Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «человек И общество» в 2 частях Часть 2 11 класс (стр. 13 из 51)

В учебном пособии во вступлении к § 28 оговорены временны́е и географические границы средневековой цивилизации. В данном курсе изучаются те особенности и достижения средневекового европейского общества, которые проявились преимущественно в период его зрелости.

План изучения нового материала

Вариант 1
(Комбинированные уроки)

Урок 1 :

1. Феодализм как образ жизни представителей разных слоев общества:

а) крестьянства;

б) рыцарства;

в) духовенства.

2. Монархия и Церковь как гарантии стабильности средневекового общества.

3. Ценности средневекового общества.

Урок 2:

1. Христианство в эпоху Средневековья:

а) сущность и особенности христианского мировоззрения;

б) менталитет средневекового человека.

2. Мир города — колыбель новой цивилизации.

3. Достижения средневековой цивилизации.

Вариант 2

Урок 1. Лекционное изложение основных вопросов темы.

Урок 2. Практическое занятие с использованием текстов из хрестоматии.

Вариант 3

Уроки 1, 2. Семинарское занятие.

При любом варианте учителю полезно иметь в виду следующее:

1. Изложение материала в учебном пособии дает возможность учащимся получить представление об образе жизни основных сословий средневекового общества.

Иными словами, учащимся представляется возможность понять, каким виделся мир крестьянину, рыцарю, представителям разных слоев духовенства, горожанину. Каждое из основных сословий средневекового общества имело свое ви́дение пространства, времени, самого человека в его связях с миром реальным и идеальным. При этом каждое сословие раскрывается через показ ценностей, характерных именно для него.

Так, крестьянский мир с цикличностью времени, ограниченностью пространства близлежащими угодьями, деревнями, соседним замком или монастырем выглядит неизменным и окончательным, где все определено, неизменно и твердо. Отсюда и такие черты образа жизни крестьянина, как стабильность, иногда воспринимаемая как косность, следование традициям, общинные правила и установления.

Для рыцаря, который каждый свой день и час рискует жизнью, время быстротечно и часто непредсказуемо, его жизнь принадлежит сеньору, главные ценности тесно связаны с воинскими, нередко ведут свое начало от варварских дружинных обычаев, весьма своеобразно переплетавшихся с ценностями христианства.

В хрестоматии учитель найдет фрагмент «Идеалы рыцарства». Здесь прежде всего раскрывается лозунг «Сражаться и любить». Приведенный фрагмент из стихотворения Вертрана де Ворка (1140 г.) содержит такие строки:

Здесь гибель ходит по пятам,
Но лучше смерть, чем стыд и срам.
Мне пыл сражения милей
Вина и всех земных плодов.

Другим, более романтическим идеалом рыцаря являлась влюбленность. Своеобразие проявлений влюбленности дополняет противоречивый характер средневекового рыцарства, раскрытый в тексте учебного пособия.

Опыт изучения истории европейского Средневековья показывает, что рыцарская проблематика привлекательна для юношества, учащихся интересует и куртуазная литература, и внешняя атрибутика рыцарей. Важно при обращении к внешним приметам времени в курсе обществознания добиваться установления их связи со сложными и многообразными проявлениями сущностных признаков данной цивилизации. Так, можно предложить школьникам вопросы для уяснения указанной связи:

Какие черты «рыцарского кодекса чести» проявлялись по отношению к представителям различных сословий? Почему культ Прекрасной Дамы мог соседствовать с проявлениями грубости, жестокости и неотесанности?

При рассмотрении образа жизни духовенства важно обратить внимание учащихся на расслоение этого сословия, наличие в нем, наряду с церковной аристократией, нищенствующих монахов, сельских священников, чья жизнь мало чем отличалась от жизни городских и деревенских бедняков. При этом принадлежность к духовенству давала возможность любому представителю этого сословия причислять себя к могущественной церковной организации. Из курса истории школьники знают о «феодальной лестнице», которую составляли как светские, так и духовные иерархи. Эта организация позволяла жестко контролировать духовную жизнь общества.

Учителю следует обратить внимание школьников на то, что при общем безразличии людей Средневековья ко времени, которое отнюдь не входило в число признанных ценностей, можно выделить различия в отношении к нему разных сословий. Крестьянин, например, связан с природными циклами, его день имеет разную протяженность и наполненность в разное время года. Это объясняется прежде всего особенностями производственной деятельности. Для рыцаря временны́е сезоны скорее всего связаны с военными походами, которые обычно начинались с окончанием зимы и продолжались до нового ее приближения. День длился значительно дольше, чем у крестьянина, поскольку рыцарские замки имели факельное освещение, а в крестьянском жилище факел был неуместен, да и опасен, лучина же не делала ночь светлее. Общим для всех сословий в отношении к времени было слабое различение или даже слияние прошлого, настоящего и будущего. Исторические хроники зачастую содержат даты смерти праведников и святых, но в них отсутствуют даты их рождения. Бренное время не могло соперничать с вечностью, к которой было устремлено религиозное сознание людей.

