Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «человек И общество» в 2 частях Часть 2 11 класс (стр. 48 из 51)

— образование способствует обеспечению различных сфер жизни общества подготовленными кадрами. Речь идет о профтехучилищах, о среднем специальном и высшем образовании. Общеобразовательная школа играет большую роль в профессиональном самоопределении молодежи;

— учреждения образования также выполняют функции социального контроля. Прежде всего здесь учащиеся знакомятся с социальными нормами, регулирующими поведение человека (это юридические и нравственные нормы, правила этикета, правила дорожного движения, правила гигиены, правила безопасности обращения с электричеством и т. д.). Учителю следует напомнить о содержании § 6. Школа осуществляет и прямой социальный контроль за поведением учащихся;

— образование выступает как генератор и хранитель культурного достояния общества. Исторический опыт, знания о различных сферах человеческой активности, многообразные виды познавательной деятельности, заложенные в задания, упражнения, задачи по различным учебным дисциплинам, система ценностей — все это содержат сотни программ, учебников, практикумов, задачников, созданных для средней и высшей школы, для самообразования. Носителем интеллектуальной, мировоззренческой, нравственной культуры является армия учителей школ, профессоров и преподавателей вузов. Развивая интеллект, творческие способности своих учеников, педагоги не только передают эстафету культуры, но и создают предпосылки для ее развития силами тех, кого они учили (полезно вспомнить содержание § 13). На кафедрах образовательных учреждений осуществляется и научно-исследовательская работа, т. е. производство новых духовных ценностей.

На семинарском занятии может быть поставлен вопрос:

Как в нашей школе реализуются функции образования?

При изучении вопроса о тенденциях развития образования охарактеризованные в учебном пособии процессы гуманизации и гуманитаризации целесообразно показать в связи с другими современными тенденциями, которые отмечаются исследователями (см.: Девятова С. В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. — 1995. — № 6; 1996. — № 1).

1. Непрерывность образования становится необходимостью в условиях динамизма развития общества, быстрой смены технологий, постоянной потребности в новых знаниях. Одна из особенностей развития науки в наше время — стремительный процесс прироста знаний. В науке происходит удвоение знаний каждые 10 лет, а в таких ее отраслях, как биология, — 5 лет, а в ядерной физике и космонавтике — 1,5 года. Иначе говоря, квалификация инженера за 10 лет устаревает примерно наполовину. Значительная часть знаний, которые понадобятся специалисту через 5—10 лет после окончания института, в период его студенческой учебы еще не существует. Поэтому в современных условиях специалист должен учиться всю жизнь — вплоть до выхода на пенсию. А для этого необходимо, во-первых, создать систему послевузовского образования, повышения квалификации; во-вторых, переориентировать процесс обучения в средней школе с передачи готового знания на формирование способности к непрерывному образованию, на овладение учащимися методом самообучения.

Целесообразно использовать документ «Тенденции в развитии образования» (см.: Хрестоматия, с. 226—227), предложив к нему следующие вопросы:

В чем заслуга «предыдущей системы образования»? За что в наше время система образования подвергается критике? Как понимать выражение «люди, открытые навстречу будущему»? Каковы современные задачи системы образования?

2. Демократизация образования и равенство возможностей его получения — эти тенденции связаны с обеспечением неотъемлемых прав человека. Имеется в виду и демократизация управления в сфере образования, и улучшение подготовки, и расширение возможностей выбора учащимися типов образовательных учреждений, экстерната, а также содержания обучения.

3. Гуманитаризация означает повышение роли гуманитарных знаний, обогащающих духовный мир личности на всех ступенях обучения.

4. Гуманизация требует усиления внимания к личности ученика, утверждения гуманистических начал в жизни учебного заведения, в отношениях преподавателей и учащихся. В подготовленном классе может быть использован фрагмент «Становление нового идеала образования», автором которого является философ Т. В. Адорно (см.: Хрестоматия, с. 227—228). Учащимся предлагается подумать: в чем состоят противоречия процесса становления гуманистического идеала образования?

5. Фундаментализация обучения предполагает освобождение содержания учебных предметов от второстепенного материала и сосредоточение внимания на главном, общезначимом, универсальном в знаниях.

6. Компьютеризация (информатизация) означает внедрение новейших технологий в сфере обучения, использование возможностей выхода к необходимой информации и оперирования ею.

7. Интеграция (в учебном пособии — интернационализация) направлена на достижение совместимости различных форм и систем обучения, сотрудничество на национальном и мировом уровне.

