Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя в 2-х частях (стр. 15 из 16)

Как выдержали ребята испытание боем? Воины? - да. Почему авторам важно подчеркнуть, что во многом они остаются мальчишками? В каких эпизодах проявляется их мальчишество? (Работа на поливке огорода: повод для драки, неожиданное ее прекращение, пляска под дождем. Кто прав: завхоз или ребята, нарушившие бессмысленный приказ? Эпизод "В гостях у Ани": попытка "играть во взрослых", мечты Будайло о большой семье. Как это связано с войной? - Нужно много-много детей, чтобы назвать их, как всех погибших родных (мальчик называет имена). Последний эпизод: игра в футбол. (Пе­хота побеждает моряков - надо помочь! Реакция водителя машины:


- 54 -"Пацаны!").

6. Как в финале фильма реальные действия ребят, играющих в футбол, незаметно переходят в обобщение? В чем символичность тако­го обобщения? Какими художественными средствами это достигается? Какова роль стоп-кадров? (Падающий в игре или сраженный пулей?). Роль рапида (замедленной съемки, придающей изображению характер ирреальности)? Стоп-кадр - групповой портрет (как на памятной фо­тографии) и песня, в которой рефреном идут слова: "Мальчики, не верьте, что у нас уже нет..." (так звучит обращение погибших на войне, хотя в самом фильме герои не погибают). Это обращение к зрителям - сегодняшним мальчикам: "Мальчики, вы наши найдете сле­ды...

Если тревожный час

Вы позовете нас.

Мы рядом встанем,

В одном строю.

Не забывайте нас!

Не забывайте! (Этот призыв повторяется четыре раза) (Так фильм, начавшийся как достоверное повествование о ре­альных событиях, в финале поднимается до поэтического обобщения). Юность и война несовместимы. Те ребята, юнги Северного фло­та, не могли иначе: они должны были взять в руки оружие. Победа оплачена дорогой ценой. Об этом нельзя забывать. На Земле не должно быть войн).


- 55 -

Жанр научной фантастики

Москва-Кассиопея (фантастическая комедия ).

Тема: Ответственность человека перед будущим. Жанр научно-фан­тастического фильма.

Реж. Р.Викторов, оп. А.Кириллов, текст песен Р.Рождествен­ского. Киностудия им. М.Горького, 1973 г.

В ролях: Миша Ершов, Сапа Григорьев, Володя Басов, Оля Чернышова и др., школьники; Меркурьев, Л.Дуров, И.Смоктуновский.

О фильме и его авторах. "Москва-Кассиопея" - первая часть дилогии. Научная фантастика всегда основывается на том или ином научном открытии. Что же это за открытие, которое положено в ос­нову данного фильма?

Вступительное слово перед просмотром (план): Опыт работы -фильмом в школьной аудитории показывает, что ребята, увлеченные событийной канвой фильм, не всегда понимают тот научный материал, на котором и строится по существу вся фабула ленты. Перед просмотром необходимо объяснить учащимся, хотя бы на самом элементарном уровне сущность теории Эйнштейна Великий ученый открыл один парадоксальный, поистине фантастический закон: время, ока­зываемая, в зависимости от различных условий, течет не одинаково. Где-то оно протекает убыстренно, а где-то, наоборот, замедленно. И поэтому при сравнении оказывается, что в одном месте прошло столько-то часов, дней, лет, а в другом намного меньше или, нао­борот, неизмеримо больше. В старших классах вы подробнее познако­митесь с природой этого явления.

В фильме будет одна очень любопытная сцена, когда ученые на совместной конференции будут разбирать проект звездолета, созданный


56

одним из юных героев фильма. Во время обсуждения один из ученых поднимет очень важный вопрос для современной науки - вопрос об искривленности пространства. Во время просмотра фильма послушайте внимательно доводы этого ученого. Оказывается, даже простой моток проволоки под острым пытливым взглядом может превратиться в мо­дель всей вселенной. Но такое возможно только в научной фантас­тике, т.к. именно этот современный жанр в современной литературе и кинематографе наиболее близок к прогнозированию, к выстраиванию сложнейших процессов окружающего нас мира в виде очень простой

и наглядной модели.

Вопросы для обсуждения (краткие комментарии к ним).

1. Вспомните, какое необычное событие больше всего порази­ло вас в фильме?

2. Один из героев фильма (Лоб) случайно перебросил корабль через суперпространство. На земле прошло 27 лет, а в космосе, на борту звездолета, всего I год. Сверстники ребят уже давно стали взрослыми людьми, у них у самих уже дети. Как вы считаете, что должны чувствовать члены экипажа, когда они открыли для себя эту истину? Что меняется в их поведении в данный момент? Как вы счи­таете, изменился ли сам Лоб, по вине которого все произошло, или нет?

3. О чем поется в песне, которая постоянно звучит за экраном?

4. Подумайте, почему для авторов так важно было включить эту песню в фильм, а самое главное, почему на экране по мере развития событий каждый раз будут появляться пейзажи родной земли?

