Рассмотрение своеобразия организации и функционирования хозяйственной жизни античного полиса полезно дополнить анализом специфики античной собственности, сочетавшей в себе собственность семьи граждан и полиса. Можно предложить учащимся сравнить фрагмент учебного текста, где речь идет об античной собственности, и фрагмент из сочинения Цицерона (задание 6 к § 27), чтобы на основе этого сравнения понять отличия частной собственности и античной полисной. Важно показать, что античная полисная собственность выступала не только важнейшей гарантией гражданского полноправия, но и надежной основой связи гражданина и полиса. Актуализации знаний из курса истории может служить задание 13.
Дополнительные аспекты хозяйственной жизни античного полиса (греческого прежде всего) могут быть показаны с использованием задания 7. Надписи хозяйственного содержания, найденные при раскопках в г. Платеи, являются важным источником не только для выяснения масштаба цен, распространения обмена в полисах, но и для вывода о высоком уровне грамотности населения. Интерес представляет также сопоставление названного в учебном пособии принципа автаркии (самообеспечения) и масштабов обмена и торговых связей греческих полисов. Понять свободолюбие греков, их стремление к самобытности, самостоятельности, независимости невозможно без знаний гарантированной хозяйственной обеспеченности жителей Древней Греции.
Главное внимание на уроке, посвященном греческой цивилизации, следует уделить особенностям полиса как организации общества и связям этих особенностей с формированием полисных ценностей.
Полис в учебном пособии характеризуется как хозяйственная единица, своеобразная гражданская община, самобытная политическая и военная структура. Именно в Древней Греции сложились и нашли свое теоретическое обоснование те формы организации государства, которые существуют и по сей день: демократия, олигархия и др. В заданиях 9 и 11 приводятся фрагменты из произведений Фукидида, Платона, характеризующие их отношение к демократии и дающие некоторое представление об острой политической борьбе между сторонниками и противниками разных форм организации власти в полисах. Дополнительные сведения об остроте политической борьбы и оживленности политических страстей в античном Риме могут быть почерпнуты из задания 10. Это задание также содержит сведения о грамотности населения, об участниках предвыборной борьбы и правах граждан.
Ценности полиса, теснейшим образом связанные со своеобразием организации его жизни, могут быть по-настоящему поняты в связи с этими специфическими сторонами и признаками. Анализ полисных ценностей дает возможность закрепить и повторить основные особенности полисной структуры организации жизни общества. Полис как высшее благо и высшая ценность — воплощение высшей справедливости для граждан. Уважение к земледельческому труду тесно связано с гарантиями равноправия граждан, владеющих землей в гражданской общине. Существовавший в Афинах обычай избирать на отдельные общественные должности по жребию есть своеобразное признание равного права быть избранными из числа равнодостойных богов. Соединение в античной этике чувства коллективизма и состязательного начала дало такую ценность, как осуждение стремления к прибыли, презрение к достатку, если он не помогает прославлению полиса.
При наличии времени может быть специально выделен вопрос об отражении ценностей и своеобразия античной Греции в ее искусстве периода классики. При этом важно использовать зрительные образы в качестве эмоциональной опоры. Классическая ордерная архитектура, прежде всего гражданская и общественная, идеально соразмерные памятники скульптуры, гармония и звучность литературы, высокие нравственные образцы и сильные страсти театра — все это не только памятники античного прошлого, это и своеобразный диалог времен на тему вечных ценностей. В этих творениях духа проявляется еще одна своеобразная черта античной Греции — формирование этнического самосознания эллинов.
2. Второй час занятия может быть спланирован как комбинированный урок, посвященный изучению самобытности цивилизации эллинизма и важнейших достижений древнеримской цивилизации.
В учебном пособии основные стороны жизни эллинистического общества раскрыты через сравнение с античной классикой. Важным представляется вывод о плодотворности тех форм организации общественной жизни, которые явил миру эллинизм. Здесь речь идет и о смешанной собственности, сочетавшей деспотическую и античную, и о классическом рабстве в сочетании с различными переходными его видами, это и эллинистическая монархия, пытавшаяся расширить свою социальную базу в завоеванном мире через элементы полисной организации, принесенной сюда из Греции и Македонии. Особенно важно показать плодотворность синтеза в духовной сфере, породившей высокий уровень научных достижений, изобретений, не только создавших новые типы культурных центров (музеи, библиотеки), но и положивших начало зарождению монотеизма и подготовке условий для возникновения мировых религий. Важно также обратить внимание на рост в этом регионе эсхатологических и мессианских направлений, также нашедших позднее воплощение в религиозных системах, возникших здесь в первые века нашей эры. Для художественной жизни эллинизма важным стало появление новых тенденций: прославление сильной личности правителя, с одной стороны, и интерес к рядовому человеку, его образу жизни — с другой. Здесь можно показать причины зарождения утопических представлений как стремления уйти от реальных противоречий жизни. Этой эпохе также свойственно проявление эмоционально окрашенного искусства с сильным элементом психологизма.
