Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «человек И общество» в 2 частях Часть 2 11 класс (стр. 49 из 51)

Известен и политеизм (от греч. poly — многий и theos — бог) — многобожие, присущее, например, духовной жизни античной Греции, Древнего Рима, древних славян, ряду религиозных течений современной Индии. В этих системах были и главный бог (Зевс в античной Греции, Юпитер в Древнем Риме и т. д.), и многочисленные боги, которые опекали те или иные стороны жизни человека, воплощали в себе различные природные и общественные явления.

Существует и монотеизм (от греч. mono — один и theos — бог) — единобожие, религиозная система, признающая единого Бога. Он всесилен, всеведущ, всемогущ, всеблаг (т. е. обладает всеми достоинствами). Христианство и ислам монотеистичны.

Существует и атеизм (от греч. a — отрицание и theos — бог) — отрицание существования богов, отрицание необходимости и правомерности существования религии. Истоки свободомыслия уходят в глубокую древность, уже тогда часть мыслителей отрицали Бога во имя утверждения человека: «Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить». Атеистические концепции получили широкое распространение в век Просвещения, когда Дидро, Гольбах, Гельвеций рассматривали религию и Церковь как опору деспотизма и тирании. В России атеистическая традиция была представлена многими революционными демократами. После 1917 г. в нашей стране длительно практиковался вульгарный атеизм, негативно относившийся к религии как феномену духовной жизни и проявлявший недопустимое вмешательство во внутреннюю жизнь существовавших на территории нашей страны церквей, оправдывавший разрушение ценнейших историко-религиозных памятников, нередко оскорблявший чувства верующих.

Взгляды современного, гуманистического атеизма были, в частности, выражены выдающимся английским философом и математиком Бертраном Расселом: «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру — со всем, что есть в нем хорошего и дурного, прекрасного и уродливого; видеть мир таким, каков он есть, и не бояться его. Завоевать мир разумом, а не рабской покорностью перед теми страхами, которые он порождает. Вся концепция Бога является концепцией, перенятой от древних восточных деспотий. Это концепция, совершенно недостойная свободных людей... Хорошему миру нужны знания, добросердечие и мужество... Хорошему миру нужны бесстрашный взгляд и свободный разум».

Особенности религиозной веры педагог разъясняет, опираясь на § 46. Можно организовать работу учащихся над этим текстом.

Религиозное осмысление мира имело своими корнями и недостаточные знания людей об окружающем их мире, и страх перед непонятными явлениями. Но причины появления и живучести религии не только в этом. Существуют глубокие психологические и общественные предпосылки возникновения религии и религиозной деятельности, во многом свидетельствующие об их достоинствах. Так, принадлежность людей к одной религиозной вере, совместное отправление ими религиозных обрядов сближали людей, сплачивали их в одно целое, в один народ, в один этнос. Общая религия и совместная религиозная деятельность были мощным объединяющим фактором, способствовали национальной консолидации. Это сплочение усиливалось в результате превращения той или иной религиозной деятельности в традицию, т. е. устойчивое, постоянное повторение тех или иных действий, направленных на достижение тех или иных целей. А роль традиций в жизни общества очень велика. Церковь проповедует моральные (нравственные) заповеди, прочно укоренившиеся в народном сознании, в том числе и на бытовом уровне, дает образцы жизнедеятельности через описание жизни святых и призывает следовать их примеру, осуждает грехи (дурные поступки) с точки зрения моральных заповедей, т. е. является значительной нравственной силой.

Религия, являясь неотъемлемой частью духовной культуры, оказала громадное влияние на все ее развитие. Религией дарованы человечеству «священные книги» (Веды, Библия, Коран) — источники мудрости, доброты. Европейская «архитектура и скульптура Средних веков, — пишет известный социолог Питирим Сорокин, — были „Библией в камне“». Музыка носила почти исключительно религиозный характер. Живопись в значительной части была построена на религиозных сюжетах; византийские и древнерусские школы иконописи явились заметным явлением в истории мировой культуры. Ярким примером цельности культуры, проникнутой единым религиозным смыслом, может служить культура Древней Руси, ценности которой были общими для всех социальных групп. Церковь играла важную роль в распространении грамотности: вспомним, что создателями славянской письменности были священнослужители Кирилл и Мефодий. Храмы являлись не только местом богослужения, но и замечательными историко-архитектурными памятниками, в некоторых соборах были библиотеки, велось летописание.