5. Вспомните, с чего начинается фильм?
И.0.0. стоит рядом о глобусом. Перед нами земля в миниатюре,

ее модель. А каким образом земля будет присутствовать на самом космическом корабле? Это комната, где тоже можно смоделировать


- 57 –

любой пейзаж, любую земную обстановку. Почему так нужна эта ком­ната ребятам?

6. В следующем фильме ребята столкнутся с бездуховной циви­лизацией роботов и выйдут победителями. Как вы считаете, эта по­беда уже как-то подготовлена фильмом "Москва-Кассиопея" или нет?

Именно воспоминания и делают человека человеком. Умение ощутить ответственность за всю землю, за всю цивилизацию и при­дает силы ребятам.


58 5-6 класс

I просмотр

"Отроки во вселенной" (фантастическая комедия) Сц. А.Зак, И.Кузнецова, реж. Р.Викторов, оп. А.Кириллов, худ. К.Загорский. Киностудия им. М.Горького, 1Ь73 г.

Гл.консультант Т.Г.Береговой, космонавт, дважды Герой Совет­ского Союза.

В ролях: Миша Ершов, Саша Григорьев, Володя Басов, Оля Чернышова и др. школьники.; И.Смоктуновский, Л.Дуров и И.Ледогоров и др.

О фильме и его авторах. "Отроки во вселенной" - вторая часть дилогии, продолжение фильма "Москва-Кассиопея" по жанру, сюжету, стилистике. Героев фильма играют те же актеры. Космическая тема остается главной для режиссера Ричарда Викторова (его последний фильм - "Через тернии к звездам").

Фантастика приключенческого фильма во многом опирается на новые, действительно "фантастические" открытия науки.

Вступительное слово перед просмотром (план): Космическая те­ма в современном кино и литературе. Научно-технический прогресс и исследования космоса. Технические функции роботов-машин. Прог­нозы научной фантастика: будут ли роботы думать? возможен ли "бунт" роботов против их творца - человека?

Как события фильма "Москва-Кассиопея" подготавливают разви­тие действия в фильме, который будет показан сегодня? Экипаж кос­мического корабля, отправленный учеными к созвездию Кассиопви (получены были сигналы бедствия), состоит из тринадцатилетних под-рог :ков: через 28 лет полета в космическом пространстве они ста­нут взрослыми и смогут решить сложнейшие вопросы общения с ино­планетный цивилизациями. Один из подростков, озорник Федя Лобов


- 59 –

(прозвище - Лоб) нечаянно разрушил все расчеты: усевшись за пульт управления, он "перебросил" корабль через суперпространство: кос­молет приближается к неизвестной планете, источнику сигналов, а ребятам всего 14 лет. По теории относительности 27 лет, прошед­ших на Земле, равны году в космосе. Они успевают сообщить о про­исшедшем на Землю - и связь обрывается. Таков финал фильма "Моск­ва-Кассиопея".

С управлением космическим кораблем ребята справились. Гото­вы ли они к самостоятельному решению вопросов контакта с инопла­нетянами? Серьезно это? Да. Но фильм - фантастическая комедия -значит, приключения будут и неожиданными, и веселыми. Жанр фильма допускает условности разного рода.

Вопросы для обсуждения (краткие комментарии к ним):

I. Как определяются формы контактов ребят с инопланетянами? Что произошло на планете? (Роботы-манекены вытеснили мыслящих обитателей планеты, последние спаслись на корабле - космиче­ской радиообсерватории, они-то и подали сигналы бедствия).

Дружеские отношения, понимание, взаимопомощь - с мыслящими обитателями (Агапит - почти сверстник ребят). Борьба с робо­тами-манекенами, похожими на людей.

Каково представление роботов о счастье для всех (освобожде­ние от всех чувств - мук творчества, любви, сострадания, совес­ти...)?. Почему не нужно такого "счастья" ребятам? Можно ли чело­века делать счастливым насильно? (Можно вспомнить "установку" Барма­лея - в фильме "Айболит-66"). В чем человек будет всегда сильнее робота? (Не запрограммированные знания, а сообразительность, не­ожиданность решений. Например, эффект вопроса об'"А и Б сидели на трубе"). Почему роботы терпят поражение?

2. Художественные средства решения темы роботов. Какова роль в фильме "устаревших" (по конструкции) роботов? Поче-


-60 –

му важна информация о том, что у них сохранились "блоки нежности, заботы, внимания" к их создателям? Каковы они внешне? Привести примеры комических эффектов их поступков.

Роботы-вершители и роботы-исполнители как роботы "высшей ступени цивилизации". Почему две группы? Функции одних и других. Каковы средства внешней характеристики (одежда, походка, звук го­лоса и пр.).

Что запомнилось из деталей "космического быта", созданного роботами? Какие операторские приемы использованы для создания фантастического, "неземного" характера и обстановки, и действий роботов?

3. Как создаются комические эффекты? Неожиданное использова­ние очень знакомых вещей (связь с космосом И.0.0. через обычную телефонную трубку; гвоздь в кармане мальчика как "ключ", остано­вивший страшную машину смерти; зеркальце, отразившее лазерный луч и пр.).