Что мы знаем о Васе Говорухине? На чем основано наше мнение? (Судим по поступкам, характер раскрывается в действии).
2. Какую роль играет в фильме конь Буян? Развитие сюжета: рождение жеребенка, забота о нем, обучение; роль в военных эпизодах, особенна в последнем (освобождение девушек); финал - победа на скачках сына Буяна - Бурелома. Характеристика героев: отношение к коню Васи Говорухина и Белецкого (примета плохого человека - бьет лошадь; Буян ненавидит Белецкого).
- 54 -
Она защищает родину Тема: Любовь к родине и героизм советских людей во время Великой Отечественной войны.
Один из лучших фильмов военного периода "Она защищает Родину" вышел на экраны в 1943 г. Сценарий его был написан кинодраматургом Алексеем Каплером по материалам корреспонденции о партизанском движении "Мирные люди". Главная роль специально создавалась для Веры Петровны Марецкой. Режиссер фильма Фридрих Эрмлер поставил до этого такие известные картины, как "Обломок империи", "Встречный", "Великий гражданин". Его творческий почерк всегда отличался ясностью изложения и активной идейной позицией. В центре картин Эрмлера стоит сильная и цельная личность, готовая к самопожертвованию, но наделенная открытой душой, отзывчивым а добрым сердцем.
Такова и героиня фильма "Она защищает Родину" Прасковья Лукьянова. Ее семейное счастье было разрушено войной, в первые же дни шторой она потеряла мужа и маленького сына. Убитая горем и болью женщина становится народным мстителем, мудрым партизанским вожаком. Марецкая о тонким психологическим мастерством показала внутренний слом, происшедший в сознании Прасковьи, и созревание необходимости организованной борьбы о врагом. В первых кадрах мирной жизни Прасковья чем-то напоминала Александру Соколову, сыгранную Марецкой в фильме "Член правительства", и для многих зрителей они слились в один характер, раскрывающийся в разных обстоятельствах войны и мира. Впервые в советском кино образ женщины-мстительницы был дан развернуто и с убеждающей полнотой. Значение картины заключалось прежде всего в том, что в ней был создан живой и полнокровный характер, символизирующий
- 55 -непобедимую силу сражающегося народа.
В фильме есть натуралистически-жесткие кадры (например, гибель ребенка под гусеницами танка), за которые режиссера упрекали еще при съемке. Но не следует забывать о времени, когда снимался и вышел на экраны фильм - I942-1943 гг. Пик войны, когда чувства ненависти, гнева, презрения к врагу баян неукротимы. Великий поэт экрана Довженко говорил в 1942 г.: "Сегодня и завтра придется раздвигать рамки дозволенного в искусстве... На экран просится уже не только благородство, скорбь, любовь, храбрость и самоотверженность, и не только зло вообще и человеческие заблуждения вообще, как свойства дурных характеров или страстей.. Сегодня требуют экрана виселицы, переполненные несчастными, пылающие здания., закопанные живыми в землю. Содрогается земля от стонов бесчисленных фашистских жертв".
Этой памятью фильм "Она защищает Родину" дорог и современному молодому и юному зрителю.
Вопросы для обсуждения:
1. Бак вводится в фильм война? Чем она впервые проявляет себя?
2. После какого эпизода наступает перелом в действии фильма?
3. О чем говорит первый бой партизан?
4. Какие черты характера товарища П. проявляются в эпизоде ареста?
5. 1&кое символическое значение несет в себе финал фильма?
- 56 -
Продолжение разговора о героическом характере в кино (к/ф "Остров сокровищ", "Дети капитана Гранта", "Пятнадцатилетний капитан") Тема: Истинные и ложные ценности. Проблема нравственного долга в фильме "Остров сокровищ.*
Peж. А.Фридман, комп. Рыбников, поэт Михайлов, в роли капитана Сильвера - Борис Андреев.
Основная задача просмотра - сюжет как яркое проявление авторского замысла.
О содержании вступительного слова. Перед нами опять приключенческие фильм. Но он во многом и не похож на предыдущие картины. Прежде всего ми должны с вами учесть, что это экранизация одного из знаменитейших романов Стивенсона, автора глубокого, способного поставить в своих произведениях большие философско-этические проблемы. Более того, осложняется восприятие фильма еще в тем, что у каждого представление о главных героях романа давно сложилось, и создателям фильма приходится в данном случае это сложившееся представление ломать и заменять его своим собственным видением их.
Роман Стивенсона - роман многоплановый. Конечно, все его содержание за полтора часа экранного времени нельзя было вместить в картину, да это и не нужно, перед нами два разных вида искусства я при переходе из одного вида в другой неизбежно что-то теряется. Вопрос заключается лишь в том, как много мы потеряли и
что приобрели взамен?
Вспомните ваш впечатления о романе и постарайтесь ответить
на следующие вопросы:
Что, на ваш взгляд, сохранилось от романа и что безвозвратно
- 57
ушло? Что нового вы открыли для себя в произведении великого мастера, посмотрев этот фильм?
Вопросы к обсуждению фильма:
1. Что побудило выйти в море Доктора, сквайра и Дика?
