Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «человек И общество» в 2 частях Часть 2 11 класс (стр. 14 из 51)

Вопросы христианского мировоззрения весьма непросты для учителя. Здесь важно уйти от частностей, выделив те стороны этого мировоззрения, которые господствовали именно в Средние века. Опорой в этой работе могут стать знания, полученные при изучении § 14 учебного пособия.

Для мироощущения средневекового человека характерно признание одинаково реальным мира видимого (окружающей его действительности) и невидимого (мира Божественных сущностей). Невидимый мир был связан с высшим идеалом, иногда он открывался в снах или видениях. Экзальтированному сознанию людей было свойственно ожидание чуда, вот почему нередким для Средних веков было появление различных «видений», «голосов» и т. п. (достаточно вспомнить Жанну д’Арк).

Еще одной чертой мировоззрения в Средние века было чувство неуверенности, которое вело к взрывам эсхатологии (ожиданиям конца света). Можно задать учащимся вопрос:

Какими причинами можно объяснить различные страхи (фобии), господствовавшие в Средние века в сознании многих людей?

Полезно также отметить символизм как порождение двойственности сознания людей эпохи Средневековья. Реальные вещи воспринимались как несовершенное воплощение высших сущностей. Отсюда — огромное значение символики не только в религиозной жизни, но и в быту.

Большинство церковных таинств имело символическое значение. Наибольший смысл приобретала исповедь. Она заставляла человека оценивать свои собственные поступки и помыслы. Человек сам отвечал за свои деяния. Можно предложить учащимся привести примеры символического восприятия мира в эпоху Средневековья (символика храма, символика рыцарских орденов, воинская символика и т. п.).

Полезно обратить внимание учащихся на «многослойность» мировоззрения людей Средневековья. Высокое христианство было доступно небольшой части общества — образованным богословам, высшим церковным иерархам, ученым монахам, переписчикам книг. Основная же масса населения была далека от тонкостей и хитросплетений священных текстов. Не случайно в тех жанрах церковной литературы, которые были обращены к простолюдинам, использовались и более простой язык, и более ясная система образов и понятий. Для этой категории верующих предназначались жития, легенды о святых, проповеди и нравоучительные примеры. Религия искала пути к душам верующих, не только поднимая их до высот теологии, но и спускаясь к ним.

Церковь шла на компромиссы с массовым сознанием ради сохранения власти над людьми. Она не прославляла, не допускала существования поэзии Прованса, воспевающей любовь к Прекрасной Даме, радости плотской жизни, красоту земного мира.

Дополнительно при изучении особенностей христианского мировоззрения можно предложить учащимся вопросы, нацеленные на актуализацию знаний о мировоззрении, убеждениях и вере (§ 14 учебного пособия):

1. Какие типы мировоззрения известны науке? 2. По каким критериям выделяются эти типы? 3. К какому типу можно отнести мировоззрение большинства средневековых европейцев? Ответ аргументируйте. 4. Чем различалось обыденное мировоззрение крестьян, рыцарей, горожан и религиозное мировоззрение богословов и представителей духовенства? 5. Какие особенности характерны для менталитета средневекового человека?

5. Особняком в мире Средневековья существовал город. Географически он был отделен городскими стенами, воротами и башнями, имел собственное городское правовое пространство, где действовали свои правила и принципы. Город предоставлял своим жителям иные, чем в деревне, возможности проявить себя умелым мастером, удачливым торговцем, ученым. Именно городу обязаны мы такими достижениями, как университеты, технические изобретения, самоуправление, гражданская и церковная архитектура.

В учебном пособии дана полная характеристика городов во всем их своеобразии, показаны коренные отличия мира города от мира деревни, типичность и одновременно неповторимость индивидуального облика городов.

Учащимся можно предложить вспомнить характерные особенности средневековых городов или перечислить отличия городского быта, занятий жителей, облика городов от деревни той же эпохи.

Внешние различия не могли не порождать особенности мировосприятия человека, защищенного городскими стенами, городским правом, городскими обычаями и традициями.

Сопоставление типичных ценностей труженика деревни и города дает основание для вывода об их непохожести, о тесной связи городских ценностей и городского образа жизни.

