Эта линия сопоставления двух героев особенно сложна, поэтому помощь учителя будет максимальной. Другие черты Лутони определить проще. Блестящая актерская работа Валерия Золотухина найдет самый непосредственный отклик. Лутоня весел и никогда не впадает в отчаяние от житейских неудач. Он смел а находчив ("лечение" атамана, "оправдание" перед бабами на базаре: заставляет плясать "под свою дудку" всех, подводит случайная комическая деталь - он называет лепешки горелыми и этого баба перенести не может). И музыка, и текст песен, и манера исполнения глубоко народны (М.Вайнберг - известный композитор кино, его музыка представляет в фильме самостоятельную художественную ценность). Лутоня добр и бескорыстен. Всегда искренен (даже в своей хитрости - в эпизоде с атаманом) и немного наивен (целует экономку волшебника, узнав от нее, что это Дердидас принял облик Проши).
Каков же вывод? Традиционный герой русской сказки в фильме
- 14 -
Кошеверовой как бы "раздваивается: Проша (С.Мартынову трудно оживить эту "голубую роль") ведет романтическую линию сказки - его выгоняют из дома, он ищет и находит свою суженую; Лутоня -воплощение многогранного, психологически достоверного характера героя русской сказки - ведет линию бытовую, событийную. Лутоня ближе к героям русских сказок. Дополнительные вопросы-доказательства: мог ли герой сказки отказаться от шапки-невидимки? Благодаря чему (или кому Проша дважды спасен от смерти: отведен нож убийцы, остановлена казнь "водяная"?. 2. В чем смысл "говорящих"сцен сказки? Царь Ермолай Великий: комическое несоответствие имени в эпитета. Король Каторз девятый - безликость короля: такой, как все, "который девятый по счету".
Герцог Дердидас - иноземный, нерусский (перечисление немецких артиклей). Волшебник Moнo - "заземление", странность волшебника-чудака, изобретателя "таблеток", превращающих человека в зверя иди "петушиный крик".
Семейство Ох - "букет" междометий, обозначающих боль, удивление, укоризну: папа Ох, мама Ах, дети Ай, Ай-яй, Ай яй-яй и Ай-ляй-яйпяй. (Интересное наблюдение: как ведут себя, какие восклицания произносят члены этой семьи, наблюдая, как царевич-Проша ест кашу из перца, соли и тому подобных продуктов). 3. Декорации в фильме.
Дж фильмов Кошеверовой характерна нескрываемая театральность (как в кукольном театре) декораций, в которых происходит действие. Это не противоречит, а как бы подчеркивает достоверность характеров. В фильме "Царевич Проша" "присказка" от сказки отделяется резким изменением изобразительных средств, создающих обстановку действия. В оформлении "присказки" есть элементы
- 15 –
рисованного фильма и кукольного: подчеркнута "невсамеделиш-ность" декораций (замок, тюремная башня) а деталей (самовар, корона Ермолая Великого), эпизоды разделяются отворением расписных игрушечных деревянных ворот.
Новая художественная стилистика возникает, когда Которз-девятый изгоняет царевича Прошу: царевич идет по естественному лесу (звуковой ряд: "это присказка, начинается сказка"). Действие сказка происходит либо в естественных условиях (натурные съемка), либо в декорациях, близких к естественным, но и условность, сказочность подчеркнута какими-то броскими деталями: изба Оха словно оплетена из бересты (как корзина), в доме волшебника Мопса бурлят и клокочут многочисленные колбы и реторты.
Все это ребята заметят сами, надо помочь им (наводящими вопросами, напоминанием деталей) сформулировать свое суждение.
4. Какие знакомые волшебные предметы есть в фильме? Обычна ли их роль? Роль шапки-невидимки традиционна. Два любопытных наблюдения: Проша сначала берет шапку, потом отказывается от нее (почему?), на базаре Лутоня думает, что он невидим и соответственно действует, а его видят (в чем комизм ситуации?).
Роль горшка с кашей необычна: необычен "состав" каши (как дядя Ох проверяет - действительно ли нужна ему помощь?).
Ключ, подаренный Дердидасом царевне, выявляет его коварство: открыв целый ряд дверей, царевна опять попадает в темницу. Это обычный ключ, а не волшебный.
5. Заключительный вопрос-обобщение: почему победа добра,
честности и дружбы над злом я коварством неизбежна?
- 16 -
Тема истинных и ложных ценностей в фильме "Ослиная шкура" (авт. сценария М.Вольпин, режиссер - Н.Кошеверова, по сказке Шарля Перро).
Основные задачи обсуждения. Показать смысловую роль изобразительной детали в ключевых эпизодах фильма.
