Уроки 5, 6. Развитие обществознания в ХХ в.
Уроки 7, 8. Что такое цивилизация?
Целесообразно сочетать лекции с лабораторными занятиями, на которых учащиеся работают с текстом учебника.
Подготовке учителя к урокам поможет обращение к книгам: Радугин А. А. Философия. — М., 1995; Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс. — М., 1996. — Ч. 1. «История философии»; Философия: Курс лекций / Под ред. В. А. Калашникова. — М., 1997. — Раздел V. «Историко-философский курс», а также к другим учебным книгам по истории философии.
Полезно использовать и хрестоматии: Из истории мировой гуманистической мысли / Сост. А. Ф. Малышевский. — М., 1995; Из истории русской гуманистической мысли / Сост. А. Ф. Малышевский. — М., 1999.
Уроки 1, 2. Мыслители прошлого об обществе и человеке
Основная цель занятий — познакомить школьников с некоторыми идеями представителей древнеиндийской и древнекитайской философии, и в первую очередь с теми, кто оказал влияние на формирование общечеловеческих ценностей, а также предопределил специфику цивилизации восточного типа.
Проявляющийся в молодежной среде интерес к элементам восточной культуры, в частности к системам физического совершенствования, мотивирует высокий интерес к проблематике занятия. Вместе с тем, учитывая новизну и достаточную сложность материала, полезно использовать образную и условно-графическую наглядность. Уместным является также обращение к фрагментам источников.
Двухчасовое занятие может быть построено по-разному.
Вариант 1
После повторения основных вопросов предыдущего урока (здесь можно использовать вопросы, приведенные в конце § 22) последовательно рассматриваются основные пункты плана изучения нового материала:
1. Мифы и мифологическое сознание.
2. Религиозно-философские воззрения в Древней Индии и Древнем Китае.
3. Древнегреческие мыслители об обществе и государстве.
В заключение занятия делается итоговое обобщение главных особенностей древневосточных философских воззрений на место и роль человека в мире.
Вариант 2
После лекции, включающей элемент беседы, специальный урок посвящается выполнению заданий различного типа, в том числе и по анализу первоисточников.
Остановимся подробнее на первом варианте проведения занятия.
1. Давая широкую панораму мифологических представлений, существовавших у всех народов мира на ранней стадии исторического развития человечества, можно привлекать знания школьников из курсов истории.
Возможна беседа по следующим вопросам:
1. Какие основные темы и сюжеты повторяются в мифах древних народов? 2. Каким представляется человек в мифологических сюжетах? 3. Каково было назначение древнего мифа? 4. В чем отличие мифа от сказки?
Необходимые корректировки и дополнения к ответам учащихся учитель может сделать, используя, в частности, материалы двухтомника «Мифы народов мира» (М., 1989), открывающегося глубокой и содержательной вступительной статьей.
Желательно, чтобы мифология была осмыслена не как набор сказок и легенд, а как определенная картина мира и одновременно как способ его постижения, присущий народам в определенные эпохи исторического развития. Миф не только объяснял мир, но был своеобразным регулятором общественных отношений, описывая в ряде случаев определенный, говоря современным языком, алгоритм поведения, который должен был вызвать желаемые явления. Неразрывная связь человека и природы, перенесение человеческих качеств на природу, а черт животного на человека пронизывали мифологическое сознание.
В заключение могут быть рассмотрены мифологические сюжеты, объясняющие возникновение человека и общества. Отдельные примеры приведены в учебном пособии.
2. Знакомство учащихся с философско-религиозной мыслью Древней Индии можно начать с констатации известного факта — наличия жесткого кастового деления индийского общества. Оно и сегодня проявляется в жизни сельского населения, на долю которого приходится 75% общей численности. Учитель может дать краткую зарисовку жизни индийской деревни. Каждый знает свое место и обязанности. В деревнях раджнуты и неприкасаемые живут раздельно. Если неприкасаемый хочет пройти мимо дома раджнуты, он должен снять обувь. Когда правительство предпринимает усилия, чтобы улучшить положение низших каст, ему оказывают сопротивление.
Чем же порождены такие порядки, существующие многие столетия? Учитель разъясняет сущность закона Кармы: индусы верят, что принадлежность к соответствующей касте определяется поступками человека в предыдущей жизни. Попытки вырваться из своей касты нарушают космический порядок. Кармическая предопределенность — центральная философская и мировоззренческая идея, зародившаяся в глубокой древности. Сквозь призму этой идеи по-особому трактуется место и роль человека в мире. Здесь уместно обратиться к анализу этой проблемы русским философом ХIХ в. В. Соловьевым. Соответствующий фрагмент приводится в задании 6 к § 22. Учащимся можно предложить поразмышлять над противоречивостью трактовки человека, свободы его воли в древнеиндийской философии.
