В главе «Мыслители прошлого об обществе и человеке» вслед за очерком развития общественной мысли в Древнем мире следуют параграфы, посвященные Новому времени. Они знакомят с достижениями европейской общественной мысли, причем на примере ее выдающихся представителей. Новое время — период рождения целого ряда теорий, которые сегодня составляют основы научной социологии. В этой связи упоминаются основоположники теории общественного договора Т. Гоббс и Дж. Локк, который уже знаком учащимся как один из представителей эмпиризма, исследовавший происхождение, достоверность и характер человеческого знания. Взгляды французских просветителей, с которыми учащиеся знакомятся в курсе истории, в данной главе обобщаются и систематизируются. Отдельного внимания заслуживают взгляды А. Смита. Традиционно имя этого мыслителя связывали с рождением классической политической экономии. Значительно меньше внимания уделялось представлениям А. Смита о социальной структуре, характеристике интересов людей как основы экономической деятельности. Еще реже имя А. Смита связывалось в школьном обществознании с пониманием принципа объективности как основы нравственности.
Вместе с тем в параграфе рассматриваются и теории, не прошедшие проверки на истинность общественной практикой. Такой подход дает возможность показать сложный путь развития общественных наук. Знакомые из курса истории имена философов Ж. Сен-Симона, Г.Фурье и Р. Оуэна в данной главе предстают как имена творцов теории социализма — идеального общественного устройства.
Отдельный фрагмент главы посвящен краткому изложению социологических взглядов Г. Гегеля с акцентом на характеристику его понимания гражданского общества.
Имена основоположников научной социологии О. Конта и Г. Спенсера впервые вводятся в школьный обществоведческий курс. Любопытно, что О. Конт, который ввел в научный оборот термин «социология», не только находился под сильным влиянием Сен-Симона, но и был некоторое время дружен с ним. Но взгляды на развитие общества О. Конта далеки от утопизма, именно благодаря ему социология была впервые разработана как определенная научная система.
В ряду научных достижений ХIХ в. рассматриваются марксистские взгляды на общественное развитие. Отношение к марксизму в современном обществе остается весьма противоречивым. До сих пор не остывают горячие споры о том, какова роль марксизма в научном обществознании. Авторы учебного пособия стремились избежать идеологических штампов и оценок, пытаясь объективно изложить сущность марксистской концепции общества.
Социология ХХ в. представлена как разнообразие позиций, взглядов, теорий. Учителю предстоит дать в курсе достаточно сложную панораму современного обществознания. И в этом случае перед средней школой не стоит задача систематического изучения всего спектра существующих идей, следует ограничиться минимальным обзором важнейших из них. Учитель может дополнить перечень имен. Однако следует иметь в виду, что без обращения к оригинальным текстам мыслителей осознанное усвоение их взглядов весьма проблематично, а изучение таких текстов затруднительно для многих старшеклассников, чревато поверхностностью и начетничеством.
В главе «Цивилизации прошлого» рассматриваются важнейшие исторические вехи в развитии общества. Здесь также нет систематического изложения истории цивилизаций, авторы лишь обращают внимание на те достижения, которые связаны с основами современного общества. В параграфе «Особенности древних цивилизаций» формулируются некоторые общие признаки, отличающие цивилизации от доцивилизованного этапа развития общества, а затем эти признаки конкретизируются на примере древневосточных, античных цивилизаций, средневекового европейского общества и перехода к индустриальной цивилизации. При этом своеобразие каждого из рассматриваемых этапов развития общества позволяет выделить в типичном индивидуально-различное и тем самым сделать картину исторического процесса более рельефной. При изучении этой главы учитель может опираться на полученные школьниками знания о сущности исторического процесса, его участниках, различных точках зрения на их роль и значение. Кроме того, учащимся известно понятие «общественный прогресс», которое также углубляется в ходе изучения периодов развития цивилизаций.
В ходе экспериментальной работы сложился некоторый положительный опыт изучения данных глав. Причем могут быть предложены как минимум три варианта планирования. Выбор вариантов зависит от различных условий — количества учебных часов на курс в учебном плане школы, их распределения по годам обучения и др. В каждом конкретном случае учитель самостоятельно планирует прохождение учебного материала. Каковы же возможные варианты планирования и их отличительные черты?
