Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «человек И общество» в 2 частях Часть 2 11 класс (стр. 45 из 51)

2. Новаторство и культура; соотношение новаторства и творчества; общественная значимость произведений культуры (целесообразно использовать знания учащихся о творческой деятельности из § 4).

Вариант 2

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. В этом случае классу предлагается выполнить задания 2 и 5 к § 44. Можно также поставить дополнительный вопрос:

Почему не всякое новаторство есть творчество?

3. Третий пункт плана также объемен, поэтому в целях экономии времени рекомендуем учителю самому сжато изложить материал по следующему плану:

1. Особенности массовой культуры (поп-культуры); связь массовой культуры с коммерцией.

2. Влияние массовой культуры на психику человека.

3. Элитарная культура — противоположность массовой культуре; точки соприкосновения массовой и элитарной культур.

4. Новое направление развития культуры — экранная культура, ее особенности и возможности.

Другой вариант. Поскольку старшеклассники, безусловно, знакомы с такими современными явлениями, как массовая (иначе — поп-культура) и элитарная культура, можно предложить им, прочитав в пособии раздел «Культуры в культуре», выполнить задания 3, 9, 11, 12 к § 44 и обсудить их в классе.

В Хрестоматии мы находим два фрагмента, по своему названию связанные с третьим вопросом нашего урока: «Экранная культура — культура будущего тысячелетия» (из статьи А. В. Прохорова и др.); «Массовое и элитарное искусство» из сочинения испанского философа Ортеги-и-Гассета (с. 219—223).

Второй фрагмент нецелесообразно рекомендовать учащимся, поскольку в этом тексте речь идет не о массовой и элитарной культуре, а о проблемах нового искусства, не имеющих прямого отношения к данному уроку.

Название первого фрагмента соответствует содержанию, но и этот фрагмент не рекомендуется привлекать для изучения в классе. Во-первых, он слишком большой, а во-вторых, освещает только один аспект вопроса о массовой и элитарной культуре, что видно даже из его названия. Поэтому можно рекомендовать учащимся прочитать этот фрагмент дома или в библиотеке, поставив к тексту вопросы:

Что подразумевают авторы под экранной культурой? Что нового она несет? Почему ее назвали культурой «будущего» (т. е. настоящего, третьего) тысячелетия? Каково ваше личное отношение к идеям, высказанным в статье?

При обсуждении особенностей массовой культуры рекомендуем обратить внимание на нижеследующие два момента. Их усвоение поможет учителю избежать излишней вульгаризации вопроса.

Массовую культуру многократно и справедливо подвергали критике. Исследователи разных стран отмечали опасную тенденцию: под ее воздействием люди превращаются в любопытствующих наблюдателей, для которых иллюзорный мир шоу-бизнеса становится некой реальной действительностью, а подлинно существующий объективный мир превращается в иллюзию, досадную помеху. Психологи свидетельствуют, что массовая культура возвращает взрослого человека на инфантильную стадию восприятия мира, как бы лишая его памяти и жизненного опыта. Исчезает личность, индивидуальность, формируется «массовый человек», которым легко манипулировать и которого легко превратить в послушное орудие. Он поглощает любое идеологическое «варево», подготовленное обожаемыми идолами масскультуры.

Массовой культуре противостоит элитарная культура — трудная для восприятия людьми неподготовленными, малокультурными. Поэтому ее нередко называют культурой для интеллектуалов, для избранных, для элиты общества.

Вместе с тем необходимо сказать и о новом моменте. В настоящее время массовую культуру уже не рассматривают только в резко критическом ключе, как выражение духовного рабства, средство духовного угнетения, способ манипулирования несамостоятельным сознанием. Под воздействием критики, развития средств массовой информации, общего роста культуры массовое искусство стало включать различные демократические и гуманные идеи, рассчитанные на разные культурные слои. Кроме того, достижения элитарного искусства через некоторое время перенимаются массовой культурой, тем самым повышая ее уровень. Хотя, безусловно, сохраняется опасность возникновения штампов, подражательства и, таким образом, второсортности.

Изменения происходят и в элитарном искусстве. Многие новаторские работы, поначалу считавшиеся необычными, труднодоступными, становятся признанными и даже популярными.

Выводы можно сделать такие: 1. В любом обществе духовная культура не представляет собой единого и монолитного целого. Ибо в любом обществе наряду с эстетически развитыми и одаренными людьми есть люди с неразвитым вкусом, равнодушные к искусству или просто ленивые. Поэтому в сфере культуры всегда существует разделение на элитарное и массовое искусство.