2. Как тема вечного стремления человека к новому, еще непознанному осуществлена в фильме? (Вспомните все сцены на корабле. Здесь в основном преобладает крупный план: создается эффект присутствия. Интересен и пейзаж в фильме).
3. Почему пираты в фильме, будучи в большинстве, не захватили сокровища? (Золото разъединяет людей, сеет раздор и подозрение. Истинные ценности, дружба, взаимовыручка, наоборот, позволяют людям исполнить свой долг даже в самую трудную минуту. Дик один уводит "Испаньолу" о прежней стоянки).
4. Вспомним слова пирата: "приносила ли кому-нибудь добродетель пользу?" Прав пи он?
5. Попытайтесь перечислить количество убийств, совершенных в погоне за золотом? О чем это говорит?
6. Только ли убийства являются страшным последствием погони за легкой наживой? (Капитан ранен и не будет больше плавать, доктор бросил свою практику, островитянин в три дня спустил все свое богатство, Дику просто не хочется вспоминать о прошедшем).
7. Как вы относитесь к капитану Сильверу? Вызывает этот человек только антипатию или нет? Что хотел вложить актер Б.Анд-реев в свой образ?
-58-
Дети капитана Гранта
(Сцен. О.Леонидов, рея. Вл. Вайншток, оп. Арк. Кольцатый, комп. Исаак Дунаевский, в ролях И.Черкасов, Яков Сегель и др.). Краткие сведения о фильме
Фильм режиссера Влад. Вайнштока снят в 1936 году. Этим же режиссером сняты такие фильмы, как "Остров сокровищ" - экранизации 1937 и 1971 гг., "Всадник без головы" (1973 г.).
В роли Роберта снимался Яков Сегель, тогда еще мальчик, а впоследствии режиссер, снявший такие фильмы, как "Дом, в котором я живу" (1957 г.), "Первый день мира" (1959 г.), "Прощайте, голуби!" (I960), "Течет. Волга" (1962 г.), "Серая болезнь" (1966).
В роли Жака Паганеля снимался артист Николай Черкасов, известный нам по фильмам "Депутат Балтики" (1936 г.), "Александр Невский" (1938 г.), "Иван Грозный" (1944), "Весна" и др.
Фильм является экранизацией известного романа французского писателя Жюля Верна.
Следует выяснить у ребят, кто знает втора книги "Дети капитана Гранта", какие книги этого знаменитого писателя ребята читали, знают.
Вывод для ребят: Жюль Верн - писатель-фантаст, смелость полета его мечты, предположений, его предвидения оправдались.
"Дети капитана Гранта" - произведение, в котором нет фантастики, в нем приключения с интригой, ее злым гением, боцманом (мнимым боцманом, а на самом деле пиратом - Аэртоном) .Поиски исчезнувшего человека - и конечный итог - достижение цели через трудности и препятствия. Все фильмы, снятые режиссером Владимиром Вайнштоком - "Остров сокровищ", "Всадник без головы" - тоже
- 59 –
приключенческие. Можно спросить, .знают ли ребята, то автор книг, по которым сняты эти фильмы (Стивенсон - английский писаатель, Майн Рид - американский писатель).
2-ой этап - установка
Главное при просмотре и обсуждении фильма - учимся смотреть фильм, постигаем тайну кино. Оцениваем фильм и как зрители и как кинокритики. Сравнить с сегодняшними приключенческими фильмами. Интереснее ли они?
Вопросы для детей:
1. Помнят ли они песни из этого кинофильма? Зачем нужны песни в фильме, что дают они нам для понимания героев фильма?
2. В роли Жака Паганеля - артист Николай Черкасов, которого вы возможно знаете по фильмам "Депутат Балтики", "Александр Невский". Понаблюдайте за ним.
3. В фильме мною смешных эпизодов, главным виновником которых чаще всего является Жак Паганель. Попробуйте запомнить комические эпизоды.
3-й этап - просмотр фильма
4-й этап - обсуждение (см. комментарии к вопросам).
а вопросу I-му (о песне).
Кто из ребят знал эти песни раньше? Когда услышали впервые? Знают ли они, кто написал музыку к фильму, песне? Запомнилась ли музыка в начале фильма, "Увертюра" к фильму? Что можно сказать об этой музыке?
В какие моменты фильма звучат песни? О чем они? Зачем нужны в фильме?
С какими событиями и героями связана в фильме "Песня о веселом ветре"? (Поет Роберт, смелый, отважный мальчик, карабкаясь на
- 60 -
мачту - в песне - романтика странствий и героика. Их цели благородны, и в странствиях им сопутствует ветер удачи. Авторы фильма, и режиссер и композитор, - любят своих героев, и это их отношение выражает песня, веселая и добрая, приподнятая и романтическая).
В "Песне о капитане" - та же героика, но данная в романтическом ключе. Песню поет Жак Паганель - большой и добрый, увлеченный своим делом человек, и потому несколько рассеянный, попадающий по этой причине в смешные положения. Авторы тепло и с любовью относятся к этому своему герою и представляют его нам "Песней о капитане", песней-ободрением: "Капитан,, капитан, улыбнитесь!", но в которой также присутствует и романтика и героика.