Церкви осуществляли милосердную и благотворительную деятельности, помогая больным, инвалидам, малоимущим, нищим. Монастыри вели значительную по объему хозяйственную работу, осваивая нередко новые земли и занимаясь продуктивным сельским хозяйством (монастырь на Соловецких островах и др.). Некоторые ученые полагают, что этика труда на Руси складывалась под влиянием монашеского идеала «молиться и работать», согласно которому труд, как молитва, угоден Богу.

Религия и религиозная деятельность играли большую социально-психологическую роль: собираясь для проведения религиозных обрядов, люди общались между собой, нередко это общение сопровождалось совместной трапезой, священники выслушивали рассказ человека о допущенных им грехах (исповедь), отпускали эти грехи, т. е. от имени Бога прощали людей, накладывали на них покаяние за сделанное, облегчали их психологическое состояние.

Примечательно и то, что Церковь выступала как мощный источник патриотизма. Известна роль Сергия Радонежского в освобождении Руси от иноземного ига. С самого начала Великой Отечественной войны деятельность духовенства способствовала общенародной борьбе с захватчиками.

Все сказанное, однако, не означает, что религия на всех этапах общественного развития играла лишь положительную роль. Характеризуя отрицательные стороны религиозной деятельности, учитель обращается к тексту пособия.

Из изложенного вытекает: религия имеет сложный характер, представляет собой феномен общественного сознания, она на протяжении веков оказывает огромное влияние на политическую, социальную и духовную жизнь. Религия имеет свои корни в глубинах жизни человека, в потребностях людей и включает в себя веру в высшие по отношению к человеку силы, нравственные законы («заповеди»), деятельность просветительного, социального и психологического характера. Как любое сложное явление, она не имеет однозначной оценки. Роль религии в обществе велика и должна быть тщательно учтена при любых социальных преобразованиях и в повседневной жизни.

2. Рассмотрение роли религии в современном обществе можно начать с упоминания о мировых религиях (см. учебное пособие). Мировыми называют наднациональные религии, распространенные в различных районах земного шара. Кроме христианства, ислама и буддизма, часть ученых относят к мировым религиям индуизм.

Характеризуя роль религии в современном обществе, можно отметить причины возрастания этой роли и вытекающие из этих причин тенденции нынешней религиозной деятельности. Среди причин возрастания роли религии можно назвать следующие:

— надежда значительной части человечества на то, что отражающие многовековой опыт религиозные нравственные установки помогут преодолеть жестокость, которая господствует во многих регионах мира (разгул насилия, войны, терроризм, геноцид), решить сложные проблемы современного развития. По мнению значительной части человечества, следование религиозным моральным заповедям является условием выживания, побуждает людей к совместному решению глобальных проблем;

— растущее понимание церковным руководством, массами верующих всех конфессий неприемлемости межрелигиозной холодной войны, которую жаждут развязать экстремисты по обе стороны баррикад, необходимость сотрудничества между конфессиями во имя земного мира и благоденствия народов;

— повышение авторитета господствующих конфессий благодаря их активной, иногда руководящей роли в национально-государственном возрождении многих стран (Восточная и Центральная Европа, исламские страны);

— несостоятельность научных объяснений некоторых явлений и стремление к синтезу научных, политических и представляемых религией духовных ценностей. Как полагают видные общественные деятели, именно сосуществование представляемого наукой светского рационализма и религии может стать гарантией свободы и демократии;

— возрождение религии, «реванш Бога», ставший, по мнению некоторых ученых, одним из «доминирующих социальных явлений конца ХХ в.»;

— изменение взглядов ряда видных деятелей европейской культуры на религию: поворот от ее враждебного неприятия к заинтересованному и терпимому отношению к ней. Встречный поворот религии к науке, признание церковью ряда научных теорий, использование ею новейших научных достижений, в частности средств массовой информации.

Вопрос о взаимоотношении религии и науки — один из ключевых для понимания современной духовной жизни. Еще И. Кант в числе «антиномий» (неразрешимых противоречий) доказал, что логическим путем невозможно установить ни наличия Бога, ни его отсутствия (см.: Кант И. Критика чистого разума // Антология мировой философии: В 4 т. — М., 1971. — Т. III. — С. 141—153). Мысль Канта, опираясь на современное состояние знаний, повторил видный ученый Б. Раушенбах: «Логически нельзя доказать ни бытия Бога, ни его отсутствия во Вселенной».

Представители современных церквей проявляют интерес к достижениям науки. Деятели Церкви отмечают: бурное развитие информатики умножает возможности человека познавать новое, а достижения психологических, биологических и социальных наук помогут человеку лучше овладеть богатством своего собственного существа. При характеристике научного поиска отмечается, что его результат — это продукт человеческого разума, который, по мнению Церкви, является Божественным даром;