Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «человек И общество» в 2 частях Часть 2 11 класс (стр. 46 из 51)

— исторические факторы, такие как традиции развития русской национальной культуры, а также особенности культуры советского периода, в духе которых воспитывались ныне живущие поколения россиян;

— влияние на современные российские культурные процессы западной культуры.

В результате реформ произошло раскрепощение сознания народа. Российское государство утратило функцию преследования за инакомыслие, духовную власть над личностью. Духовно и интеллектуально личность стала свободна.

В Конституции РФ закреплена свобода совести, свобода вероисповедания. Восстановлена в своих законных правах религиозная культура всех народов нашей страны. Христианские, исламские, буддийские и другие религиозные памятники занимают достойное место в общей системе культуры.

Происходит расширение художественного творчества, появляются новые организационные формы (самодеятельные объединения молодежи, культурно-творческие общества), возникают новые театры, ансамбли, ассоциации ученых, исследователей. Былое единообразие, зашоренность в творчестве уступают место раскованности и плюрализму.

Государство перестало заниматься идеологической цензурой, и к российскому читателю возвратились многие выдающиеся произведения русской общественной мысли, вновь зазвучали их имена (Н. О. Лосский, С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин и др.), равно как и представителей зарубежной философии (Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, К. Поппер и др.), знакомство с которыми ранее было затруднено по идеологическим соображениям, книги отечественных писателей (И. Бабеля, М. Булгакова, А. Веселого, Е. Замятина, М. Зощенко, Ю. Олеши, А. Платонова и многих других), преданные в предшествующие десятилетия несправедливому забвению. Были ликвидированы библиотечные спецхраны, переполненные запрещенными произведениями русской и мировой классики, благодаря чему расширился круг чтения рядового гражданина и стали богаче представления о мировой культуре.

Прекратилась дискриминация представителей передовой интеллигенции. Многим изгнанным, высланным, уехавшим в период прежних политических режимов возвращено гражданство, их творчество стало достоянием зрителей, слушателей, читателей.

Оборотная сторона процесса развития российской культуры в условиях переходного периода — многочисленные проявления кризиса этой сферы, который обусловлен кризисным состоянием общества в целом.

Текст учебного пособия, касающийся этого вопроса, краток, поэтому необходимо упорядочить сведения о негативных тенденциях в области культуры (см.: Введение в культурологию. — М., 1995; Культурология: История мировой культуры. — М., 1995; Ионин Л. Г. Социология культуры. — М., 1996; Россия перед выбором. — М., 1996; Карпухин О. И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе // Социально-политический журнал. — 1995. — № 4, 5).

Кризисные процессы в сфере культуры во многом связаны с ослаблением ее государственной поддержки. «Остаточный принцип» финансирования культуры, возникший еще в начале 1930-х гг., в 1980—1990-х гг. проявился наиболее разрушительно. По этой причине приходят в негодность здания музеев и театров, библиотечные книги погибают от сырости или сгорают в огне пожаров, коллекции музеев разворовываются, кинотеатры закрываются. Киностудии не имеют средств, чтобы снимать новые фильмы. Сельские клубные учреждения, дома культуры, ранее содержавшиеся за счет колхозов и совхозов, лишившись поддержки, приходят в упадок. Учитель может привести и данные, характеризующие разрушительное воздействие материальных трудностей на инфраструктуру культуры в той местности, где проживают учащиеся.

Сложная экономическая ситуация провоцирует массовый уход квалифицированных специалистов из вузов и научно-исследовательских институтов в коммерческие структуры. Еще более тяжелые последствия для российской культуры имеет рост числа высококвалифицированных специалистов, ученых, артистов, покидающих пределы России.

Коммерциализация культуры, подчиняющая ее целям получения прибыли, побуждает деятелей театра, кино, телевидения, издательств ориентироваться на кассовый сбор, на запросы массового зрителя. Это ведет к подмене подлинных культурных ценностей суррогатами культуры, к распространению произведений, культивирующих насилие, порнографию, примитивизм, т. е. к «расчеловечиванию» культуры.

Социальное расслоение общества привело к тому, что наиболее богатая часть населения получила широкий доступ к ценностям культуры, к частным школам, дающим элитарное образование, возможность направлять детей на учебу в престижные вузы за рубеж, в то время как огромная часть населения, живущая ниже черты бедности, не в состоянии не только купить билеты в театр, но и оплатить все необходимое для подготовки ребенка к обучению в обычной школе.

