Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «человек И общество» в 2 частях Часть 2 11 класс (стр. 11 из 51)

Вместе с тем все цивилизации, относящиеся к древним, знаменуют переход от присваивающего типа хозяйства к производящему. Это обстоятельство также находит отражение в мифологии (появляется герой, который, подобно богам, может творить чудеса).

Изменение хозяйственного уклада не могло не сказаться на появлении новых черт во взаимодействии людей. Именно усложнение хозяйственной деятельности потребовало изменения способов передачи и хранения информации не через ритуал, в процессе непосредственного копирования, а через письменность. С теми же изменениями тесно связано и усложнение социальной структуры общества на основе разделения труда, появления новых профессиональных групп, чье положение в обществе выделялось, закреплялось как писаными, так и неписаными законами и обычаями.

С особыми видами хозяйственной и социальной деятельности связано и появление городов, превращение их в центры общественного развития, отличные от периферии. Наконец, сложная хозяйственная жизнь, разнообразные занятия, социальная иерархия требовали упорядочения взаимодействия больших групп людей, установления правил общежития, согласования разнообразных социальных интересов. Все это, вместе взятое, не могло не привести к замене племенной организации власти государственной.

Таким образом, весь комплекс признаков общественного развития на новом цивилизационном этапе существенно отличает его от первобытного. Об особенностях древних цивилизаций многое говорят письменные памятники, дошедшие до нас. Здесь важно напомнить школьникам о разнообразии письменных свидетельств глубокой древности: научных трактатах, юридических и государственных актах, литературных произведениях. Обращение учителя на уроке к заданию 4 в § 26 даст возможность показать, какое значение придавалось письменности, владению ею, многообразию знаний образованного человека древности. Важно также показать учащимся своеобразие языка письменного фрагмента, как бы раскрывающего современнику загадочный мир глубокой древности.

3. На уроке полезно обратить внимание на такую проблему, как трудности понимания древних цивилизаций современным человеком, особенно неспециалистом. Эти трудности вызваны не только неполнотой исторических источников, дошедших до нашего времени, но и проблемами их точного перевода на современные языки. Многие источники непонятны вне контекста эпохи, без сопоставления с другими сведениями о древних обществах, в отрыве от мифологии, культа и даже мистики. В учебном пособии в качестве примеров «очевидного-невероятного» в древних цивилизациях названы обряды жертвоприношения. Современному человеку трудно понять, что успех важного дела в древности не мыслился без жертвоприношения, также непросто представить, как выглядели подножия прекрасных древних храмов в дни торжественных празднеств и церемоний. Отношение к рабу как к живому орудию, противопоставление и неприятие чужака, отношение к нему даже не с презрением, а как бы вне человеческих правил и норм также с трудом осознается современным человеком.

Одним из парадоксов, характеризующих мир древних цивилизаций, является тот факт, что наряду с противопоставлением чужаку зарождается принцип всечеловеческого единства и нравственного совершенствования личности, ее добродетелей и идеалов. Отход в древности от требования следовать раз и навсегда сложившемуся религиозному культу и формирование мировых религий с их прозелитами (привлечением верующих на сторону данной веры по собственной воле, а не по закону рождения) также один из парадоксов эпохи. С одной стороны, общество стремится к внутреннему единству, с другой — изобилует яркими образами людей неординарных, способных осуществить собственный выбор, поддаться власти идеи, служить верой и правдой истине (можно вспомнить имена Диогена, Сократа, Зенона Элейского и др.).

Целесообразно использовать на уроке задание 6 к § 26, в котором приводятся краткие изречения семи греческих мудрецов, своего рода заповеди и назидания, характеризующие добродетели, почитаемые в древности. Можно сопоставить их с современными афоризмами на эту тему, чтобы убедиться, что мир древности не так уж далек от нас. И это тоже один из парадоксов древности, поскольку здесь фиксируется зарождение некоторых образцов мышления, отнюдь не мифологических, а близких к рациональному. Важное значение в связи с этим имеет вопрос о зарождении в лоне древних цивилизаций философии как особого способа понимания и объяснения мира, его отдельных черт, свойств. При возможности и резерве времени учитель может рассмотреть вопрос о зарождении философских взглядов более подробно (в этом случае осуществляется связь с содержанием § 22 учебного пособия).

4. Особое внимание на данном занятии следует уделить проблеме единства цивилизаций древности, взаимных контактов между ними через сохранение, передачу сведений о других странах и народах, вклада разных народов в сокровища человеческой истории.