Учение древних индусов о кармическом предопределении и миграции души неизбежно подводит к идее пассивного, созерцательного, ненасильственного отношения к окружающему миру: тело человека есть лишь внешняя оболочка его духа — последний сменяет тело так, как человек меняет одежды. Главное — внутренняя сосредоточенность, помогающая достичь определенного состояния духа.
Учитывая более обстоятельное изложение древнекитайской философской мысли в учебном пособии, остановимся лишь на одном методическом вопросе — использовании первоисточников.
Характеризуя фундаментальный принцип даосизма, учитель приводит следующие фрагменты: «Когда наступило время упадка, то стали сверлить горы и камни, резать металл и нефрит, вскрывать жемчужные раковины, плавить медь и железо. Возводили крепостные стены и укрепления, стали держать на привязи животных, превращая их в скот. И тогда инь и ян стали беспорядочно сталкиваться, четыре времени года утратили порядок, гром и молния стали уничтожать и расщеплять» (цит. по: Померанцева Л. Е. Поздние даосы. — М., 1979. — С. 95). Затем фрагмент из другого источника: «От своего учителя я слышал: „У того, кто применяет машину, дела идут механически, у того, чьи дела идут механически, сердце становится механическим. Тот, у кого механическое сердце, утрачивает целостность чистой простоты. Кто утратил целостность чистой простоты, тот не утвердит в жизни разума“» (цит. по: Григорьева Т. П. Дао и логос (встреча культур). — М., 1989. — С. 179).
Учащимся предлагается определить: что же, по мысли древних китайцев, становится причиной бед и несчастий, обрушивающихся на человеческий род, причиной несовершенства отдельного человека?
Знакомя школьников с идеями Конфуция, можно использовать следующее задание:
Сравните нравственные требования конфуцианства и заповеди христианства. Опыт показывает, что учащиеся находят много общего в существе моральных норм. В то же время предметом особых размышлений становится следующее положение Конфуция: «Кто-то спросил: „Возможно ли на зло отвечать добром?“ „А чем же тогда отвечать на добро? — в свою очередь спросил Учитель. — На зло следует отвечать справедливостью, а на добро — добром“». Школьники сопоставляют это положение с христианской заповедью «Возлюби ближнего своего» и призывом отвечать на зло добром.
Подводя итог рассмотрению древневосточной философии, учитель подчеркивает, что, стремясь постигнуть человека, восточные мудрецы размышляли о нем в разных связях и отношениях: человек — природа (даосизм), человек — общество (конфуцианство), человеческое сознание (древнеиндийская философия). При этом характерной чертой восточных учений было стремление обосновать «вписанность» человека в мир и предостеречь человека от попыток изменения мира, вмешательства в сложившиеся отношения.
3. Рассмотрение представлений Платона об идеальном государственном устройстве полезно предварить краткими сведениями из биографии философа. В частности, следует упомянуть о его ученичестве в школе Сократа, о том огромном потрясении, которое пережил Платон, ставший свидетелем насильственной смерти своего учителя. Нелишне напомнить школьникам о платоновской Академии, где развивались философские дарования многих впоследствии известных античных мыслителей и самого яркого из них — Аристотеля.
Ярко и обстоятельно жизненный путь двух выдающихся философов древности представлен в книге А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи «Платон и Аристотель» (М., 1993). В этом издании наряду с биографическими данными содержится характеристика философских воззрений двух мыслителей, анализируются особенности их творческого метода. Так, специально рассматривается диалектический (вопросно-ответный) метод Платона, воплотившийся в такой литературной форме, как диалог.
В дополнение к материалу учебного пособия можно привести суждения философа, характеризующие его отношение к частной собственности. По мнению Платона, философы и воины в идеальном государстве не должны иметь никакой частной собственности. Воины «должны ходить в общие столовые и жить сообща, как в лагере», они «не должны прикасаться к золоту и серебру, не должны даже входить в дом, где есть золото, надевать на себя золотые и серебряные вещи, пить из золотого или серебряного кубка... Если бы каждый тащил в дом все, что мог приобрести отдельно от других — между прочим, и собственную жену, и собственных детей, которые, как лично ему принадлежащие, возбуждали бы в нем личные радости и скорби» (цит. по: Гусев Г. М. Странствия великой мечты. — М., 1987. — С. 77). Собственность в разумных рамках допустима только для крестьян и мастеровых, т. е. не мешает им работать. Но она противопоказана тем, кто предан высоким размышлениям, стоит на страже государства. Это общество не имеет семьи, обремененной бытом. Дети воспитываются на общественный счет, считая своим общим родителем само государство. Мелодии, размягчающие душу, не должны звучать в этом обществе. Здесь место только бодрой, воинственной музыке.