Вопросы:
1. Какую модель социализма и почему не приемлет Туган-Барановский?
2. Были ли попытки осуществить такую модель на практике? К чему они привели?
3. Действительно ли жестко централизованное управление обществом ведет к росту эффективности производства? Приведите факты, подтверждающие или опровергающие этот вывод.
Имя Эдуарда Бернштейна, как и понятие «ревизионизм», знакомо учащимся из курсов истории. Задача уроков обществознания — дать более полное представление о взглядах Бернштейна в сопоставлении с классическим марксизмом и другими течениями марксистской мысли. Подробнее о жизни и взглядах Бернштейна можно узнать из очерка Н. Е. Овчаренко «Две жизни Эдуарда Бернштейна» (Новая и новейшая история. — 1994. — № 2, 4—5).
Один из вариантов работы — заполнение учащимися сопоставительной таблицы на основе изучения раздела «Что такое ревизионизм?» из § 24 учебного пособия и последующей беседы с привлечением ранее изученного материала.
2. В отношении включения экзистенциализма в содержание изучаемого материала у преподавателей и методистов наблюдается определенная двойственность. С одной стороны, очевидно, что именно это философское направление в наибольшей степени определяет «облик» текущего столетия; экзистенциализм оказал прямое воздействие на мировоззрение многих людей в европейских странах. В то же время проблематика экзистенциализма достаточно сложна, требует определенной философской подготовки. Это чисто педагогическое обстоятельство часто перевешивает фактор значимости, и в ряде случаев учителя просто исключают данный вопрос или обходятся довольно формальными, общими замечаниями.
Вопросы | Взгляды основоположников марксизма | Взгляды Бернштейна |
Положение пролетариата при капитализме | Тенденция к абсолютному и относительному обнищанию пролетариата | Медленный, но неуклонный рост жизненного уровня рабочих |
Положение слоев общества | Все большая поляризация общества, размывание средних слоев | Рост числа собственников, разрастание среднего класса |
Отношение к демократии | Демократия при капитализме носит узкоклассовый характер | Демократия создает условия, при которых ни один класс не пользуется политическими привилегиями |
Перспективы капитализма | Неизбежна скорая гибель капитализма | Капитализм имеет возможности для развития и саморегулирования |
Пути перехода к социализму | Социалистическая революция | Политика реформ |
Чтобы не сводить знакомство с философией существования к абстракциям, дающим мало пищи уму и сердцу, полезно, на наш взгляд, связать проблематику экзистенциализма с конкретно-историческими реалиями того времени, которые и породили это направление. В этом случае философские идеи будут звучать как ответы на «вызовы» эпохи — бурного и драматического периода 20—60-х гг. ХХ в., исторические особенности которого уже в достаточной мере осмыслены учащимися.
Приведем вариант такого проблемного изложения с элементами беседы.
Впервые упоминание об экзистенциализме (философии существования) появилось в конце 20-х гг. ХХ в. Мало кто даже из весьма искушенных философов того времени предвидел, что это направление превратится в одно из главных духовных движений ХХ в., а его создатели — немецкие философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, французские писатели Ж.-П. Сартр, А. Камю — станут классиками философской мысли новейшей эпохи.
Зародился экзистенциализм в Германии. Давайте попытаемся представить себе умонастроения немецкого общества 20-х — начала 60-х гг. прошлого века. Для этого вспомним:
1. Каковы были итоги Первой мировой войны для Германии?
2. Какие настроения порождал в обществе факт поражения Германии в войне?
3. Какие политические силы подхватили идею реванша и сделали ее знаменем внешней политики?
4. Чем характеризовался общественно-политический строй, утвердившийся в Германии с приходом к власти фашистов?
К. Ясперс недвусмысленно заключал, что жертвы войны не только ужасны, они бессмысленны. История совсем не так «разумна», как представлялось в ХIХ в. Уже нельзя верить в незыблемость исторического прогресса, в то, что в конечном счете история все правильно рассудит и устроит.
Назревала и набирала силу новая опасность — наступление тоталитарного «нового порядка», скорое утверждение которого также предвидели немецкие философы-экзистенциалисты.
