- 47 -
1У класс
Тема: Искусство и жизнь в фильме "Город мастеров" (сц. Эрдман В., реж. В.Бычков, опер. М.Ардабьевскнй, А.Княжинский, худ. А.Бойм, Белоруоьфильм, 1965).
Основные задачи просмотра. Продолжить разговор о том, как, конкретно, художник добивается воплощения во внешнем визуальном ряде фильма внутреннего содержания всей картины.
Вступительное слово. Фильм "Город мастеров" по своей тематике близок фильму "Три толстяка". Перед нами опять не простая сказка с большим количеством чудес и превращений, а скорее сказка-притча. Что же отличает притчу, как жанр? Прежде всего, иносказательность. Конкретные события обязательно должны нести в себе какой-то другой, более глубинный смысл. И еще: ситуация, описанная либо показанная в притче, неизбежно должна быть типичной, неизбежно должна отражает какую-то очень существенную сторону нашей жизни. Вспомним в связи с этим еще раз фильм "Три толстяка". Что это за вечная ситуация, которая позволяет как фильм, так и саму повесть Ю.Олеши относить к жанру притчи? Прежде всего - это извечная борьба народа за свою независимость, борьба против тирании и несправедливости, это извечная тема власти, которая, как известно, губит души людей,
'На примере следующего фильма, фильма "Город мастеров", мы должны попытаться использовать в нашем анализе все то, что мы узнали и приобрели, разбирая два предыдущих фильма. Прежде всего, мы всегда должны помнить, что сюжет - его наиболее яркое воплощение авторского замысла. Следовательно, надо не только внимательно следить за сюжетом, но и постараться выделить наиболее яркое, наиболее, в смысловом отношении, значимое событие фильма. В фильме "Жизнь и удивительные приключения Робинзона
- 46 -
Крузо" таким событием был эпизод с лодкой. Именно здесь герою понадобилось все его мужество, вся его сила воли, чтобы вынести и этот страшный удар судьбы.
В фильме «Три толстяка" таких событий целых два: бегство канатоходца по проволоке, натянутой над площадью, и сцена казни. В первом случае от бегства главного героя зависит во многом исход всей борьбы восставшего народа, во втором - мы видим, как дутые и напыщенные толстяки, словно в веселом народном карнавале, превращаются в жалких трусов: власть, лишенная поддержки народа, основанная только на праздности и стяжательстве, -власть мнимая, и она неизбежно падет.
Следующее, что мы узнали из анализа предыдущих фильмов, - это детальный разбор операторской, режиссерской и актерской работы в данных ключевых эпизодах.
Вспомним, что несколько раз на экране будет появляться лодка Робинзона Крузо, причем каждое новое ее появление будет восприниматься нами уже совсем по-иному, в свете уже увиденных событий, в свете услышанного авторского текста и музыки Вивальди и т.д.
Сцена казни в фильме "Три толстяка" также поддается детальному анализу. Вспомните этот эпизод с самого начала. Утро. Ветер колышет плащ доктора Просперо. На черном помосте, как цветовое нарушение, палач в красном одеянии. Зловещая картина. Крупным планом показан футляр для топора. И вдруг настроение сцены сразу меняется. Чья-то рука открывает футляр и вынимает топор, в мы начинаем воспринимать все последующие события как бы отстранение. Перед нами сейчас начнется срывание зловещих масок с участников этого карнавала.
И последнее, что нам также необходимо помнить при анализе
- 49 –
фильма, это роль так называемых вставных микро-эпизодов. На первый взгляд, они не имеют никакого отношения к основному сюжету, но именно в них и проявляется авторское отношение к происходящему.
Вопросы к обсуждению:
1. Вспомните начало фильма. Можно ли эпизод с художником рассматривать как своеобразный эпиграф к фильму? Какая в связи с этим начинается тема в киноповествовании? Художник и мир. Сила творчества и сила грубой деспотической власти. Недаром и фильм назван "Город мастеров".
2. Для фильма 'Город мастеров", как и для любой сказки, характерна теш выбора невесты. Но давайте вспомним, ведь в фильме и метельщик, и герцог - это не просто люда, они, можно сказать, носители разных идей. Сила творчества и сила деспотизма вечно конфликтуют между собой, они непримиримы. Метельщик - поэт, герцог - деспот, а Вероника - само воплощение любви. То, что метельщик любит Веронику, - это вполне естественно, их связывает прежде всего духовное родство, в внешнее уродство здесь не помеха. Но вот зачем так упорно добивается герцог любви Вероники?
С какой целью и Тамара Габбе, автор пьесы, и сценарист фильма так упорно строят весь фильм на основе этого любовного треугольника?
Герцог - умный правитель, он хочет не внешнего подчинения, а духовного рабства. Эту мысль подтверждают в фильме и бесчисленные шпионы, они выделяются из всех героев и своим странным видом, и своими неблаговидными поступками.
Так в фильме исподволь начинает звучать тема- деспотизма, . . взаимоотношений между людьми, уродующих саму душу людей.
