3. Для того чтобы глубже раскрыть различные подходы к вопросу о соотношении цивилизации и культуры, полезно провести сопоставительный анализ фрагментов двух источников:
1. «Что такое цивилизация, понимаемая как логическое следствие, завершение исхода культуры? <...> Цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Цивилизация — это те самые крайние и искусственные состояния. Они завершение, они следуют как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством... Они — неизбежный конец» (О. Шпенглер. «Закат Европы»).
2. «Культура как цивилизация... слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества... С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью… содействия развитию нравственности, силы и счастья человека» (Э. Тейлор. «Первобытная культура»).
Вопросы учащимся:
1. Как, по мысли Шпенглера, соотносятся цивилизация и культура?
2. Какие черты философ приписывает цивилизации?
Дополнительно учащимся можно сообщить, что упадок культуры на стадии цивилизации, по мысли Шпенглера, проявляется в «омассовлении» всех сфер жизнедеятельности, в господстве бездушных, механических устройств, в огромном росте городов.
3. Можно ли считать, что, по мнению Тейлора, понятия «цивилизация» и «культура» — синонимы? На основании чего можно сделать такой вывод?
4. Каково отношение Тейлора к цивилизации? В чем это проявляется?
Подводя итог беседы, учитель подчеркивает, что большинство современных исследователей не противопоставляют, но и не отождествляют цивилизацию и культуру. Духовная культура рассматривается как основа цивилизации.
Для подготовки к изучению следующей темы предлагаются вопросы и задания, которые могут быть использованы при текущей или отсроченной проверке знаний учащихся:
1. Укажите авторов следующих утверждений:
а) «Представители общества… совершенно по-разному реагируют на испытания — так называемый вызов истории».
б) «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессирующие эпохи общественно-экономических формаций».
в) «Все ранее существовавшие и современные нам общества могут быть отнесены с экономической точки зрения к одной из пяти категорий: традиционное общество, стадия создания предпосылок для подъема, стадия подъема, стадия быстрого созревания, век высокого массового потребления».
(К. Маркс, У. Ростоу, А. Тойнби)
2. Из перечисленных понятий отберите относящиеся к формационному подходу (I), к цивилизационному подходу (II):
базис, рабовладельческий строй, духовные ценности, надстройка, циклическое развитие, эллинизм, способ производства, культурная уникальность.
3. Укажите неверные утверждения.
Цивилизационный подход предполагает:
— особое внимание к изучению духовной сферы жизни общества;
— выделение типического, повторяющегося в истории;
— признание многовариантности исторического развития;
— признание общественного прогресса относительным;
— выявление и изучение объективных законов общественного развития, не зависимых от воли и сознания людей.
4. Вспомните некоторые черты средневековой Европы. Подумайте, какие стороны общественной жизни этого периода особенно важны исследователю: а) стоящему на позициях формационного подхода; б) стоящему на позициях цивилизационного подхода.
5. Взглядам каких мыслителей соответствует такое соотношение понятий «цивилизация» и «общественный прогресс» («регресс»):
— вступление человечества в эпоху цивилизации есть проявление общественного прогресса;
— стадия цивилизации отражает общественный регресс;
— каждая цивилизация движется по определенному замкнутому циклу, понятие «прогресс» не применимо к цивилизационному развитию человечества?
6. Ж.-Ж. Руссо и О. Шпенглер каждый со своих позиций и в разное время критиковали современную им западную цивилизацию. Однако если Шпенглер считал, что с упадком приходится просто смириться, то Руссо призывал вернуться в «золотой век человечества» — доцивилизованное состояние.
Выскажите и аргументируйте свое отношение к этим взглядам.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ 2. «ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО»
Тема, посвященная истории цивилизации, имеет ряд особенностей, которые полезно иметь в виду учителю, планирующему изучение этого материала.
Задача учителя-обществоведа состоит не в дублировании исторических курсов, а в выявлении особенностей исторического развития, влияющих на формирование ценностей, прежде всего тех, которые составляют фундамент современного цивилизованного мира.
