1. Понятие науки формируется на основе текста учебного пособия (§ 45), излагающего три точки зрения на эту форму духовной культуры общества. Чтобы избежать формального усвоения понятия, следует каждую из трех позиций раскрыть. Что такое особая система знаний? Особой она является потому, что включает в себя не любые знания, а теоретические, т. е. отражающие мир в понятиях, законах, теориях. Как система знаний наука выступает постольку, поскольку включает в себя, во-первых, знания упорядоченные, логически выстроенные, систематизированные; во-вторых, для науки характерна не только дифференциация, но и интеграция научных знаний.
Эту характеристику можно раскрыть, обратившись к классификации наук. Учащимся предлагается назвать известные им науки, изучающие природу, затем науки, изучающие общество, наконец, науки, изучающие человека. Имеется возможность повторно обратиться к материалу учебного пособия, где кратко характеризуются общественные науки (§ 1, подраздел «Знать общество, в котором живешь»).
В качестве примера общенаучного метода исследования можно привести системный подход, который применяется и в естествознании, и в обществознании (напомним: «Солнечная система», «система машин», «политическая система» и т. п.).
Учащиеся могут привести примеры дифференциации (физика, историческая наука и т. п.), а также интеграции наук. Примером последнего служит появление «пограничных» наук (биофизика, биохимия, политическая социология и т. п.), комплексное исследование объектов (например, в изучении человека объединяются и биология, и химия, и физика, и психология, и социология, и педагогика).
Целесообразно обращение к тексту документа «Гуманизация наук» (Хрестоматия, с. 224), автором которого является академик Н. Н. Моисеев. Этот текст позволяет поставить учащимся вопросы:
В чем проявляется гуманизация наук? Каковы причины этого явления?
Система научных организаций и учреждений раскрывается на примере России: в эту систему входят Российская Академия наук, Академия медицинских наук, Академия сельскохозяйственных наук, Академия образования, ряд других академий, отраслевые НИИ, а также научные центры и кафедры высших учебных заведений. Каждая академия включает в себя систему научных институтов, которые, в свою очередь, объединяют научные центры, отделы, лаборатории. Если в прошлом развитие науки было делом одиночек, то теперь этим заняты крупные научные коллективы.
Наука как особый вид деятельности рассматривается в процессе беседы с опорой на знания, полученные в подтеме «Научное познание» (§ 9).
Целесообразно четко фиксировать основные черты научной деятельности, рассматривая ее структуру по схеме: «цель — средства — результат». Цель научной деятельности — производство новых объективных знаний о мире и человеке. Средствами научно-познавательной деятельности являются понятия, законы, гипотезы, теории, различные умственные операции, методы научного исследования (напомнить о методах, описанных в параграфе «Научное познание»). Наука использует также особые технические средства: различные приборы, инструменты, другое научное оборудование, включая сложное и дорогостоящее: радиотелескопы, синхрофазотроны, ракетно-космическую технику и т. п. Результаты, продукты научной деятельности характеризуются новизной, доказательностью, обоснованностью.
Научно-познавательная деятельность осуществляется людьми, обладающими специальной подготовкой. Она носит творческий характер (вопрос к учащимся: в чем заключаются особенности творческой деятельности? Следует вспомнить материал § 4 «Творческая деятельность»).
На занятиях, особенно на семинаре, целесообразно заслушать краткое сообщение о деятельности какого-либо крупного ученого.
Вопрос о функциях науки раскрывается в логике учебного пособия. Следует иметь в виду, что названные в нем функции являются, по существу, группами функций, каждая из которых включает в себя несколько более «узких» функций. Так, культурно-мировоззренческая группа функций включает в себя познавательную функцию, объяснительную, практически действенную, прогностическую, собственно мировоззренческую (опорой являются знания, полученные учащимися из § 15). А функция социальной силы, воздействующей на социальные процессы, включает в себя функции социальной памяти, управленческую и т. п. Что касается науки как непосредственной производительной силы, то эта функция рассматривается с привлечением знаний учащихся о научно-техническом прогрессе, полученных при изучении § 35. Иллюстрацией к изучаемому вопросу может стать сообщение ученика о достижениях одной из наук и перспективах ее развития.
