— растущая ориентация общественного мнения на воспитание народа, и прежде всего молодежи, в духе высоких нравственных идеалов, присущих всем монотеистическим религиям. Так, сторонники тесного взаимодействия христианства и ислама указывают, что обе конфессии утверждают два великих гуманистических принципа: чувство личной ответственности человека за все содеянное в земной жизни перед единственным Высшим началом; равенство людей перед Высшим началом независимо от социального статуса, происхождения, положения, одаренности (см.: Саидбаев Т. С. И наш Бог, и ваш Бог един. — Омск, 1995). Движение к взаимодействию между различными конфессиями отнюдь не означает, что в обозримом будущем может осуществиться объединение церквей. Важно, что это движение направлено на воспитание терпимости к людям иной веры, на обеспечение возможности уважительного диалога между представителями разных конфессий;
— распространение нетрадиционных (новых) религий и религиозных течений, насчитывающих в мире более 100 млн последователей.
В нашей стране в последнее время возросло влияние религии. Это можно объяснить несколькими обстоятельствами. Например, изменение в массовом сознании, которое становилось антитоталитарным, рассматривает воинственно-недобросовестный, вульгарный атеизм в неразрывной связи с тоталитаризмом. Об этом так пишет А. Вознесенский:
Стал народ — как Христос коллективный, Мы, некрещеные дети империи, Веру нащупываем от противного. |
Среди других причин — переходное состояние общества, которому свойственны крушение господствовавшей ранее идеологии, поиск новых мировоззренческих основ; стремление многих людей найти в религии «противовес» бездуховности, получившей ныне распространение в России и других странах, переживающих переходный период; попытки видеть в обрядности, торжественности церковных служб отвлечение от возросших тягот повседневной жизни. В церкви многие родители, жены хотят видеть защитницу своих близких, которым грозит опасность гибели из-за военных конфликтов и криминальной обстановки.
В России наиболее распространенной религией является православие (около 9/10 верующих), ислам (менее 1/10 верующих). Представлены также буддизм, иудаизм и другие конфессии. Глава Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркивал: «Мы должны строить наше общество на основе веротерпимости, особенно актуальной в нашей столь богатой конфессиями и религиями стране». По ряду вопросов главы и последователи разных конфессий придерживаются общих взглядов, совместно выступают за гражданское согласие в стране, за преодоление военных конфликтов (например, в Чечне, Югославии).
Большое значение имеют взаимоотношения Церкви и государства.
Эти взаимоотношения должны исходить из положений Конституции РФ (ст. 14), где говорится, что государство является светским и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В светском государстве «религии, их канонические установления не признаются источником права и не оказывают влияния на деятельность государственных органов, систему государственного и муниципального образования, которая тоже носит светский характер».
3. Суть духовной ценности веротерпимости и свободомыслия раскрывается по учебному пособию. При этом особое внимание полезно уделить вопросу о роли веротерпимости, взаимоуважения и свободомыслия в достижении гражданского согласия в современной России. Современное законодательство положило конец «ущемлению прав верующих, вернуло им их естественные и гражданские права, дало определенные льготы там, где это связано с деликатнейшей сферой человеческих чувств и с благородной социальной деятельностью, дало юридические и практические гарантии невмешательства в собственные дела Церкви, позволило верующим строить свою жизнь так, как они сами хотят исходя из своих убеждений».
Уроки 56, 57. Духовный мир личности
Эта подтема (§ 47) завершает весь курс, что во многом определяет методику занятий: целесообразное решение — развернутая беседа, предусматривающая, в частности, насыщенное вводное слово педагога и его значительные ремарки по ходу разговора с учениками.
На предыдущем занятии учащимся дается домашнее задание: прочитать § 47 пособия, подготовить устные ответы на вопросы и задания. Можно посоветовать учащимся восстановить в памяти материал § 12 и 13, обратив особое внимание на характеристику духовных потребностей, а также материал § 24 (раздел «Ценности и их роль в развитии общества»).
План занятия
I. Вступительное слово педагога.
II. Беседа с классом по вопросам:
1. Охарактеризуйте духовный мир личности. Почему его называют «микрокосмос»?
2. Ценности и ценностные ориентации, их роль в жизни человека и общества.
3. Почему в овладении духовной культурой главенствующую роль играет активное, творческое, ответственное отношение к жизни, готовность человека к самостроительству, самоотдаче?
III. Заключительное слово педагога.
Во вступительном слове или в процессе обсуждения проблем занятия возможно краткое обращение к самому началу пособия (§ 2), где отмечалось, что человек — творец духовной жизни, культуры, носитель духа, разума.
