедии), И.Ильинского.
О Голубкиной: удалоcm ли сочетание - в одном случае "суровая, непреклонная интонация молодого мужчины, в другом - нежность, мягкость, податливость женщины"? (задача, поставленная режиссером). Справедливо ли суждение критика: есть ловкость, отвага, дерзость, мало лиричности, забываем, что это девушка?
Возвращаемся к вопросу: правомерен ли выбор И.Ильинского на роль Кутузова? аргументы "за" и "против". Подчеркнуть глубину психологической характеристики. Вывод: глубинный поиск характера не противопоказан комедии.
Литература о фильме:
1. Рязанов Э. Эти несерьезные, несерьезные фильмы. М., 1977.
2. Рязанов Э. Грустное лицо комедии. М., 1977.
3. Максимова В. Питомцы славы // Искусство кино, 1962, № 12.
4. Лунден В. Недаром помнит вся Россия // Сов. экран, 1962, № 11.
- 47 -
О фильме "Семеро смелых" Авт. сцен. С.Герасимов в Ю.Герман, реж. С.Герасимов, оп. В.Величко, худ. В.Семенов, комп. В.Пушков.
В ролях: Н.Боголюбов, Т.Макарова, И.Новосельцев, О.Жаков, П.Алейников. - Ленфильм, 1936.
Материал для вступительного слова Режиссеры и кинокритики о фильме: С.А.Герасимов: "Мне казалось, что дефекты нашего искусства определяются попыткой охватить все огромное. Мне казалось, что главный вред от гигантомании... Я не делал камерной картины. Я делал картину подробную. Я убежден, что сила искусства в подробности видения художника, а не в том количестве свободного времени, которое позволяет ему показать большое количество общих мест. Подробность - это не то слово, которое я хотел бы употребить, оно общо, но под ним надо подразумевать не скрупулезно техническую детализацию, а движение вглубь материала" (Ст. "Как я стал режиссером", 1952).