Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по анализу фильма для классного руководителя в 2-х частях (стр. 9 из 16)


- 70 -

Фильм "Дорогой мальчик". - Мос­фильм, постановка Стефановича. Начальное представление о точке зрения различных героев в едином киноповествовании (к/ф "Дорогой мальчик").

Цель: Дать начальное представление о точке зрения различных героев и как она проявляется в едином киноповествовании.

Вступительное слово. Перед фильмом учитель может обратить внимание ребят на то, что песни, например, которые звучат за экраном, в данной картине очень важны. Пусть ребята постараются помнить, о чем в них поется и какое это, все имеет отношение к судьбе главных героев Джорджа и Жоры.

Вопросы и примерный ход обсуждения:

1. Понравился ля вам этот фильм?

2. Какие эпизоды вам понравились больше всего?

3. Как вы думаете, кто из мальчиков более рассудительный? Кто из них ведет себя с большим достоинством? (Перескажите эпизоды, подтверждающие вашу мысль).

4. Кто первый из ребят предлагает держаться вместе?

5. Что отмечает при первом знакомстве м Жорой главарь шайки похитителей?

6. Как вы считаете, бандиты действительно так смешны и нелепы в реальной жизни?

7. Почему же тогда они предстают такими смешными в фильме? (Здесь необходимо обратить внимание ребят на то, что по сравнению с дружбой, наверное, вся суета бандитов вокруг

денег в кажется смешной).


- 71 -

8. А как вы считаете, напоминает ли этот фильм рассказ самих ребят о том, что с ними случилось, после всех событий, т.е. как воспоминание? Что в фильме позволяет нам так думать? (Скорее всего речь здесь должна идти о комиксах, или мульти­пликационных вставок. Пусть учащиеся сами назовут те эпизо­ды, где мультипликационные вставки наиболее неожиданны, боль­ше всего им понравились).

9. Можно ли сказать, что этот фильм напоминает нам игру? Банди­ты, кажется, играют с ребятами в поддавки. Они как бы посто­янно дают себя одурачить, они кажутся глупее, чем есть на самом деле. Такого в жизни не бывает. Но дело-то в том как раз и заключается, что это все воспоминание самих ребят, их собственная фантазия.

10. Сможете ли вы сами придумать подобную историю? Если приду­маете, то запишите ее.


1

ЧАСТЬ 2

Объяснительная записка

В соответствии о задачами, сформулированными в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной шко­лы", предполагается, что данные методические разработки по ана­лизу идейно-художественного содержания фильма для учащихся 4-6 классов 2 часть) как раз и помогут педагогу-практику наиболее успешно осуществить комплексный подход к воспитательной работе в учебных заведениях в соответствии со всеми направлениями ком­мунистического воспитания.

Данные методические разработки обобщают опыт работы учите­лей московских школ, в течение трех лет участвовавших в "тушинском эксперименте" по использованию киноискусства в идейно-нравственном, эстетическом воспитании учащихся..

Задачей курса являлось - на основе поэпизодного анализа филь­ма вести учащихся к постижению таких основополагающих категорий литературного и кинематографического творчества, как художест­венный образ, художественная реальность и условность, художест­венная идея, что должно было помочь школьникам не только закре­пить знания из области искусствоведения, но в направить их ин­терес к проблемам нравственного содержания: о чести и долге, о природе подвига, об ответственности человека за судьбу общест­ва и свою судьбу.

В соответствии с этим фильмы по мере прохождения курса рас­пределились в основном по красным датам календаря, что являлось необходимой помощью классному руководителю в осуществлении не­посредственных задач воспитания. Так, фильмы, показанные в сентябре, были посвящены в основном школьной тема­тике ("Звонят, откройте дверь", "Хочу, чтоб он пришел", "Черная курица, или подземные жители", "Чудак из 5 б"), октябрьские просмотры


- 2 –

были посвящены дню милиции ("Ко мне, Мухтар"), в феврале показывались фильмы, посвященные армии (Юнга северного флота"), в марте - фильмы, посвященные даю космонавтики ("Москва-Кассиопея"), "Отроки во вселенной")…

Работа по кинообразованию в 4-6 классах осуществлялась в следующей логике - формирование оценочных критериев, выделение в структуре произведения отдельных композиционных элементов, уста­новление связей между ними; освоение элементов художественного образа через характеристику персонажей. Вырабатывалось представ­ление об основных элементах композиционного построения фильма в последовательности эпизодов: завязка-кульминация - финал. Раскры­тие специфики этих элементов в различных жанрах. Давалось также элементарное представление о кинематографических профессиях: ре­жиссер, актер, оператор, художник. Вводились в употребление сле­дующие кинематографические термины: ракурс, длительность и крупность планов.