3. Что касается достижений цивилизации Древнего Рима, то в учебном пособии в их числе выделяются римское право и римское красноречие как имеющие общецивилизационное значение и демонстрирующие «вершины» в развитии человечества в прошлом.
Методическое своеобразие этой части урока определяется тем, что при знакомстве с римской цивилизацией возможно сочетание закрепления ранее изученного с новым материалом. Практически все существенные особенности римских ценностей могут быть рассмотрены в сопоставлении с древнегреческими или эллинистическими.
Вариантом планирования и проведения занятий, посвященных античным цивилизациям, может быть групповая работа.
Каждой группе дается задание охарактеризовать своеобразие одной из цивилизаций с привлечением материала учебного пособия. Это может быть подготовка рассказа от имени представителя каждой из рассматриваемых на уроке цивилизаций. Античная Греция характеризуется с точки зрения своеобразия полиса как гражданской общины: анализируются черты, присущие этой форме общественной организации, связи античного полиса и возникновение философии в качестве прообраза современного мышления, противостоящего мифологии. Эллинизм может быть представлен с точки зрения своеобразия мировоззрения этой эпохи, развития просвещения, науки, искусства и отражения в нем образа человека. Римская цивилизация описывается через характеристику римского права, красноречия в его лучших образцах.
Возможно также проведение двухчасового семинарского занятия по следующему плану:
1. Особенности цивилизации Древней Греции.
2. Эллинизм как своеобразный синтез античности и Востока.
3. Гражданские ценности Рима и достижения римской цивилизации.
Литература для учащихся:
Древние цивилизации. — М., 1989.
Левек П. Эллинистический мир. — М., 1989.
Античность // Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1993.
Уроки 13, 14. Цивилизация эпохи Средневековья
Рассмотрение средневековых цивилизаций в курсе ограничивается европейской христианской цивилизацией. Это обстоятельство должен учитывать учитель, поскольку учащиеся могут интересоваться особенностями и других цивилизаций, исламской например.
При подготовке и проведении уроков по данной теме помощь учителю окажут книги: Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М., 1972; Гофф Жак Ле. Цивилизация средневекового Запада. — М., 1992, а также указанная выше работа В. М. Хачатурян.
Для данного курса существенно понимание того, что доминантой цивилизационного развития в эпоху Средних веков становится религиозный фактор, крушение древних цивилизаций совпало со становлением и повсеместным распространением религий, в которых одной из ведущих идей является идея спасения. К таким религиям относятся и буддизм, и даосизм, и христианство, и возникший позднее ислам.
Внимание к западноевропейской цивилизации объясняется тем, что именно эта цивилизация выработала способы организации общественной жизни, давшие ей возможность частично сохранить в преобразованном виде, а частично создать новые ценности, позволившие Европе обогнать иные цивилизации на пути формирования буржуазных отношений. Именно под влиянием достижений цивилизации Западной Европы на остальной мир сформировалась теория европоцентризма, которой придерживались многие выдающиеся мыслители. Отсюда в научный оборот вошло представление об «отставании» Востока, о центре мирового развития, каким виделась Европа, и об относительно далеком или близком положении от центра иных цивилизаций.
Путь, который прошла цивилизация Западной Европы в эпоху Средневековья, отличается как некоторыми универсальными чертами, так и своеобразием применительно к истории отдельных стран и народов Европы. Тем не менее именно в Европе складывалось понимание единства, в основе которого лежат общие для разных народов этого континента достижения и ценности: парламентаризм, гуманистические концепции личности, университетская ученость, культура. В основе этих достижений — ведущие для средневекового общества Европы идеи. Прежде всего это имперская идея, объединившая различные народы по образцу Римской империи. Данной идее противостояла и в то же время дополняла ее тенденция объединения на национальной основе государств, которая реализовалась в трудной и кровавой борьбе. Еще одна основополагающая идея родилась и окрепла в средневековой Европе — идея христианского мира как единого целого.