В прежнем обществоведческом курсе было два раздела, нацеленных на то, чтобы на фоне негативных сторон капитализма показывать достижения нового общества. Теперь стало общепризнанным, что общество, называемое капиталистическим, в конце ХХ в. разительно отличается от того, каким оно было в середине века и тем более во времена, когда жили К. Маркс и В. И. Ленин. Споры идут о другом: можно ли считать, что оно стало посткапиталистическим или постиндустриальным? Происходит ли в нем рост элементов социализма? Создатели учебного курса считают особо значимыми данные о различных формах регулирования и программирования экономического развития, демократического контроля за этими процессами, об участии работающих по найму в управлении предприятиями, о распространении групповых или коллективных форм собственности, об уровне жизни трудящихся, о системах социальной защиты и социальной помощи, об институтах демократии и плюрализма, обеспечивающих выражение и согласование интересов различных групп населения, — независимо от того, называют ли эти явления процессом социализации в странах Запада или нет. Важно другое: нужно внимательно изучать «у них» не только противоречия и негативные явления (а они есть), но и набирающие силу позитивные тенденции независимо от того, являются они результатом борьбы прогрессивных общественных сил или диктуются объективными потребностями экономической жизни. И вместе с тем следует показывать, как актуально развивать «у нас» аналогичные тенденции, конечно же, с учетом исторического опыта нашей страны и современной обстановки. Следует учитывать выдвинутый в современной литературе тезис об изменении соотношений между общецивилизационными и формационными факторами: по мере повышения степени зрелости общества действие формационных факторов развития ослабевает, а роль общецивилизационных растет и становится все более определяющей. Это означает, что различные социальные формы как бы переплавляются в процессе общецивилизационного развития.
В разделе «Современное общество» делается акцент на общие проблемы, перед которыми стоит человечество. Это и те проблемы, которые признаны глобальными (война и мир, экологическая, энергетическая, проблемы развивающихся стран и др.), т. е. всемирные по масштабам и требующие для своего решения коллективных усилий всех государств, и проблемы, которые можно решать «на местах», но обнаруживающиеся ныне во многих странах мира (права человека, защита культуры от разрушения и т. п.). Все это требует отказа от конфронтации, сотрудничества всех народов, тем более что интернационализация производства, развитие средств транспорта и связи сблизило все страны, усилило взаимодействие между ними, сделало их взаимозависимыми. Земной шар стал совсем «маленьким», а международное общество — при всех противоречиях и конфликтах — целостным.
Отсюда особенности построения второго раздела учебного курса: в начале раздела — небольшая тема, посвященная общемировым проблемам, а во всех остальных темах — несколько первых уроков (два-три параграфа учебного пособия) характеризуют различные сферы жизни всего современного общества с указанием на особенности проявлений аналогичных процессов в тех или иных экономических и политических условиях. В соответствующих темах рассматривается тот общечеловеческий план жизни современного общества, который имеется и в экономике, и в социальных структурах, и в политических институтах, и в науке и культуре. Как атрибуты индустриальной цивилизации рассматриваются товарное производство и рынок, представительная демократия и плюрализм. При этом показывается, что индустриальное общество в связи с качественными изменениями во всем укладе жизни превращается в постиндустриальное. Этот переход связан с целым рядом изменений: научно-техническим развитием и технологической революцией, переходом ведущей роли от материально-вещественных элементов производства к идеально-духовным, преодолением исторически ограниченной формы человеческого фактора производства и превращением человека из исполнителя в его организатора, регулировщика, со сдвигами в общественных отношениях.
Для индустриальной цивилизации характерны противоречия, связанные с отчуждением человека от природы, от культурно-исторических корней, от права и возможности применения критерия нравственности по отношению к развитию науки и техники, от ответственности за свою судьбу и жизнь на планете. Предполагается, что переход к постиндустриальному обществу приведет к преодолению этих форм отчуждения.
Важнейший признак становления постиндустриальной цивилизации — фундаментальное изменение роли человека во всех сферах общественной жизни, их гуманизация. Экономика, политические и социальные институты, применение науки и техники приобретают «человеческое измерение». Поэтому новая цивилизация, к которой мир переходит от индустриальной, в современной литературе названа также гомотехногенной цивилизацией, решающим фактором эволюции которой выступает человек и его потребности.
В разделе «Современное общество» проблемы человека и его места в современном мире, наряду с рассмотрением других вопросов, нашли отражение в четырех специальных темах учебного пособия: они характеризуют положение человека в экономических, социальных, политических отношениях, сфере культуры.
Известно, что люди, вступая в жизнь, застают определенные общественные условия, сложившиеся исторически, независимо от их воли и желания. Могут ли они изменить эти условия или должны лишь подчиниться им? Эти вопросы имеют глубокий философский смысл: что происходит — приспособление человека к окружающей материальной и социальной среде или ее адаптация к потребностям человека? Какова степень свободы человека в различных сферах деятельности? В какой мере материальный достаток и интересная жизнь зависят от собственного выбора и усилий? Приведенные в первой части курса подходы к ответу на эти вопросы в настоящем разделе конкретизируются применительно к современному обществу.
Раскрывая содержание курса, можно ответить не только на вопрос, какой человек нужен современному обществу (т. е. какие человеческие качества необходимы для производственной деятельности с использованием современной техники и технологии, для самостоятельной экономической деятельности в условиях рыночной экономики, для участия в политической жизни и т. п.), но и на вопрос, какое общество нужно человеку (т. е. как гуманизировать условия труда, какие экономические отношения наиболее стимулируют активность человека, развитие его личности, какие социальные институты призваны помогать человеку быть здоровым, образованным, красивым и т. д.).
Курс раскрывает статус человека в обществе, отражает его положение в системе социальных связей и отношений, знакомит с понятиями престижа и авторитета. Большие возможности для разнообразных видов учебной деятельности открывает рассмотрение различных социальных ролей, в которых выступает современный человек. Ученик может осмыслить свои действия в ролях потребителя и рабочего, изобретателя и избирателя, зрителя и воспитателя. При этом курс сообщает минимум знаний не только об условиях, но и о способах той или иной деятельности. Важно, чтобы молодые люди видели широкие возможности самореализации в различных областях человеческой активности, осмысливали последствия своих поступков, осознавали ответственность за свой выбор, за действия или бездействие в тех или иных обстоятельствах.
Если в каждой теме данного раздела основная часть содержания характеризует общецивилизационные процессы, в той или иной степени характерные для всех тем, а самостоятельные параграфы в темах, посвященные отдельным сферам, раскрывают место человека в современном мире, то специальные тексты в пяти темах этого раздела освещают проблемы российского общества, процессы его обновления.
Исходная позиция в анализе этих процессов такова: российское общество находится в переходном состоянии. Этот переход представляет собой обновление общества, осуществляемое путем коренных преобразований в экономической, социальной, политической, духовно-культурной сферах. Понятно, что рассматривается и вопрос, от чего к чему переходит наше общество.
С этой целью в курсе дается краткая характеристика общественной системы, сложившейся в СССР в 1930—1940-е гг. Отмечаются возрастание роли административного аппарата, формирование иерархически организованной, оторванной от народа и чуждой ему бюрократической системы управления обществом; тотальное огосударствление всех сфер общественной жизни; человек не рассматривается как цель общественного развития.