Как вы думаете, кого хотел изобразить режиссер под этой черной силой, которая осадила русский город? Отличается ли изображение жизни русского города от изображения нечистой силы и если отличается, то чем? Необходимо обратить особое внимание ребят на характер музыки в том и другом случае, на цвет (преобладание черного в одном случае и буйство красок в другом). Режиссер каждый раз стремится показать добро, юмор, трудолюбие, о одной стороны, и безделье, злость, зависть с другой.
Все ли вам нравится в изображении русского города? Нет, не все. Хотя они и веселы и добры, но они не бдительны, чуть не дали себя обмануть, у них пушка стреляет просто так. А почему? Потому что режиссер хочет показать, что русские люди не воины, а труженики, прежде всего. Вспомните, как начинается фильм. Перед нами Финист за работой на пашне. И только острая необходимость заставила его взяться за оружие.
А не напоминает ли вам этот фильм какие-нибудь виденные вами прежде фильмы? Напоминает. Как вы считаете, хорошо это иди плохо?
А как вы считаете, кем легче быть, добрым или злым? Злым. Если бы не доброта Финиста, то оборотень его бы никогда не поймал и не изуродовал. Доброта всегда связана с испытаниями и трудностями. Хорошо, а может быть, тогда добрым вообще но надо быть? Как в фильме решается эта проблема?
- 8 -
Методические рекомендации по использованвю кинофильмов на классных часах в 3-4-м классах
Тема: Ответственность человека за свои поступки.
"Изобразительный ряд фильма". "Сказка о царе Салтане".
Во время вступительного слова ребятам можно показать картину Сурикова "Взятие зимнего городка". (Что будет напоминать эту картину в фильме? - Костюмы героев, цвет и т.д.).
Вопросы и примерны, ход обсуждения: Можно ли оказать, что событие фильма состоит из двух самостоятельных в законченных в фабульном отношении рассказов? История I - это свадьба царя Салтана, козни врагов и, наконец, царевну с Гвидоном бросают в бочке в море. Торжество зла. Клевета, зависть одержала верх.
Разбор кульминационного эпизода. Черный цвет одежды. Кого напоминает царевна? Дым от костров. С одной стороны, реальный факт - смолят бочку, а с другой - это напоминает другие фильмы, где речь идет о нашествии татар, о горе всей земли Русской. Для примера стоит вспомнить хотя бы фильм "Александр Невский" Эйзенштейна. Почему режиссер Птушко вышел на такие параллели? Скорее всего, автор фильма чисто изобразительными средствами хотел показать, что материнство является светлым чувством и всякая несправедливость в данном случае равносильна большой беде. Как разделяются персонажи в данной сцене? Кого вы можно назвать добрым, а кого злым и почему? А как вы считаете, из-за чего все произошло? С чего вообще началась вся эта история? Вспомните сцену, когда царь Салтан случайно подслушивает разговор трех девушек. Каждая из них мечтает стать царицей и каждая думает о своем. Эти три невесты, из которых одну должен выбрать себе царь. В каких еще известных вам сказках герой тоже выбирает себе невесту? Назовите их. Как вы думаете, почему царь выбирает именно третью девушку?
- 9 –
"Я б для батюшки царя родила богатыря", - говорит она. Почему это предпочтительнее, чем устроить пир, наткать много полотна? Кто такой богатырь? Вспомните все былины, какие вы знаете о богатырях. Богатырь - это всегда защитник земли русской, это герой, который готов постоять за весь русский народ. Как вы считаете, о чем прежде всего думает царь, выбирая для себя невесту?
Почему царевна вызывает такую активную ненависть у всех врагов своих? Им все равно, что станет с народом, для них личная выгода и благополучие предпочтительнее. Сам военный поход царя Салтана, саму беду враги используют только для того, чтобы осуществить свои личные корыстные планы.
Назовите эпизод, с которого начинается как бы вторая часть фильма. Гвидон и царевна оказываются на острове. Что происходит на этом острове? Гвидон спасает царевну-Лебедь и убивает злого волшебника. Назовите, в каких еще известных вам сказках герой помогает кому-нибудь и добро потом вознаграждается?
Почему именно три раза с помощью различных трех чудес Гвидон пытается завлечь на свой остров царя Салтана? Здесь звучит мысль о том, как трудно порой восстановить справедливость. Легко было устроить интригу и бросить царевну с ребенком в море. Но как трудно вернуть все в свое прежнее положение. Человек должен отвечать за свои поступки, предвидеть их результаты. Ведь, по существу, Гвидон и царевна воскресают из мертвых. Чем отличается каждое из трех чудес? От чуда к чуду увеличивается как бы сложность, невозможность их осуществления. Добро безгранично, оно обладает большей силой, чем зло, как бы хочет сказать Пушкин и авторы фильма.
10
Сказка в кино и в литературе. Восстановление сюжетной последовательности эпизодов фильма и книги с выявлением причинной связи между предыдущим и последующим эпизодами и их значение для раскрытия характера сказочного героя (к/ф "Царевич Проша", "Ослиная шкура", "Снежная королева","Там на неведомых дорожках")
Тема: Неизбежность победы добра.
О фильме "Царевич Проша". Авт.сц. М.Вольпин, pea. Н.Кошеверова, комп. М.Вайнберг. Текст песен М.Вольпина. В ролях: С.Мартынов, В.Золотухин, Г.Вицин и др. Ленфильм, 1974.