В ряду новых (городских) ценностей особое внимание следует обратить на свободу, равноправие, тесно связанные с борьбой за городские вольности и городское самоуправление.

6. Одним из выдающихся достижений средневековой европейской культуры явились основание и деятельность университетов. Они стали новыми центрами культуры, противостоящими монастырям. Университеты возникали в городах. Можно предложить учащимся объяснить, почему именно в городах возникли центры альтернативной монастырю учености.

Известно, что О. Шпенглер символом западноевропейской цивилизации выбрал образ доктора Фауста, жадно познающего жизнь во всех ее проявлениях. Не вдали от мира, в тиши монастырских келий, а в гуще мирской жизни рождалась университетская наука.

Уроки 15, 16. Переход к индустриальной цивилизации

Одна из задач урока — показать своеобразие переходной эпохи от Средневековья к индустриальному обществу, сыгравшей уникальную роль в становлении современной Европы.

Это своеобразие, в частности, состоит в выдвижении в качестве доминанты общего развития социально-экономических, технологических проблем. Одновременно с развитием науки, производства, технологии происходит раскрепощение человеческой личности — появляется свободный, независимый, наделенный волей и энергией деятель; активизируется его роль в мире, рушатся средневековые догматы.

Особое значение данной теме придает возникновение в этот период целостной картины мира на основе технических достижений, а также появление такой общецивилизационной ценности, как парламентаризм.

Материал темы весьма объемен, достаточно сложен и важен для понимания современного мира.

План изучения нового материала

1. Технические предпосылки рождения новой цивилизации.

2. Первоначальное накопление капитала.

3. Раннебуржуазные ценности.

4. Зарождение парламентаризма.

5. Итоги развития общества в ХVIII в.

Материал учебного пособия дает возможность организации изучения темы в разных методических вариантах.

Вариант 1

Комбинированные уроки, сочетающие изложение материала учителем, работу с текстом учебного пособия, обращение к тексту хрестоматии.

До начала изучения данной темы полезно предложить учащимся задание опережающего повторения:

Вспомните, какие технические открытия и изобретения европейцев ХIV в. оказали существенное влияние на развитие общества.

1, 2. При рассмотрении первых вопросов плана урока важно обратить внимание учащихся на связь технических и социальных последствий изучаемых изменений в технологии и организации производства. И в более ранние периоды технические достижения нередко оказывали заметное воздействие на общественное развитие. Однако изобретение компаса, пороха, книгопечатания, автоматических часов не только позволило улучшить производство, но и способствовало разделению труда и расцвету торговли, освоению новых земель и их колонизации европейцами. Эти изобретения оказывали комплексное воздействие на социальную структуру, систему ценностей человека, отдельных социальных групп и социума в целом. Под воздействием технических и технологических новинок рушились не только границы феодальных владений и привилегии рыцарей, но и средневековые ремесленные цехи с их регламентацией и замкнутостью. Без этих предпосылок было бы невозможно накопление капитала, когда с «исторической сцены» за короткое время сходили прежние «фавориты» и их место уверенно занимали социальные группы, включавшие людей, выделившихся благодаря личным качествам, собственной активности и дарованиям. Новые социальные группы несли с собой новое мировоззрение и новые, невиданные прежде ценности.

3. Среди новых ценностей прежде всего следует выделить социальное освобождение человека, т. е. освобождение от заданности его положения в обществе в зависимости от рождения. Предприимчивость и индивидуальная активность свободной личности дали возможность раскрыться новым качествам человека, проявиться самым разнообразным качествам и всей эпохи в целом.

Важно в процессе изучения данной темы подчеркнуть, что именно в ХIV—ХVII вв. складывается идеология и философия гуманизма, которая исходит из признания возможностей телесного и духовного развития творческой природы человека. Именно прославление человека стало смыслом великой культуры Ренессанса. Эта мысль может быть проиллюстрирована примерами из самых разных сфер духовной жизни. Возможно также рассмотрение в этой связи проблемы силы человеческого духа и свободы творческой личности.

Еще одно существенное изменение основ общественного устройства связано с освобождением человека от догматики христианства в связи с Реформацией.

Рождение светской этики, отстаивавшей такие добродетели, как хозяйственность, бережливость и умеренность, также способствовало эмансипации человеческого духа, освобождению его от ханжества и лицемерия.