К названным тенденциям можно добавить:

8. Воспитание в духе свободы и ответственности, предполагающее особый акцент на гражданское воспитание, изучение Конституции своей страны, международных документов в области прав человека, уважение к собственной самобытности и стремление к познанию различных культур, входящих в общенациональную культуру.

На семинарском занятии для обсуждения могут быть предложены вопросы:

Как в нашей школе проявляются современные тенденции развития образования? Что нужно сделать для развития этих тенденций?

В заключение целесообразно привлечь внимание учащихся к фразе в конце § 45 учебного пособия о ценности образования. Можно подытожить изучение всей подтемы словами Генерального директора ЮНЕСКО, крупного испанского ученого Фредерика Майора:

«Образование и наука... это две главные опоры будущего, которое предполагает выработку новых знаний, их распространение, без чего невозможен расцвет человечества».

Уроки 54, 55. Религия в современном мире

Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого «дирижирования» ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость. Это объясняется тем, что:

— отношение к религии, религиозные взгляды — сугубо личное дело человека. Эти взгляды являются существенным компонентом индивидуального сознания личности, влияют на ее поведение, личностные черты, на сокровенные чувства внутреннего мира;

— в условиях российской многонациональности и многоконфессиональности, значительного числа смешанных браков, наличия в семьях людей с неодинаковыми взглядами на религию крайне важна благожелательная по тональности, достоверная информация о различных религиях, а также об атеизме.

Из широкого круга изданий назовем лишь некоторые, адресованные по преимуществу педагогам.

Человек и общество / Под ред. В. И. Купцова. — М., 1993. — Кн. 2. «Сферы общественной жизни». — Разд. «Религия в истории общества». — С. 152—184; кн. 3. «Мир, в котором мы живем». — Разд. «Религия сегодня», «Отношение религии к науке». — С. 78—95; Гараджа В. И. Религиеведение. — М., 1994, 1995; Радугин А. А. Введение в религиеведение. — М., 1996; Кулаков А. Е. Религии мира. — М., 1996; Религии мира / Под ред. Я. Н. Щапова. — М., 1994.

И учителю, и старшекласснику полезно обращение к «Школьному философскому словарю», в частности к разделу «Религия и свободомыслие». Данные о религиозном составе населения России, сведения о сущности религий и религиозных течений (в том числе имеющих незначительное число приверженцев) содержатся в энциклопедии «Народы России» (М., 1994). Это издание можно использовать и при реализации регионального компонента обществоведческого образования (см. также: Итоги. — 1996. — № 6. — С. 60).

Проблемы, составляющие содержание занятия, освещаются в периодических изданиях: «Наука и религия», «Обществознание в школе», «Преподавание истории в школе», «Социально-гуманитарные знания» и в педагогических газетах.

Вопросы, связанные с религией, с деятельностью Церкви, были предметом рассмотрения многих выдающихся мыслителей. Фрагменты их трудов помещены в издании: Мир философии: Человек. Общество. Культура / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. — М., 1991. — Ч. II. В подразделе «Социокультурная роль религии» (с. 375—406) находятся выдержки из трудов ряда ученых.

Желательно перед занятием дать задание учащимся повторить по учебнику § 9 (подраздел «Научное мышление и современный человек») и § 14 «Мировоззрение, убеждение, вера».

Так как содержание школьного исторического образования включает значительный объем сведений о возникновении и сущности традиционных религий, можно рекомендовать учащимся восстановить в памяти и эти сведения.

План проведения занятий

I. Вводная беседа (на основе подготовки домашнего задания):

Каковы отличительные черты религиозного мировоззрения? Охарактеризуйте эти виды.

II. Рассказ учителя:

1. Что такое религия? Каковы особенности религиозной веры?

2. Какова роль религии в современном мире?

III. Самостоятельная работа учащихся над текстом раздела пособия «Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности».

IV. Заключительная беседа с использованием вопросов 1, 2, 3 к § 46 учебного пособия.

Рассмотрим центральные вопросы подтемы:

1. О сущности религии учащимся многое известно, уместны систематизация и развитие знаний, прежде всего с позиций выяснения достоинств, выявившихся на историческом пути религий мира.

За время существования человечества было немало религий. Известен пантеизм (от греч. pan — всеобщий и theos — бог) — отождествление Бога со всем миром, обожествление природы. Таковы религиозные воззрения многих первобытных и современных народов, по тем или иным причинам задержавшихся в своем историческом развитии.