2. Между элитарной и массовой культурой нет четко выраженных границ. То, что вчера было элитарным, сегодня может быть популярным. И наоборот, отдельные явления массовой культуры становятся желанными для эстетствующей элиты.

4. Следующий пункт плана учитель, скорее всего, изложит сам. В этом случае возможен такой план:

1. Источники национальных различий культур; роль культурных различий в историческом процессе.

2. Интернационализация культуры: основные факторы и проблемы.

3. Межкультурный диалог, его роль в сохранении национальных культур и формировании общечеловеческих культурных ценностей.

Другой вариант — самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Классу предлагаются задания 1 и 11 к § 44. Но вначале ученики прорабатывают текст подраздела «диалог культур» и обдумывают ответы на вопросы:

1. Чем обусловлены национальные различия культур и какова роль этих различий?

2. Чем обусловлен процесс интернационализации культуры, в чем его суть и основные проблемы?

3. В чем суть и значение диалога культур?

Следует напомнить учащимся, что на уроке уже затрагивалась тема о путях развития культуры — традициях и новаторстве. При изучении вопроса о диалоге — взаимодействии, взаимообогащении, взаимопроникновении — культур речь вновь пойдет о тенденциях развития культуры, но уже в других аспектах — национальном и интернациональном.

Целесообразно обратить внимание на следующие два обстоятельства. Национальный путь развития культуры, национальные различия в культуре — это вечно живой, неиссякаемый источник исторического процесса, неповторимости каждой из национальных культур, придающий мировой культуре особую красочность и многомерность. Но диалог происходит как внутри каждой из культур (когда переплетаются ее прошлое, настоящее и будущее), так и между разными национальными культурами — так проявляется другая тенденция развития культуры — интернациональная, ведущая к взаимопроникновению и взаимообогащению национальных культур. В результате рождаются общечеловеческие культурные ценности, не перестающие при этом оставаться национальными ценностями. Скажем, творчество Шекспира или Достоевского, обогатившее мировую культуру, любимое и почитаемое культурными людьми во всем мире, всегда остается достоянием английской и русской культуры. Это первое. Второе: не может быть и речи о пресечении какой-либо из двух тенденций. Общечеловеческое никогда не исключает национального, и наоборот. Культура может жить только в условиях диалога культур.

Урок можно завершить обсуждением результатов выполнения задания 16.

В домашнее задание включаются задания 6, 16 к § 44.

Для изучения проблем современной отечественной культуры выделяется отдельный урок.

Урок 51. Развитие отечественной культуры

Изучение проблемы современной отечественной культуры является продолжением разговора о духовной культуре и в то же время завершением характеристики состояния и тенденций развития современного российского общества. Задача состоит в том, чтобы показать противоречия ситуации в сфере российской культуры, наличие кризисных явлений и некоторых позитивных тенденций, а также раскрыть необходимость сохранения и развития культурного достояния России.

Рассмотрение этого вопроса целесообразно осуществить по следующему плану:

1. Российские реформы и духовная культура:

а) позитивные сдвиги в сфере культуры,

б) кризис культуры в российском обществе.

2. Пути сохранения и развития духовного богатства России.

Изучение этой части подтемы может быть проведено на отдельном уроке либо в традиционном варианте, либо в форме ученической конференции. При выборе второго варианта необходимо заблаговременно наметить докладчиков примерно по таким темам:

Развитие российской литературы в годы реформ.

Российский театр в годы реформ.

Российская кинематография в годы реформ.

Тенденция развития телевидения в современных условиях.

Тенденция книгоиздательской деятельности.

Музыкальное искусство нашего времени.

Выступающие на конференции подбираются с учетом желания и интересов. К консультациям целесообразно подключить и учителя литературы. Докладчики должны быть сориентированы на краткие (5—7 мин) выступления, в которых раскрываются как негативные, так и позитивные процессы в рассматриваемой области.

Желательно другой группе учащихся поручить подготовку наглядных материалов, отражающих изменения, происходящие в сфере культуры (фотографии, вырезки, диаграммы и т. п.).

При подготовке любого варианта урока всем учащимся предлагается повторить подтему «Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность» (§ 13), а также материалы о российском обществе в условиях реформ (из § 31, 34, 37, 42 учебного пособия).

1. Говоря об отечественной культуре, учитель обращает внимание учащихся на три группы факторов, влияющих на современную социокультурную ситуацию:

— факторы внутреннего развития, такие как экономические реформы, социальная динамика, изменения, происходящие в политической жизни, и т. п.;