В данной теме цивилизации прошлого рассматриваются как особое состояние общества, связанное с дифференциацией человеческой деятельности, общественным разделением труда. Здесь цивилизация раскрывается через такие признаки, как:
— накопление в материальной и духовной жизни элементов, образующих преемственность в развитии общества (зарождение и развитие «общецивилизационных начал»);
— ценности, присущие данной цивилизации (наличие сравнительно-оценочного или ценностного аспекта);
— развитие общества на его собственной основе, на базе предпосылок, созданных трудом человека. На этой ступени развития становится характерной зависимость человека не столько от природы (хотя связь с природой остается весьма существенной), сколько от исторически созданных условий (т. е. от результатов предшествующего труда);
— развитие самого человека как результат развития цивилизации (гуманистический аспект).
Одна из задач курса — вычленить наиболее крупные достижения каждой конкретной цивилизации, которые пополняют сокровищницу мировой цивилизации в целом.
Таким образом, на историческом материале раскрывается основной критерий цивилизации: позиция человека по отношению к тем сферам, в которых он действует. Именно эта позиция в конечном счете выражает власть человека над силами природы и общества (социальными силами). Цивилизация рассматривается как такое состояние в развитии общества, которое обеспечивает ту или иную степень господства человека над природными и социальными процессами, а также над своей собственной природой.
При изучении темы учителю будут полезны книги: Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. — М., 1996; Яковец Ю. В. История цивилизаций. — М., 1995; Ионов И. Н. Российская цивилизация: IХ — конец ХХ века. — М., 2003.
Уроки 9, 10. Особенности древних цивилизаций
Этот урок призван дать общее представление о древних цивилизациях, противостоящих, с одной стороны, периоду доцивилизованному, первобытному, иногда называемому даже доисторическим, а с другой — следующим за ним эпохам.
Согласно периодизации исторического процесса, введенной Л. Морганом, первый этап человеческой истории — дикость (от появления человека до возникновения гончарства). За ним следует период варварства (от изобретения гончарного круга до появления письменности). Затем — собственно цивилизация. В моргановской периодизации начало цивилизации связывается с появлением письменности. «Употребление письма или равнозначных ему иероглифов на камне является отчетливым признаком начала цивилизации. Без литературных памятников не существовало бы, можно сказать, ни истории, ни цивилизации». Создание гомеровских поэм, передаваемых устно либо со временем записанных, с достаточностью датирует начало цивилизации у греков.
Речь на данном уроке идет об общих особенностях цивилизаций древности, прежде всего о становлении мироощущения человека, осознании им себя как индивидуальности, оформлении представлений об основных духовных ценностях. На этом же уроке рассматриваются парадоксы древних цивилизаций, развитие представлений о свободе, органично сочетающихся с уверенностью в необходимости сохранения рабовладения.
Древние цивилизации рассматриваются здесь двояко: как с точки зрения их самоценности, так и с точки зрения их вклада в последующий исторический процесс.
На уроке учителю предстоит работа с такими понятиями, как «цивилизация», «мировые религии», «гражданское общество древности».
План изучения нового материала
Вариант 1
1. Мир древних цивилизаций.
2. Отличия цивилизаций древности от первобытности:
а) изменение взаимодействия с природой;
б) появление письменности, изменение социальной организации жизни.
3. Проблема понимания древности.
4. Взаимосвязи древних цивилизаций.
Вариант 2 (комбинированный урок)
1. От первобытности к цивилизациям древности.
2. Мир древних цивилизаций: самобытность и взаимосвязи.
3. Парадоксы древних цивилизаций.
Рассмотрим методические вопросы урока по первому варианту плана:
1. В тексте учебного пособия (§ 26) перечисляются цивилизации, относящиеся к Древнему миру. Среди них как те, что известны учащимся из курса всемирной и отечественной истории, так и те, которые в школьном курсе не изучаются. Важно обратить внимание учащихся на те черты сходства цивилизаций, которые дают возможность рассматривать их как общий мир.
2. При изучении древних цивилизаций важно проиллюстрировать примерами наличие в них таких признаков, как зависимость от природы, мифологические формы мышления, культа, речи.