Основная задача обсуждения: доказать различия в киносказке и в русской народной сказке.
Вступительная беседа перед просмотром фильма: Сказочный мир режиссера Надежды Кошеверовои.
Задача: подготовить учащихся к пониманию своеобразия творческой манеры Н.Кошеверовой (разумеется, не теоретически, а идя от конкретных наблюдений); активизировать в их памяти впечатления от просмотренных фильмов-сказок; подвести к мысли, что сказку на экране можно показывать по-разному.
Вопросы для беседы. Основное направление беседы (материал для слова учителя).
1. Какие фильмы-сказки вы видели?
2. В чем отличие сказки-мультипликации от сказки, в которой героев изображают актеры? Где проще показать всякие сказочные чудеса - в рисованном фильме ила игровом? А сказочных героев?
3. Какие фильмы поставлены по знакомым русским сказкам? -"Василиса Прекрасная, "Конек-горбунок", "Кащей Бессмертный", "Морозко" и др.
11
Это фильмы режиссера-сказочника Александра Роу. В его фильмах действуют знакомые вам сказочные герои: царевна-лягушка, Кащей Бессмертный, три брата и младший из них - самый добрый, умный храбрый, которого обычно зовут Иванушка-дурачок...
Видели вы фильмы, поставленные по сказкам Пушкина. Например, «Сказку о царе Салтане» (это уже знакомая вам сказка).
А бывают на экране и другие сказки - как будто бы и незнаемые, и знакомые. Незнакомые потому, что о таких именно событиях и сказочных героях вы не читали и не слышали, не знаете, что произойдет в сказке дальше. Знакомые потому, что поступают все герои по законам сказки: добрые и храбрые - защищают слабых, борются со злом, ищут свое счастье, а злые - хитрят, обманывают, пытаются погубить добрых героев. А еще есть в этих сказках знакомые сказочные предметы: шапка-невидимка, волшебный горшочек и др.
Вот такие новые и старые одновременно сказки любит рассказывать режиссер Надежда Кошеверова. Только в своем первом фильме она рассказала знакомую вам сказку - "Золушка" (это было более тридцати лет назад). Вам знакомы фильмы Кошеверовой "Старая, старая сказка" (1968), "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" (1976). Таких сказок раньше вы не знали?
Сегодня мы будем смотреть фильм-сказку "Царевич Проша". для обсуждения фильма очень важно, чтобы уже во время просмотра вы сосредоточили свое внимание на некоторых особенностях этого фильма-сказки.
Вопросы для обсуждения:
1. Кто из героев фильма больше похож на обычного знакомого вам героя русской сказки - царевич Проша или Лутоня?
2. Как зовут других героев сказки? Подумай, почему авторы дали им такие имена?
- 12 -
3. В каких дворцах и домах происходит действие? Похожи ли они на настоящие? В фильме особенно выделяются "присказка" - чем отличаются декорации этой части фильма?
4, Какие знакомые волшебные предметы есть в этой сказке?
Организация обсуждения просмотренного фильма: Задача: возбудить активность участия школьников в обсуждении фильма, направлять ход разговора, конкретизируя поставленные вопросы, выявляя неоднозначность их решения, не навязывая своего суждения.
Конкретизация вопросов. Комментарии к ним:
I. Кто больше похож на героя русской сказки?
Царевич Проша? - Главный герой. Он ищет и находит свою судьбу,
его поиски движут все действие сказки. Какой он? Честный ("нечеловеческая храбрость" - говорит о нем Лутоня) - примеров очень много. Храбрый и сильный: "раскидывает" разбойников, бьется с Дердидасом. Проявляет ли находчивость? - Примеры привести трудно. Любит ли шутить, весел ли? Кому помог бескорыстно (освобождение царевны - это нечто другое)?
Лутоня? - Случайный встречный, ставший другом и помощником Проши. Образ дан в развитии: веселый мелкий жулик (спрятавший от предполагаемого хозяина найденную шапку); человек, помогающий Проше, достающий коня и деньги, не задумываясь над нечестностью поступков ч слегка удивляющийся тому, что все отдал, а сам -опять без копейки; отказывают 1ся от коня и денег (швыряет разбойникам); честность Проши, непреклонность его убеждений потрясла Лутоню, происходит переосмысление нравственных ценностей - это определяет дальнейшие поступки Лутони. Помогать надо не награбленными разбойниками деньгами, а непосредственным участием, надо разделить трудный путь Проши.
- 13 –
Проша честен "изначально" - для него другой тип поведения, отношения к людям просто невозможен. Лутоня приходит (в фильме это показано убедительно, психологически мотивировано) к пониманию важного нравственного принципа и расширяет его: он не просто становится честным, но бескорыстно и самоотверженно помогает Проше, потому что поверил в честность, доброту и дружбу - то, что мы можем назвать словом идеал, а сам Лутоня говорит, что "поверил в звезды". Сила его веры, его "прозрения" подчеркнута глубиной отчаяния, которое охватывает Лутоню, когда ему кажется, что Проша нарушил законы дружбы и чести (поведение Дердадаса в облике Проши). Он готов отказаться не только от Проши, но и от обретенной им веры. Обман Дердадаса раскрыт и Лутоня счастлив: дружба я честность - главный закон человеческой жизни, они сильнее зла и обмана.