1. Видный русский философ Г. П. Федотов писал, что «дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания». И далее: «Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.
Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека» (Русские философы (конец ХIХ — середина ХХ века). Антология. — М., 1996. — Вып. 3. — С. 138, 159).
Слово «дух» лежит в основе наименования и темы («Духовные ценности современной цивилизации»), и подтемы («Духовный мир личности»). Часто это слово воспринималось как что-то мистическое. Однако это не так. Опираясь на текст пособия, учитель напоминает, что слова «душа», «дух» часто обозначают внутренний мир человека. Говоря о внутреннем мире, мы имеем в виду целостную индивидуальную характеристику определенного человека, основанную на анализе его темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей, способностей. Индивидуальность духовного мира в образной форме выразил поэт А. Блок: «В каждом сердце, в мысли каждой — свой произвол и свой закон».
Можно, ссылаясь на пособие, указать, что нередко понятие «дух» воспринимается дифференцированно. Так, храбрость означает величие духа, а склонность к нравственной нечистоплотности обозначается термином «нечистый дух». Сопряжение ума, духа и нравственности издревле отмечали философы: Гераклит характеризовал душу как субстрат (основу) феномена сознания и носителя нравственных качеств.
Можно разобрать и содержание термина «духовность». Русский писатель и лексикограф В. И. Даль указывал: духовное — это все умственные и нравственные силы человека, ум, воля, совесть, т. е. то, что является сугубо личным достоянием человека. Нередко духовность характеризуют как способность жить идеалами, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Из самой характеристики духовности ясно, что она представляет собой величайшую ценность.
Логика занятия требует обращения к понятию «личность», многократно раскрываемому в пособии (§ 2 и др.), к взаимоотношению личности и общества. Это взаимоотношение, эту связь так характеризует русская пословица: каковы веки, таковы и человеки.
Можно рассмотреть и определение личности, данное российским философом А. Ф. Лосевым, прямо связанное с внутренним миром человека: «Личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и так далее, но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со всем окружающим. Соотношение личностей и есть общество» (Лосев А. Ф. Дерзание духа. — М., 1988. — С. 277—279).
Следовательно, каждый индивид может быть рассмотрен и правильно понят как представитель общества на данном этапе его развития. На духовный мир человека неизбежно накладывают свой отпечаток духовная жизнь, ценности общества, в котором он живет, в его деятельности проявляются многовековые традиции и особенности века нынешнего. Но внутренний мир человека отнюдь не пассивное отражение внешних условий. Складываясь из множества биогенетических, социальных и духовных предпосылок, внутренний мир приобретает черты определенной целостности (философы говорят: целостности неразложимой, самособирающейся и самонаводящейся). Благодаря непрестанному соотношению внутреннего мира, внутреннего опыта с миром внешних обстоятельств складывается человеческая личность. А человек, осознавший себя как личность, отвечающий за себя, не может быть придатком «среды», приспособленцем. «Составляющие» духовного мира, их характеристика уже известны учащимся из ряда предыдущих параграфов. Поэтому можно лишь о них напомнить, подчеркнув, что духовный мир разнообразен и бесконечно сложен, а духовная жизнь человека, как говорит академик Н. Н. Моисеев, — «единый клубок сознания, подсознания, природных факторов и, конечно, всего того, что связано с общественным окружением человека».
2. Внимание учащихся привлекается к положению пособия о духовных «маяках», ценностях жизни и культуры, которые выработаны многовековым опытом, являются, как иногда говорят, «дыханием вечности».
О ценностях неоднократно говорилось в курсе. Исходя из того что ценность, ценностные жизненные ориентации — это то, что учащиеся «выносят из школы в своей душе», полезно разбору ценностей уделить особое место. Разбор этот предполагает беседу с учащимися. Ее основная проблематика — что такое ценности, соотношение идеалов и ценностей, какие ценности учащиеся считают особо значимыми для себя, для общества. В процессе подготовки к этой беседе, по ее ходу надо учитывать, что наряду с «крупномасштабными» ценностями, примерный круг которых приводится ниже, учащиеся называют и некоторые ценности, связанные с «крупномасштабными», например личный успех, скромность, мужество. Такого рода примеры следует поддерживать и вместе с тем показывать связь с ценностями общечеловеческого плана. Полезно по ходу беседы сказать и об антиценностях: вражда между народами, фашизм, национальный нигилизм, преступления против личности и общества и т. п.