Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «человек И общество» в 2 частях Часть 2 11 класс (стр. 44 из 51)

План изучения нового материала

I

1. Что такое культура?

2. Традиции и новаторство в культуре.

3. Различные культуры в культуре современного общества.

4. Диалог культур, его роль в развитии культуры.

II

Проблемы современной отечественной культуры.

К урокам рекомендуется повторить первый раздел § 13 «духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность» (гл. III. «Деятельность и духовный мир человека»).

Подвести к изучению нового материала помогут задания:

1. Охарактеризуйте основные виды духовной деятельности, объясните, в чем их различия.

2. Покажите взаимосвязь между духовным производством и духовной культурой.

I

1. Приступая к работе по первому пункту плана, следует учесть, что его содержание играет очень важную роль по отношению ко всей теме, ибо именно на данном уроке вводятся знания о сути духовной культуры, которые затем на последующих занятиях будут обогащаться и конкретизироваться.

В учебном пособии текст раздела «Что такое культура?» изложен доступно. Кроме того, в хрестоматии есть тема 6 «Духовные ценности современной цивилизации», куда включен ряд фрагментов, связанных с содержанием данного урока.

Учитывая сказанное, можно предложить несколько вариантов работы по первому пункту плана.

Вариант 1

Учитель сам излагает материал. Рекомендуем при этом придерживаться следующего плана: 1. Общий смысл понятия «культура». 2. Культура — существенная характеристика человека и общества. 3. Взаимосвязь материальной и духовной культуры.

Вариант 2

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебного пособия: § 44 «Духовная культура», подраздел «Что такое культура?». Учащиеся должны ответить на вопросы: каковы основные виды культуры? Чем отличается материальная культура от духовной и что между ними общего?

С целью активизации деятельности школьников можно предложить им познакомиться с заданием 10 к § 44. Ответ учащиеся смогут дать только после изучения материала по первому пункту плана.

Следует сразу подчеркнуть, что вывести некое законченное, универсальное определение культуры невозможно, поскольку за этим понятием скрыт поистине необъятный мир человеческой деятельности, поисков, страстей и т. д. Не случайно современные культурологи насчитывают уже более пятисот определений. Чтобы не усложнять работу, рекомендуем напомнить учащимся приведенное в § 1 учебного пособия (подраздел «Общество и природа») определение слова «культура»: в наиболее широком смысле оно означает все созданное человеком — это сотворенная человеком «вторая природа», как бы надстроенная над природой естественной. Вообще большинство авторов относят к культуре все виды преобразовательной деятельности человека, а также результаты деятельности — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Эту мысль можно пояснить на простом примере. Скажем, дерево, растущее в лесу, остается частью природы. Но если оно выращено (или пересажено) человеком в парке, саду, лесополосе и т. д. — это уже объект культуры, «вторая природа», созданная человеком для каких-либо своих человеческих целей: укрепить почву, создать зону отдыха, получить плоды, украсить ландшафт и т. д. Существует также бесчисленное количество изделий из дерева, которые с древнейших времен создает человек, — все они, безусловно, творения человека, т. е. предметы культуры. Таким образом, если вдуматься, в понятии «культура» заложено некое человеческое, общественное, а не природное, не биологическое начало. Культура есть результат деятельности человека, общества, совокупность всего того, что создано человеком, обществом, а не природой. Поэтому культуру считают важнейшей, существенной характеристикой человека и общества.

Мысль о человеческом, социальном (не природном, не биологическом) начале культуры — одна из основных идей урока, да и всей темы. Важно помочь понять, что человек (общество) — единственный создатель и хранитель культуры. Вне человека — главного субъекта всех общественных процессов — культуры не существует, и только человек способен передавать культуру от поколения к поколению. Поэтому человека, его творческие возможности принято называть главной ценностью культуры.

Необходимо показать и обратную зависимость: культура является главным выразителем сущности самого человека. Осваивая культурные ценности и созидая новые, человек фактически созидает себя самого, свой человеческий мир. Иначе говоря, только через культуру человек становится человеком. Именно эту мысль имел в виду немецкий философ И. Г. Гердер, полагавший, что культура — второе рождение человека. Эта связь — культура — человек — отражена в кратком философском афоризме: культура есть мера человеческого в человеке. Мысль о культурном начале человека, о культурной сущности человека еще одна ведущая идея этого урока и всей темы. Полезно предложить классу поразмышлять над содержанием приведенного выше афоризма.

