Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «человек И общество» в 2 частях Часть 2 11 класс (стр. 33 из 51)

Наличие разнообразной и достаточно доступной по содержанию учащимся литературы позволяет провести уроки в форме лабораторной работы.

План изучения нового материала

1. Этнические общности. Нация и ее основные признаки.

2. Национальное (этническое) самосознание.

3. Основные направления (тенденции) в развитии наций и межнациональных отношений.

4. Межнациональные конфликты: основные причины возникновения и пути преодоления.

1. Во вступительной части, задавая уроку определенный тон, следует отметить тот объективный факт, что человечество всю обозримую историю состояло из различных народов, или, выражаясь в терминах науки, этносов. Сопоставив общее число народов, живущих сегодня на Земле (по разным подсчетам, от 2 до 3 тыс., если учитывать малые народы), с общим количеством существующих ныне суверенных государств (около 200), учитель зафиксирует внимание на очевидном: почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, все крупные города и даже крупные села. Коллективы с пестрым национальным составом в наши дни стали нормой не только в самых отдаленных уголках земли, но и в космическом пространстве.

Учащиеся делают важный вывод: многонациональная среда есть объективно существующая, типичная черта и условие жизни современного человека, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют, процесс взаимодействия также осуществлялся практически на протяжении всей истории человечества.

Из истории учащимся известно о взаимодействии народов и континентов, разных государств и различных цивилизаций, национальных групп и отдельных людей. Современная научно-техническая революция подняла интенсивность взаимодействия на новый уровень: оно стало в полной мере глобальным. Всюду, где соседствуют, сотрудничают, взаимодействуют люди, происходили и происходят не только деловые, но и личные, физические контакты. Возникают так называемые смешанные браки самых разных (родственных и неродственных) народов, родится новая семья, в которой дети соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов.

Крупнейший русский ученый-этнолог Л. Н. Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови», «исключительности», «избранности».

Основываясь на убедительных научных аргументах, учитель сформулирует важное в нравственном отношении положение: любые претензии на «чистокровность» как с позиций науки, так и с позиций морали есть расистская фантазия или расчетливая политическая демагогия, обман. И обман не безобидный: именно на этой почве вырастают национализм, шовинизм, фашизм, означающие тупик на пути к будущему, причем тупик кровавый, о чем говорят и опыт истории, и опыт наших дней.

После вступительной части класс начинает самостоятельную работу. Содержательное единство первых двух вопросов плана урока позволяет организовать их изучение единым блоком.

Поскольку урок не вместит всего объема источников, с которыми учащиеся могут работать, советуем учителю самому сделать отбор фрагментов. В учебнике — основном источнике — текст разделов «Нация» и «Национальное самосознание» написан доступно и содержит почти всю нужную информацию. Из хрестоматии рекомендуются фрагменты «Понятие национальности» (с. 161—162) и «Нация — создание человека» (с. 164); из «Школьного философского словаря» — статьи «народность», «нация» (с. 136—137); «этнические общности» (с. 152).

При рассмотрении понятия «этнос» учитель может сделать дополнения, привлекая текст хрестоматийного фрагмента «Два взгляда на природу этноса». Напомнив школьникам приведенную в учебнике мысль о том, что понятие «этнос» не имеет в науке однозначной характеристики, учитель покажет это на примере позиции Л. Н. Гумилева, который считал, что этнос по своей природе не социален и связан только с природными условиями, и академика Ю. М. Бромлея, полагавшего, что этнос — это социально-культурное образование.

В ходе работы с понятием «нация» (признаки, демократический взгляд на выбор национальности) рекомендуем заострить внимание на некоторых этических моментах. Следует специально подчеркнуть, что принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком. Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, свершения и т. д., которые можно было бы рассматривать с позиции добра и зла. Вместе с тем в реальной действительности нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека (так называемый бытовой, неофициальный национализм, шовинизм). Такое поведение можно расценивать только как аморальное, как поступок подлый, недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, которое, если исходить из цивилизованных, гуманных принципов, следует понимать как равенство всех людей перед законами морали, как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения, мировоззрения и т. д. Это во-первых, а во-вторых, такое поведение противоправно. Во всем цивилизованном мире действуют нормы международного права, защищающие права и достоинства личности независимо от национального происхождения (см.: Всеобщая декларация прав человека, ст. 1—2), действуют они в каждой стране (см.: Конституция РФ, ст. 19, 21).