Первый вариант предполагает следование тому порядку, который отражен в учебном пособии. Преимущества этого варианта — следование логике учебного текста; вооружение учащихся основами социологических знаний, необходимых в дальнейшем для изучения обществ в различные эпохи. Сложности, которые ожидают учителя на этом пути, — нетрадиционное для школьного курса содержание и неподготовленность учащихся к изучению насыщенного именами, терминами, названиями научных теорий, течений и т. п. материала; отсутствие доступных широкой практике хрестоматий, сборников текстов первоисточников, необходимых для знакомства учащихся с азами истории общественной мысли.
Второй вариант планирования — изменение последовательности тем. Вначале изучается тема «Цивилизации прошлого», а затем на базе повторения и углубления исторических знаний учащиеся знакомятся с основными общественными взглядами и идеями мыслителей прошлого и современности. В этом случае появляется возможность опереться на конкретный фактический материал, отражающий важнейшие достижения цивилизаций прошлого, признанные современным обществом. Знание эпохи помогает лучше уяснить связь основных достижений общественной мысли с историческим контекстом. Кроме того, начиная изучение раздела со второй темы, учитель может избежать такой трудности, как обращение в начале изучения к более сложному материалу.
Третий вариант — тематическое чередование материала каждой главы. Вначале изучается историческая эпоха, давшая определенные основы цивилизации, признанные человечеством как достижение, а затем раскрывается вклад этой эпохи в развитие общественной науки. Так, знакомство с основными чертами полиса как важнейшей основы античных цивилизаций делает более понятным типичное для античных философов отождествление общества с государством. При таком варианте сложность заключается в четком планировании занятий, точном определении фрагментов учебного текста, подлежащего изучению. Достоинством же предлагаемого варианта является возможность поэтапного освоения сложного материала, деление его на блоки в соответствии с историческими вехами развития общества. Важно только иметь в виду, что не все исторические эпохи представлены во второй главе достаточно равномерно, а в первой главе нет систематического курса истории общественной мысли. В этой связи имеют место нестыковки, отсутствие некоторого учебного материала в пособии. Так, в истории общественной мысли не отражена эпоха Средневековья в связи со спецификой религиозно-христианской философии, фрагментарно представлены взгляды российских ученых и т. д. Но и при этом варианте планирования тем более полезно при изучении взглядов мыслителей обращаться к фрагментам их сочинений.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ 1. «МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО
ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ»
Материал первой главы «Мыслители прошлого об обществе и человеке» призван дать учащимся общее представление об истории философской и социологической мысли, показать, как пополнялись человеческие знания об обществе, объяснить, как и почему зарождались и укреплялись прогрессивные общественные идеи, духовные ценности. В контексте развития социально-философской мысли рассматривается и марксистское учение, прослеживаются его исторические судьбы, причем приводятся различные взгляды на роль марксизма в современном мире.
В теме последовательно рассматриваются мифологические представления о происхождении общества, о причинах и характере общественных изменений, картина социальной действительности в религиозных учениях; первые философские обобщения знаний об обществе («идеальное государство» Платона, теория общественного договора); развитие социально-философской мысли во второй половине ХVIII—ХIХ в. (идеи А. Смита, социалистов-утопистов, Г. Гегеля); выделение социологии в самостоятельную отрасль обществознания (воззрения О. Конта и Г. Спенсера).
Создавая широкую панораму становления и развития общественной мысли, показывая, как причудливо сочетались здесь глубокие прозрения и ошибочные построения, чувственно-интуитивные постижения предмета и рационально-логические схемы, важно, на наш взгляд, выделить узловые точки этого процесса. К ним относятся в первую очередь появление и теоретическая разработка тех идей, понятий, принципов, которые составили в дальнейшем ядро духовных ценностей современной цивилизации (нравственные нормы человеческого общежития, правовое государство, гражданское общество, рыночное регулирование экономики).
Планирование темы
Уроки 1, 2. Мыслители древности об обществе и человеке.
Уроки 3, 4. Развитие обществознания в Новое время.