О содержании вступительного слова. Ребята, в любом фильме вы с удовольствием выделяете наиболее понравившиеся вам эпизоды, а вы никогда не задумывались над тем, почему те или иные эпизоды остаются у вас в памяти? Конечно, есть такие сцены в фильме, где героя преследует погоня, где ему приходится отбиваться от своих врагов и т.д. Но ведь есть и такие сцены, где нет никакого действия, а вы все равно вспоминаете эти моменты в фильме, и она вам тоже нравятся. В чем здесь дело? В таких случаях как раз и вступают в роль всякого рода выразительные детали. Они как бы приковывают наше зрительское внимание, чаруют глаз, вызывают в нас определенные мысли и чувства. Режиссер Н.Кошеверова знакома вам по фильму "Золушка". Вспомните, пожалуйста, такие эпизоды в этом фильме, где как раз почти ничего не происходит, но нам приятно смотреть на экран, мы живо представляем себе, что чувствует и о чем думает сама героиня. Вот Золушка перед балом. На ней грязное рваное платье. Нам тоскливо и грустно. А почему? Что создает у нас такое настроение? Скорее всего, это не только внешний, вид Золушки, но и освещение самой сцены. Луч света падает откуда-то сверху, предметы приобретают какие-то зловещие очертания, неожиданно вспыхнувший огонь в камине добавляет напряжения всей сцене. И платье, и.огонь в камине, и луч света из окна и старый чайник - все это и есть те самые выразительные
- 17 –
детали, которые помимо нашей воли запоминаются нами и позволяют нам ощутить то же, что ощущают и герои фильма. При просмотре данною фильма будьте особенно внимательны к подобным деталям. Подумайте над вопросом, почему принцесса Тереза должна была странствовать в ослиной шкуре?
Вопросы к обсуждению (и примерный ход обсуждения):
1. Вспомните начальный эпизод с ослом. Что дальше произошло с этим животным? Почему ослиная шкура появляется у принцессы только во время изгнания?
2. Бели восстановить всю цепь эпизодов, так или иначе связанных с ослом, то нам станет ясно, что в судьбе осла и в судьбе принцессы есть что-то общее. Слава и богатство быстро уходят и на смену им являются лишения, голод и скитания. Ослиная шкура не случайно появляется на плечах принцессы именно в тот момент, когда она лишается славы и богатства. Само название фильма говорит нам о значимости предмета. Перед нами не что иное как символ мимолетности, призрачности материальных ценностей. Важно подвести ребят к тому выводу, что предмет, изображенный на экране, имеет непосредственное отношение к раскрытию авторского замысла, что вое эпизоды, так или иначе связанные с этим предметом, имеют определенную смысловую связь и служат в конечном счете раскрытию мысли о призрачности материальных ценностей.
3. Вспомните пророчество старой феи (арт. Пельтцер» Почему от нас, зрителей, до самого конца фильма скрывают смысл ее пророчества? Ответы ребят на этот вопрос могут быть самые разные: от нас скрывают вторую часть пророчества, чтобы нам было интереснее смотреть и т.д. Здесь необходимо подвести ребят к мысли о том, что если бы нам сказали все сразу,
- 18 -
то тогда не надо было бы всех последующих эпизодов, где мысль о выстраданном, но некупленном счастье убеждает нас больше, чем просто высказанное суждение.
3. Вспомните последний эпизод в фильме. Как вы считаете, зачем надо было поэту уговаривать часы, чтобы они остановились хотя бы на минуту? Мысль о вечности, о непреходящем характере духовных истин. Этому же посвящена и заставка в фильме, когда перед нами начинают оживать старые музейные картины.
4. Кто оказывается среди героев, для которых золото и богатство являются самыми ванными вещами в жизни? А кого вы можете причислить к другому лагерю? На чьей стороне ваши симпатии?
- 19 –
О фильме "Снежная, королева" Тема: Сила человеческого чувства.
Автор сценария Е.Шварц (по сказке Г.-Х.Андерсена), рек. Г.Казанский, оп. С.Иванов, худ. Б.Бурмистров, композитор Надежда Симонян.
В ролях: Е.Проклова, В.Никитенко, Е.Леонов и др. Ленфильм, 1966.
Об авторах фильма: Евгений Львович Кварц (1896-1958) - писатель, драматург; автор сценариев детских фильмов "Разбудите Леночку", "Леночка и виноград", "Первоклассница", фильмов-сказок "Золушка", "Марья-искусница", автор сценария фильма "Дон Кихот"; по пьесам Е.Шварца поставлены фильмы: "Каин ХVIII", "Сказка о потерянном времени", "Обыкновенное чудо" "Тень".
Геннадий Сергеевич Казанский - Режиссер, поставивший ряд известных школьникам фильмов - комедийных ("Старик Хоттабыч") и приключенческих ("Человек-амфибия").
Елена Проклова: это вторая актерская работа Прокловой-школьницы (первая - в фильме А.Митты "Звонят, откройте дверь"), ныне известной актрисы ("Гори, гори, моя звезда", "Единственная"