Возможен примерно такой ход рассуждений. Биологически человеку дается только организм, конечно, с определенными задатками, потенциальными возможностями. Эти задатки (потенции) могут так и остаться неразвитыми, если не приложить определенных усилий. Только путем «упражнения в течение всей жизни», утверждал немецкий философ И. Г. Гердер, мы воспитываемся до уровня человечности. Усваивая — через образование, воспитание, саморазвитие — язык, существующие в обществе обычаи, нормы, мораль, способы деятельности, человек осваивает культуру, приобщается к ней, а затем и сам включается в процесс ее созидания. Степень приобщения к культуре и определяет меру его человеческого развития, т. е. меру человеческого в человеке. А мера, как известно, это определенный объем, граница, планка, она никогда не бывает застывшей, она всегда подвижна в ту и другую сторону. Планку при желании можно поднять, объем увеличить. И. Г. Гердер утверждал, что «упражнения» должны продолжаться в течение всей жизни. Иначе говоря, процесс освоения культуры бесконечен, как и сама культура, и, значит, нет предела мере развития человеческого в человеке. Таким образом, через культуру человек постоянно созидает самого себя.

Здесь необходимо обратить внимание учащихся, что, обдумывая вопрос о мере развития, следует учитывать не только количественную, но и качественную его сторону.

Что конкретно имеется в виду? Дело в том, что, приобщаясь к культуре, расширяя свой культурный горизонт, человек сам существенно меняется, совершенствует собственно человеческие качества: становится добрее, справедливее, милосерднее. Он тоньше чувствует состояние других людей, умеет им сострадать и оказывать помощь, он чувствует свою ответственность за происходящее, становится более выдержанным, терпимым (толерантным), менее эгоистичным и агрессивным по отношению к окружающим, любой возникающий конфликт старается решать путем поиска согласия (консенсуса), разумных компромиссов, избегая борьбы, насилия и жертв. Короче, культура делает человека человечным — более сознательным, гуманным, нравственным, т. е. формирует его родовую человеческую сущность. В этом обретении человеком самого себя через приобщение ко всему человеческому, нравственному многие выдающиеся мыслители видели подлинный смысл человеческой жизни.

Далее обсуждается вопрос о разных сторонах культуры.

Учащиеся уже знают, что деятельность разделяют на материальную и духовную (полезно напомнить содержание § 13). Поскольку культура охватывает всю совокупность преобразовательной деятельности человека, а также все ее результаты, нетрудно понять, что и в культуре принято различать материальную и духовную стороны.

Материальная культура всегда является воплощением определенной духовной культуры, равно как и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, получившей то или иное материальное воплощение. Скажем, современное ткацкое или печатное дело, т. е. текстильная промышленность и полиграфия, представляющие собой мощное и сложнейшее производство, не могут сегодня развиваться без столь же мощной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы. Причем это только одна сторона дела. Главное же — развитие человека. Для того чтобы овладевать современной наукоемкой технологией, рабочие нуждаются в определенном уровне квалификации, которую вместе с ростом науки и техники необходимо постоянно совершенствовать. Встает вопрос организации подготовки и переподготовки кадров, а это задача образования, просвещения, науки. Что касается ученых, исследователей, конструкторов, они должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. Образование фактически становится непрерывным.

Кроме того, независимо от профессии человек вообще нуждается в «духовной пище»: искусстве, науке, философии, религии, морали. Таким образом, понятно, что развитие духовной культуры требует особого внимания со стороны государства и общества, и прежде всего больших материальных затрат на ее развитие, в противном случае общество рискует расплачиваться ценой культурной отсталости — деградации.

2. Второй пункт плана не сложен, но объемен. Предлагаем несколько вариантов организации урока.

Вариант 1

Учитель сам может изложить суть вопроса по следующему плану:

1. Два направления (линии) накопления и сохранения культурных ценностей (развития культуры):

а) первое (по вертикали): преемственность — передача культурных ценностей от одного поколения к другому; культурные традиции — наиболее устойчивая сторона культуры (традиционные ценности, идеи, обряды, обычаи и т. д.);

б) второе (по горизонтали): накопление художественных ценностей, одновременное существование и взаимодействие в условиях современной цивилизации художественных произведений, созданных в различные эпохи.