Серьезные проблемы порождает засилье западной кинопродукции, вытесняющей с экранов телевидения и кинотеатров отечественные фильмы. Наряду с шедеврами мирового кино, позволившими российским зрителям познакомиться с творчеством Ф. Феллини, И. Бергмана, Л. Висконти и других мастеров, на экраны телевидения, и особенно частной видеоаппаратуры, хлынул поток дешевых фильмов, возникших на «обочине» западной культуры. И это при том, что в ряде европейских стран приняты законы, ограничивающие доступ американской духовной продукции на национальный рынок. На обсуждение учащихся может быть поставлен вопрос: к каким последствиям могут привести кризисные процессы в сфере культуры? Учитель подчеркнет угрозу духовного обнищания народа, нарастания в обществе явлений бескультурья, бездуховности. Необходима государственная политика, направленная на сохранение, возрождение, развитие отечественной культуры.

2. Завершением изучения вопроса о российской культуре может быть рассмотрение приоритетных задач в этой области:

1) поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;

2) сохранение историко-культурного наследия России и его использование как важного фактора морально-нравственной консолидации народов страны;

3) развитие принципов федерализма в осуществлении государственной политики на основе четкого разграничения полномочий и эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, сохранение и развитие национальных культур народов Российской Федерации, поддержка всех форм национально-культурной самоорганизации граждан;

4) укрепление материально-технической базы ведущих учреждений культуры, в первую очередь — отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации;

5) всемерное содействие развитию как государственных, так и негосударственных организаций культуры, укрепление взаимодействия и сотрудничества органов исполнительной власти в сфере культуры с Российским фондом культуры, творческими союзами и другими общественными объединениями деятелей культуры и искусства, осуществление ими совместных проектов развития и сохранения культуры;

6) поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом, расширение культурного сотрудничества между народами СНГ.

Характеризуя противоречия современного культурного развития, учитель может привлечь высказывания деятелей культуры, информационные и аналитические материалы, которые публикуются на страницах «Литературной газеты», «Культуры» и в других газетах, журналах, местных изданиях.

В домашнее задание включается § 44 («Проблемы современной отечественной культуры»; «„Манкуртизм“ в культуре»; «Невостребованная культура»), а также задания 7, 13, 16, 17 к этому параграфу. Задание 15 можно дать для групповой работы желающим.

Уроки 52, 53. Наука и образование

В контексте темы «Духовные ценности современной цивилизации» данная подтема раскрывает возрастание ценности науки и образования на рубеже ХХ и ХХI вв.; подводит к пониманию науки как одного из видов духовного производства; позволяет учащимся осмыслить роль образования в их приобщении к духовной культуре.

План изучения нового материала

1. Наука и общество:

а) понятие науки,

б) функции современной науки,

в) этика научной деятельности.

2. Образование в начале ХХI в.:

а) социализация индивида как важнейшая функция образования,

б) современные тенденции развития образования.

По этому плану занятия проводятся в форме или традиционных уроков, или семинара.

Во втором случае учащимся за две недели даются план, литература для подготовки к семинару, дополнительные задания.

Литература к семинарскому занятию:

Закон РФ «Об образовании».

Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — М., 1999. — § 45.

Человек и общество: Современный мир / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1997. — Гл. V, VII, ХХII, ХХIII.

Материалы периодической печати о развитии науки и образования.

Для подготовки к любому варианту изучения подтемы предлагается повторить ранее изученные вопросы творческой и духовно-практической деятельности (§ 13 учебного пособия), о научном познании (§ 9), о научно-технической революции (§ 35) и подумать над вопросами:

Что различает и что объединяет такие виды духовного производства, как наука и искусство? Можно ли образование рассматривать как потребление духовных ценностей? Аргументируйте свой ответ. Что различает и что объединяет такие виды духовно-практической деятельности, как работа учителя и работа библиотекаря? Как в условиях современной научно-технической революции меняется социальная роль науки? Как в этих условиях меняется социальная роль образования? Чем познавательная деятельность ученого отличается от познавательной деятельности школьника?

Отдельным учащимся могут быть даны индивидуальные задания подготовить краткие сообщения по темам: «Деятельность крупного ученого» (по выбору ученика), «Достижения и перспективы развития определенной науки» (физики, химии, биологии и т. п. — с учетом интересов учащегося).