Многообразие контактов — географические экспедиции, торговля, военные походы, освоение огромных просторов степей, полупустынь и пустынь кочевниками, вклад рабов, выходцев из одних стран, в культуру других стран и народов — позволяет рассматривать мир древних цивилизаций не только как разрозненный и мозаичный, но и как во многих чертах единый. Можно обсудить с учащимися вопрос о единстве исторических корней народов мира.

Текст учебного пособия по этому вопросу не представляет сложностей для учащихся. Он может быть рекомендован для самостоятельного чтения в классе или дома. Ученикам можно предложить привести и собственные доказательства того, что локальные цивилизации древности взаимодействовали во времени и пространстве.

Уроки 11, 12. Древние цивилизации Европы

В задачу этого урока не входит детальное изучение истории античности. Необходим подход с точки зрения общецивилизационных ценностей, вошедших в сокровищницу человечества.

Если обратиться к характеристике античной цивилизации в упомянутой работе Л. Моргана, то там говорится: «...мы подходим к римской и греческой цивилизации. Мы не найдем здесь великих изобретений и открытий, но они проявили себя в искусстве, философии и общественных учреждениях. Главнейшими созданиями этих цивилизаций были императорская и королевская власть, гражданское право, христианство; смешанное аристократическое правление с сенатом и консулами; организация дисциплинированного общества, состоящего из кавалерии и пехоты; создание флота и морской военной техники; образование больших городов с муниципальным правом; морская торговля; чеканка монеты; государство, основанное на территории собственности; из числа изобретений: обожженный кирпич, подъемный кран, мельничное водяное колесо, мост, водопровод и водосточная труба; свинцовая труба с краном; арка; весы; искусства и науки классического периода и их произведения, в том числе архитектурные стили; арабские цифры и алфавит».

В приведенном отрывке античные общества представлены весьма разносторонне с точки зрения как материальной, так и духовной жизни. Своеобразие античных цивилизаций может быть понято на основе выделения их существенных черт.

Учащиеся, как правило, сохраняют некоторое общее романтизированное представление об античности, сложившееся при изучении курса истории. Тем более важно с опорой на эту позитивную установку дополнить знания об особенностях античных цивилизаций, углубить их и систематизировать исходя из задач обществоведческого курса.

Сложности, которые поджидают учителя при проведении данного урока, связаны с организацией активной познавательной деятельности учащихся, отбором содержания, умелым использованием разнообразных источников знаний на уроке и при домашней подготовке.

С учетом значимости материала, его содержательной насыщенности и устойчивого интереса со стороны большинства школьников целесообразно уделить этой теме два часа.

План изучения нового материала

1. Цивилизация Древней Греции.

2. Цивилизация эллинизма.

3. Римская цивилизация и ее ценности.

Один вариант изучения этих вопросов — комбинированные уроки, первый из которых почти целиком отводится изучению цивилизации Древней Греции, а второй — рассмотрению двух других пунктов плана.

Другой вариант предполагает организовать работы в малых группах после вводной лекции, посвященной особенностям античных цивилизаций.

Рассмотрим сначала общие вопросы изучения особенностей европейских цивилизаций древности, а затем варианты организации познавательной деятельности учащихся.

1. В учебном пособии цивилизация Древней Греции раскрывается в динамике: от зарождения и формирования особенностей (классическое рабство, обмен и денежное обращение, суверенитет народа и полисная организация, зарождение этики, философии, эстетики) до расцвета классики, когда характерные черты античности проявились во всей полноте и многообразии.

Именно изучение особенностей античности дает возможность лучше понять и значение этого периода европейской истории в становлении общецивилизационных начал, и его своеобразие, неповторимость.

Раскрывая особенности античной Греции, важно помочь школьникам выделить именно те черты, которые придают самобытность и неповторимость этой цивилизации.

Очень важно привлечь внимание школьников к обсуждению ценностей античной Греции, возможно, на основе тех парадоксов, которые не перестают быть привлекательными и загадочными. Таковым является рабство, составляющее одну из опор цивилизации Древней Греции. Не случайно именно в ее анналах сохранилось не оправдание, а рациональное объяснение этого института. В задании 8 к § 27 приводится фрагмент текста Аристотеля, позволяющий приоткрыть ход мысли и аргументацию философа. Причем сама ссылка на авторитет классика, столь широко практиковавшаяся в античной философии, может служить дополнительным источником для понимания эпохи.