Уместно в данной ситуации перевести разговор в личностный план, поставив перед учащимися фактически главный вопрос, касающийся культуры межнациональных отношений:

Как следует строить свои отношении с людьми другой национальности, как относиться к ним? Как вести себя с ними?

Современная цивилизованная этика межнациональных отношений дает четкий, совершенно определенный ответ: эти отношения всегда, в любой ситуации должны строиться только на основе моральных и правовых норм. Эту мысль можно выразить конкретнее: поскольку все мы всегда жили и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность и ответственность в отношении к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и права. А слово «деликатность» в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении.

2. При характеристике национального самосознания беседа коснется таких сложных и сокровенных понятий, как «патриотизм» и «национальная гордость». В «Школьном философском словаре» есть статьи «патриотизм» (с. 45) и «национальная гордость» (с. 137). Рекомендуем школьникам прочитать их и выделить ключевые признаки (аспекты) понятия или же сделать это учителю самому. Это позволит увидеть, что данные понятия взаимосвязаны общностью составляющих их аспектов (признаков). К таким аспектам можно отнести прежде всего сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству. Само же чувство любви — это бесконечно сложный внутренний мир, включающий и чувство уважения к историческому наследию (материальному и духовному), и чувство ответственности за судьбу Отечества, и боль за него, и вместе с тем критическое (порой даже резко критическое) отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной и т. д. В нем нет места высокомерию, гордыне и чванству, но оно непременно включает чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

3. Третий вопрос плана урока изучается на основе пункта «Развитие наций и межнациональных отношений в современном мире». Учащимся предлагаются задания 2, 4, 6 к § 38.

При обсуждении задания 2 следует подумать над вопросом, почему обе тенденции в развитии наций способствуют прогрессу цивилизации (взаимообогащению, сближению народов, укреплению взаимопонимания, доверия, мира и дружбы и т. д.).

В ходе выполнения задания 4 встанет вопрос о том, какими путями идет процесс межнациональной интеграции в нашей стране. Необходима опора на текст Конституции РФ (особенно главы 3). Рассуждения могут быть примерно следующими. Россия — это демократическое федеративное правовое государство. Федерацией, как известно, называют единое союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные образования (штаты, земли, кантоны, у нас — субъекты Федерации). В России их 89 (см.: Конституция РФ, ст. 65). Все субъекты равноправны, причем республики имеют свои конституции (естественно, наряду с Конституцией РФ), свой государственный язык (наряду с русским), а остальные субъекты — свои уставы и свое собственное законодательство. Споры между органами власти Федерации и органами власти ее субъектов решает Конституционный суд РФ. При этом республики, автономные области и автономные округа организованы по национальному принципу, а остальные субъекты — по территориальному. Многовариантность административного (государственного) деления, необходимость сочетания национальной и территориальной моделей, обусловившие появление столь сложной федеративной системы, объясняются особенностями исторических путей формирования Российского государства. Ведь на территории России проживают как народы, имеющие здесь свою основную национальную территорию и свою историческую родину, так и множество национальных групп, так называемые национальные меньшинства, этническое ядро которых находится в других странах (немцы, поляки, финны, греки, евреи, венгры, чехи, литовцы, эстонцы, латыши, болгары, корейцы, цыгане, а также и украинцы, армяне, грузины и представители других народов, принявших российское гражданство). Эти национальные группы живут в России сотни лет, они тоже россияне, и русская культура, язык, образ жизни стали для них столь же родными, как и культура предков, а подчас и единственно родными.