Предметом дискуссии на занятиях может стать четверостишие Омара Хайяма, приведенное в хрестоматии (с. 226) под названием «Где же верный путь?». К этому фрагменту ставятся вопросы:
Какой путь из названных автором является «настоящим»? Существует ли иной, третий путь? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос об этике науки рассматривается с опорой на материал § 14.
Содержание раздела «Этика науки» может быть представлено через раскрытие основных этнических ценностей науки (см.: Крапивенский С. Э. Социальная философия. — Волгоград, 1995. — С. 239—240). Кратко охарактеризуем их:
1. Стремление к познанию как долг ученого. Вера ученого в могущество разума, в его способность облагодетельствовать человечество.
2. Моральная заповедь «не укради» проявляется в негативном отношении к плагиату. Слово «плагиат» означает присвоение чужого авторства, выдачу чужого произведения или изобретения за свое собственное. Элементарная научная порядочность требует при каждом использовании чужих исследовательских результатов давать ссылку на их автора.
3. Моральная заповедь «не лги» трансформируется в требование бескорыстности научного поиска. Оно означает осуждение тех ученых, которые из корыстных соображений фальсифицируют результаты научных исследований, стремятся приспособить науку к точке зрения, которая возникла не из самой науки, а продиктована чуждыми науке интересами (примером может быть «лысенковщина» в биологии).
4. Отстаивание истины. Учащиеся могут сами привести примеры поведения ученых, не отступивших от истины даже ценой своей жизни.
5. Социальная ответственность ученого. Этот принцип вытекает из опасности для человечества, возникшей в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания (физические, биологические).
Этика науки может быть рассмотрена с использованием текста «Ответственность ученого» (см.: Хрестоматия, с. 226), автором которого является лауреат Нобелевской премии Макс Борн. Вопросы к этому документу: какие изменения в ХХ в. произошли в соотношении науки и этики? Что было их причиной?
Изучение вопроса о науке завершается выводом о возрастающей роли науки в современном обществе. Одной из предпосылок реализации возможностей развития общества и человека, которые создает наука, является образование.
Вопрос социализации индивида в учебнике изложен очень кратко и требует разъяснения на уроке.
Учащимся известно, что культурным человек не рождается, а становится, так как культура в своей основе не наследуется генетически, а передается от поколения к поколению. Овладение культурой в ходе социального наследования называется социализацией. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т. е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Он усваивает ценности, нормы, установки, образцы поведения, присущие данному обществу, социальной общности, группе. Социологи трактуют социализацию как начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Поскольку на протяжении жизни человек осваивает множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и профессиональной лестнице, его социализация продолжается всю жизнь.
Однако период детства и юности занимает особое место в процессе социализации. Начиная как бы «с нуля», индивид становится взрослым, усвоив огромную часть того культурного наследия, которое осваивается на протяжении жизни. Почему? Этот вопрос можно адресовать учащимся. Выслушав их ответы, учитель подчеркнет, что на 70% человеческая личность формируется в детстве. А в старшем подростковом возрасте и ранней юности (примерно от 13 до 19 лет) завершается формирование фундамента личности.
Система образования России может быть рассмотрена на основе работы с отдельными статьями Закона об образовании.
Далее могут быть кратко охарактеризованы те элементы культуры, которые представлены в содержании образования:
1) знания о природе, обществе, человеке;
2) способы познавательной и практической деятельности, умения и навыки;
3) опыт творческой деятельности;
4) ценностные ориентации, нравственные нормы. Каждый из названных элементов предлагается раскрыть на ряде примеров (например, умение читать, писать, считать, составлять план, пользоваться словарем, планировать семейный бюджет, участвовать в выборах и т. д.).
Приобщение к достижениям культуры, социализация личности не единственная функция образования. Дополняя материал учебного пособия, можно указать другие функции, например: образование способствует социальной мобильности.
Вопросы к учащимся, направленные на привлечение знаний из § 37:
Что такое социальная мобильность? Какую роль в этом процессе играет образование? Отмечается, что:
— получив соответствующее образование, выходцы из рабочих семей могут перейти в состав интеллигенции, а горожанин может стать фермером и т. п.;