Вся работа с фильмами осуществлялась в следующей последова­тельности; вступительное слово учителя перед просмотром, которое давало учащимся как бы установку на восприятие фильма, затем про­смотр и -обсуждение на классном часе.

В разработках дается примерный круг вопросов и предполагае­мый ход обсуждения.


- 3 -

Воплощение внутреннего мира человека кинематографическими средствами. Понятие о ракурсе, длительности и крупности планов

Звонят, откройте дверь (реж. А.Мигта, сц. А.Володин, Мосфильм, 1965).

Основная цель обсуждения: дать начальное представление о таких кинематографических терминах, как ракурс, длительность и крупность планов - общий, средний, крупный.

Вступительное слово перед фильмом. Предполагается, что в данной возрастной группе допустимо объяснение кинематографических терминов, знание которых будет стимулировать параллельный ана­лиз, поможет ученикам в самостоятельных поисках выразительных осо­бенностей языка литературы и кино. Так, термин ракурс можно объ­яснить как "точку зрения" камеры, выражающей отношение автора или персонажа к объекту съемки. Длительность планов для ясности объяснений можно условно сопоставить с интонацией авторского го­лоса в литературе. Например, долгие и медленные панорамы, длин­ные статичные кадры придают действию эпическую окраску, настра­ивают на размышление, а короткие, "резаные" эпизоды повышают эмоциональность рассказа. Для примера стоит вспомнить о ребятами кинофильм "Ответный ход", где напряженное эмоциональное состоя­ние героев как раз и передано таким неожиданным сочетанием так называемых "резаных" эпизодов.

Крупность планов (общий, средний, крупный) дает возможность провести очень осторожные параллели о поэтическими элементами литературного языка: эпитетом, сравнением, метафорой.


- 4 -

Вопроса к обсуждению (комментарии к ним):

I. Как вы помните, на протяжении всего фильма девочка, ва­ша сверстница (ее играет молодая тогда актриса Е.Проклова), ищет тех, кто был в первом пионерском отряде. Осуществляется по­иск. Вспомните, герои фильма "В зоне особого внимания" тоже ищут. Ищут, где расположен штаб противника. Событие в этом филь­ме разворачивается стремительно, захватывающе. Можем ли мы то же самое сказать и о картине "Звонят, откройте дверь"?. Пожалуй, что нет. Ритм фильма неслучайно кажется заторможенным. Режиссер пытается передать течение обыденного времени. На экране внешне ничего не происходит. Все буднично. Но за этим будничным постоян­но чувствуется присутствие иной, более значимой жизни.

2. Как вы донимаете высказывание одного из героев фильма о том, что наша жизнь состоит не из сплошного течения времени, а как бы дробится на бесконечно малые отрезка времени. "Человеку только кажется, что его жизнь протекает непрерывно. На самом деле он живет минутами, если повезет, то годами".

3. Могли бы выделить из жизни главной героини фильма такие моменты, когда она действительно живет, т.е. открывает что-то новое для себя, а не просто существует? Здесь необходимо упо­мянуть, например, о сцене на катке. Чьими глазами увидена вся сцена? Почему так резко меняются отношения двух ребят. Все здесь увидено как бы самой героиней. Ей нравится их вожатый, он похвалил ее за проделанную работу, но вот она случайно увидела его о другой девушкой. Этот ракурс съемки передает в конечном счете "точку зрения" самой героини. И в то же время вспомните сцену, когда она избивает своего одноклассника. Где в этот момент находится камера? Вся сцена увидена как бы сверху. Намеренно убыстренное движение фигур внизу. Как вы считаете, а


- 5 –

на этот раз чью "точку зрения" передает ракурс съемке? Скорее всего, перед нами мнение самого автора фильма. Он как бы смеется над своими героями.

4. Как вы считаете, какая самая напряженная сцена в фильме? Скорее всего, это сцена пионерского обора. Как вы можете охарак­теризовать музыку, которая звучит за кадром в этой сцене? Когда герой Р.Быкова играет на горне, вы видите его в полный рост или нет? Как вы считаете, почему оператор избрал именно крупный план для съемки данной сцены? Почему так долго показывают нам, как человек долго играет на старом пионерском горне.

При обсуждении необходимо подвести ребят к тому, что ос­новной проблемой фильма является формирование человеческой лич­ности, которая, в свою очередь, немыслима без связи с прошлым. За будничным, серым течением жизни эта связь с прошлым почти не ощущается. Так горн еще задолго до финальной сцены уже неод­нократно появляется на экране. Но он звучит не так, как во время сбора. Это и обычная незаметная партия в театраль­ном оркестре я постоянное пребывание этого инструмента в футля­ре, подмышкой у такого смешного неуклюжего человека, как герой Р.Быкова. И тогда естественным будет вопрос: а меняется ли сама героиня фильма по мере развития действия иди нет? Как проявляется, например, это изменение на ее отношениях с матерью?