Вместе с тем Церковь стремилась к господству и над временем. Звон церковных колоколов разделял день на отрезки. Церковь устанавливала дни труда и дни праздников, дни поста и дни воздержания. Известный историк Средневековья Ле Гофф обратил внимание на то, что время в Средние века являлось средством социального контроля. Церковь же устанавливала в качестве допустимого и должного представление о природе, социуме, Боге, человеке.

2. Особая роль в средневековом обществе принадлежала монархии и Церкви. Именно эти институты объединяли разделенное на сословия и группы общество. Союз светской и духовной власти обеспечивал стабильность социальной действительности. Курс истории насыщен конкретными образами государей: Великих, Красивых, Гордых, Грозных, Тишайших, Мудрых, Святых, Добрых, Благочестивых, Миротворцев, Терпеливых, Добродушных, Ученых, Возлюбленных, Красноречивых, Неподкупных, Мучеников. Все они, как и те, кого прозвали Короткими, Кровавыми, Темными, Окаянными, Лысыми, Простоватыми, Ленивыми, Сварливыми, Горбунами, Непослушными, Кривоусыми, Косноязычными, Толстыми, Слабыми, Безумными, Забытыми, Косыми, Долгорукими, Завоевателями и т. д., были не только людьми с конкретными особенностями судьбы и характера, но и олицетворением власти. Нетрудно представить себе, какой могла быть власть короля по прозвищу Гневные Очи или Кровавая Секира. А каким властителем был Птицелов, Серый Плащ или Тонкие Ноги?

Особенностью взаимоотношения власти и Церкви в Средние века было их постоянное соперничество. Христианская Церковь ко времени начала формирования новой власти на остатках военной демократии варваров и руинах римской государственности представляла собой уже сложившуюся организацию. Союз укреплявшейся королевской власти с христианской Церковью привел не только к превращению христианства в государственную религию, но и к усилению роли церковной организации (своего рода «государства в государстве»).

Отцам Церкви принадлежит идея теократии. Один из признанных авторитетов христианства Аврелий Августин в своем труде «О граде Божьем» рассматривал всю историю человечества как борьбу праведников и грешников. В земной жизни только Церковь близка к идеалу града Божьего, потому только она может выступать арбитром в спорах о власти.

Вопрос о первенстве светской или церковной власти не праздный для Средневековья. Он связан не только с взаимными унижениями (вспомните Каноссу и Авиньонское пленение пап), но и с великой схизмой, обернувшейся неразберихой, взаимными проклятиями пап, которые в конце концов привели к падению авторитета Церкви и подготовили почву для Реформации.

Реальная практика сосуществования в европейском Средневековье сильной церковной и претендовавшей на силу светской власти объективно приводила к необходимости диалога. Это было важнейшее условие формирования особого типа светской власти, вынужденной считаться с обществом, идти с ним на компромиссы. Государство с самого начала имело сильных противников, которых следовало со временем привлечь на свою сторону. Отсюда возникала необходимость постепенного ограничения произвола власти в борьбе с крупными феодалами, церковной организацией, городскими коммунами и сельскими общинами. Здесь проявилась закономерность, которую Ле Гофф определил следующим образом: «Феодальной вертикальной иерархии было противопоставлено горизонтальное общество».

Можно предложить учащимся проблемное задание, позволяющее уяснить значение опоры на основные сословия при установлении светской власти королей и при формировании в конце Средневековья сословно-представительной монархии: какие условия способствовали появлению формулы средневековой демократии: «Что касается всех, должно быть одобрено всеми»? Какие факты из истории отдельных государств противоречат этой формуле? Чем можно объяснить это противоречие?

4. Особое значение при изучении средневековой европейской цивилизации принадлежит вопросу о христианском мировоззрении. Христианство явилось доминантой всего европейского Средневековья. Поэтому рассмотрению сущности мировоззрения христианства следует уделить специальное внимание при изучении данной темы. Это особенно важно еще и потому, что в разделе, посвященном развитию общественной мысли в прошлом и современности, христианское воззрение практически не затрагивается, в то время как роль христианства в современном мире интересует учащихся.