Как же поступать человеку, стремящемуся сохранить свое человеческое начало в этом безумном, абсурдном мире, который Сартр характеризовал как «универсальное не то»?
Ясперс утверждал, что даже такая общественная ситуация не может служить оправданием духовного упадка и беспринципности. Человек и в этих условиях должен оставаться верен однажды принятому внутреннему убеждению. Следовать своей цели, даже если она оказывается неосуществимой, — таково условие подлинного бытия.
Для людей, живущих во Франции начала 40-х гг. ХХ в., этот основной тезис экзистенциализма наполнился конкретным историческим смыслом. Страна оккупирована. Сопротивление фашизму многим казалось бессмысленным. И в этих условиях философская идея «действовать без надежды на успех» принимается в качестве исходной мировоззренческой позиции патриотическими силами Франции. Это хорошо показано в новелле А. де Сент-Экзюпери «Военный летчик», написанной в 1941 г. (фрагменты новеллы можно зачитать учащимся).
В заключение учитель может предложить для анализа небольшой фрагмент из работы Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм». Для экзистенциалиста человек первоначально ничего собой не представляет. Он становится человеком лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Итак, нет природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким хочет стать. Таким образом, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Данный фрагмент служит своего рода дополнением к тем сартровским идеям, которые изложены в учебном пособии. В совокупности это создает определенную основу для уяснения некоторых особенностей экзистенциалистской трактовки человека. В ходе беседы после прочтения текста пособия рассматриваются вопросы:
1. В чем экзистенциалисты видят различие между сущностью и существованием человека? Что чему предшествует?
2. Как человек обретает свою сущность? Согласны ли вы с утверждением, что «человек делает себя сам»? Есть ли, на ваш взгляд, силы, которые препятствуют самостановлению личности? Приведите примеры из собственного опыта.
3. Как вы понимаете высказывание: человек не просто «такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать»? Попробуйте на личном опыте проследить, как ваш проект собственного будущего влияет на ваше сегодняшнее поведение.
В заключение подчеркивается, что философия экзистенциализма решительно поставила в центр исследования самого человека, с его глубокими личными и мировоззренческими проблемами: решения и выбора, вины и ответственности.
3. С некоторыми идеями М. Вебера учащиеся уже знакомились при изучении предыдущих тем. На данном уроке целесообразно подробнее остановиться на анализе причин утверждения индустриального общества.
Учитель подчеркивает, что, согласно взглядам Вебера, 300—400 лет назад в определенном районе мира встретилось несколько исторических факторов, несущих в себе рациональное начало. В результате в Европе возник новый, прежде никогда не существовавший тип общества — индустриальное общество. Одним из решающих условий его утверждения стал протестантизм, который как бы объединил все иные факторы. Роль трудовой этики, которую нес с собой протестантизм, Вебер показал в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма».
Уместно привести фрагменты из произведений, которые цитирует Вебер. «Не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит преумножению славы Господней. Следовательно, главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени. Жизнь человека чрезвычайно коротка и драгоценна, и она должна быть использована для подтверждения своего призвания. Желание быть бедным было бы равносильно желанию быть больным. Что же касается нищенствования, которому предается человек, способный работать, то это не только грех бездеятельности, но и нарушение завета любить ближнего своего».
Излагая взгляды М. Вебера, учителю следует иметь в виду предстоящую работу над проблематикой ценностей.
В итоговых обобщениях по теме еще раз обращается внимание учащихся на многообразие направлений социально-философской мысли в нашу эпоху. При этом рассмотренные идеи и направления не исчерпывают всей их палитры, однако они дают представление о главных направлениях поиска. На первый план выдвигается проблема человека, смысла и цели его существования, места и роли в окружающем мире.
Уроки 7, 8. Что такое цивилизация?
Уже название темы данного занятия показывает, что его основная задача — помочь школьникам осмыслить понятие «цивилизация», которое является одним из системообразующих понятий курса в целом.
При этом важно учитывать многозначность этого понятия, а также развитие его трактовок исследователями прошлого и современности. С некоторыми аспектами проблемы ученики уже знакомились на предыдущих уроках, поэтому занятие строится с акцентированной опорой на внутрипредметные связи (§ 1, 21, 23, 24).