3. Вспомните эпизоды с деревом, на котором висят шляпы го-
- 50 –
ром. эпизод с попугаем. Почем, именно шор. смех способны наиболее сильно оскорбить диктатор. Всякий деспотизм бездуховен. Он не терпит человеческих отношений, он практичен и убог, он питается многообразие втиснуть в узкие рамки догмы
4 Какими цветовыми и пластическими средствами авторы фильма характеризуют антигуманную сущность герцога и его свиты? Костюм, преобладание в основном черных и мрачных тонов.
5. Почему и метельщик, и герцог так похожи? Почему их вообще сделали горбунами? Добро и зло существуют не только в своей противополжности, но и в своем единстве. Но не только это хотели сказать авторы фильма. Если метельщик идет по пути борьбы со злом, его горб в конце фильм, исчезает, то герцог, наоборот, остается до конца сторонником зла и ею внешнее уродство лишь еще сильнее отменяет его духовное уродство.
- 51 -
Тема: Любовь к родине как причина героизма народа Воплощение героического характера в событийной канве фильма (к/ф "Смелые люди". "Она защищает Родину")
О фильме "Смелые люди" Авт.сцен. М.Вольпин, Н.Эрдман, peж. К.Юдин, оп. И.Гелейн. В ролях: А.Грибов, С.Гурзо, О.Солюс, Н.Мордвинов и др. Мосфильм, 1950.
Из книги Л.Колодяжной "Советский приключенческий фильм": "Как и "Подвиг разведчика", картина "Смелые люди" имела огромный успех у зрителя и наглядно доказала общественное значение приключенческого тавра...
Главная задача - создание ярких, интересных образов, выполнена в сценарии лишь частично: образы героев были едва намечены. Тем не менее сами по себе романтические сценарные ситуации увлекли режиссера К.Юдина: они давали право развернуть многокрасочную и динамичную панораму приключений...
Юдин разработал один из основных принципов изобразительной формы приключенческого фильма - принцип динамического изображения обстановки действия. В этом было то новое, что он внес в искусство картин приключенческого жанра. Важно о и другое: игра актеров, выполняющих сложные физические действия, отличалась непринужденностью и простотой...
Юдин нашел особую манеру подачи материала - чуть романтичную и в то же время не лишенную юмора. И поэтому события, которые не имеют в сценарии убедительных мотивировок, часто приобре-
- 52 –
тают в фильме художественную достоверность. Несколько символичный образ коня Буяна, который враждует с Белецким (О.Солюс) и является верным .другом Васи Говорухина (С.Гурзо), органически вплетается в ткань фильма...
И. если образы большинства героев были в основном убедительны, то лишь благодаря режиссуре, благодаря умелой работе с актерами, а также той содержательности и романтичности, которыми отличались на экране приключения фильма. И все-таки многие фабульные и сюжетные недостатки остались и в картине.
Об авторах фильма: К.Юдин (I896-1957) - режиссер-постановщик фильмов комедийных и приключенческих: "Девушка с характером", "Сердца четырех", "Антоша Рыбкин"; в первые послевоенные годы по сценарию М.Вольпина и Н.Эрдмана, кроме "Смелых людей" поставлены фильмы "Застава в горах" и "На подмостках сцены"; последняя работа - "Борец в клоун" (об артисте цирка А.Дурове и борце К.Поддубном). М.Вольпин - автор ряда сценариев, тема которых жизнь цирка, животных: "Старый наездник" (совм. с Н.Эрдманом), "Косолапый друг"(совм. с Н.Эрдманом и Н.Зиновьевым), "Гуттаперчивый мальчик" (по повести Д.Григоровича); М.Вольпин - сценарист фильма-сказки "Царевич Проша".
Основное содержание вступительного слова: Интерес зрителя к приключенческому фильму. Основная особенность приключенческого жанра: "самые действия, острые сюжетные ситуации, которые дают герою возможность проявить свою находчивость, мужество, выносливость, проницательность, умение быстро и верно ориентироваться в самых неожиданных и сложных обстоятельствах" (Л.Шейнин). Характер героя раскрывается в действии.
В первые послевоенные годы материал приключенческого фильма -подвиги советских людей в годы войны (освещение темы -то законам
- 53 –
этого жанра). Интерес режиссера и сценаристов к образам животных в кино. События происходят на конном заводе. Буян - по праву герой фильма. В съемках участвовали цирковые наездники группы Али Бека Кантемирова, среди консультантов фильма был С.М.Буденный; однако все актеры специально обучались искусству верховой езды.
Установочные вопросы и основное направление их разбора: как развиваются события в фильме? Какой эпизод особенно запомнился? Вызвал острое переживание за судьбу героев?
Динамизм действия внутри каждого эпизода. Начало фильма: бешено мчится всадник. Эпизоды: волки нападают на овец, пожар конюшни (как создается напряженность действия, как действуют люди), окружение немецкого десанта в лесу; эпизод на реке (отвага и находчивость Васи, похитившего у немцев Буяна); спасение девушек (наездник догоняет поезд).