К концу XVIII века наряду с хлебными запасами были созданы двухгодичные централизованные запасы соли.
С конца XVIII века в России в недрах феодально-капиталистической системы зарождаются капиталистические отношения. В связи с этим существенно меняются организация и содержание запасов, основанные на принципах свободной торговли, присущих капитализму. Государственные запасы заготавливаются подрядным способом по договорам с поставщиками-подрядчиками и как разновидность ее – комиссионерская закупка. А в 1816 году были разработаны и введены в практику законы, регламентирующие создание постоянных государственных запасов продовольствия для гражданского населения. В 1834 году при Николае I было разработано «Положение о запасах для пособия в продовольствие» (с 1857 года – «Устав о народном продовольствии»). После крестьянской реформы Устав был несколько переработан и действовал вплоть до 1917 года.
В 1834 году было разработано подробное наставление о строительстве сельских хлебных запасных магазинов, хранении, освежении и отпуске запасного хлеба, проверке запасов, обязанностях смотрителя магазина, причем эту должность утверждало волостное начальство или помещики. Смотритель должен бал принимать хлеб, следить за сохранностью и выдавать его. Хлеб в магазин принимали только зерном. В наставлении четко регламентировались положения о порядке возведения магазина: фундаменте, высоте от пола до потолка, покрытии крыши, отделениях с закромами, борьбе с грызунами, проветривании, сроках освежения запасов.
С отменой крепостного права, с 1861 года изменился и порядок создания запасов продовольствия для гражданского населения. Сельские магазины перешли в собственность крестьянских обществ, и помимо государственных запасов стали создавать общественные (страховые) запасы продовольствия. Сельский сход назначал смотрителей и определял размеры ссуд. Сохранность и использование запасного общественного хлеба контролировали сельские старосты и волостные старшины, а с 1864 года – земские учреждения.
После войны с Турцией (1877-1878 годы) были сделаны попытки накопить запасы провианта и фуража в количестве, необходимом на период мобилизации и сосредоточения войск в случае войны. Достаточные продовольственные запасы были созданы только в районах, примыкающих к западным границам. На других границах продовольственные запасы были незначительными, особенно на Дальнем Востоке на границе с Японией. Война с Японией (1903-1905 годы) показала, что русская армия потерпела поражение из-за необеспеченности не только военным снаряжением, но и одеждой, обувью, продовольствием. Русско-японская война продемонстрировала острую необходимость создания государственных запасов продовольствия и управления ими.
В 1913 году были пересмотрены нормы запасов для муки и крупы, сроки их хранения (минимальные – три года, средние – пять лет и максимальные – десять лет).
Создание в мирное время больших запасов для целей войны считалось дорогим и хлопотным делом. Однако с первых дней войны 1914 года продовольственные запасы нарастали с каждым днем. В централизованном порядке правительство в 1914-1915 годах заготовило 305 млн. пудов хлеба, в 1915-1916 годах – 502 млн. пудов, а в 1916-1917 годах – 540 млн. пудов. Снабжение гражданского населения продовольствием было недостаточным, и правительство вынуждено было только за период с 1 августа 1915 года по 1 февраля 1916 года передать из армейских запасов 31395 тыс. пудов различного хлеба.
Начало XX века ознаменовалось наступлением технической революции – эры моторов, в связи с чем возросла потребность в запасах топлива, в первую очередь государственных, для оборонных целей, а также для различных отраслей промышленности и транспорта. Рост добычи нефти и выработки нефтепродуктов поставил перед русскими учеными ряд сложных технических проблем по организации их транспортирования и хранения. Многие из них были решены В.Г. Шуховым, создавшим первые в России железные клепаные хранилища, которые использовались для хранения запасов топлива.
Производство цветных металлов (меди, свинца и цинка) в 1913 году было незначительным, а олово, никель, сурьма, алюминий, редкие металлы экспортировали, что вызвало необходимость создания их государственных запасов.
Рост объемов запасов вызвал необходимость хранения продовольственной продукции в консервированном виде в банках. Наравне с мясными консервами начали изготавливать сушеные овощи, а позже и мясорастительные консервы. В 1907 году была утверждена «Инструкция по наблюдению за изготовлением, укупоркой и приемом жестяночных томатных консервов, поступающих в неприкосновенные запасы» и устанавливался годичный срок их хранения.
Показатели качества продуктов и методы их определения на протяжении XVIII- XIX веков изменялись очень мало. Как писалось в Военном сборнике (1867 год) «... опытность и добросовестность приемщика служат единственной гарантией в доброкачественности продукта». Оценку качества продуктов производили несовершенными методами.
В 1867 году при Военном министерстве был создан технический комитет, в задачу которого входило следить за всеми новинками в производстве нужной для армии продукции и разрабатывать технические приемы для определения «истинного качества» продуктов. В 1869 году техническим комитетом разработаны требования к армейским продовольственным складам.
Первые годы после Февральской буржуазной и Октябрьской социалистической революций проходили в условиях голода, разрухи и развала железнодорожного транспорта и промышленности. Советское правительство прилагает титанические усилия по выводу страны из создавшегося серьезного положения. В период индустриализации (1925-1926 годы) в государстве все еще нет никаких продовольственных резервов. В истории страны 1926 год занимает особое место, так как в этом году было положено начало образованию постоянного государственного продовольственного фонда, а в 1927 году Совет Народных Комиссаров СССР принимает Положение о постоянном государственном хлебном фонде, регулирующее образование, хранение и использование государственных хлебных запасов.
В первые годы образования государственных продовольственных резервов СССР управление и контроль за ними осуществляли Народный Комиссариат внешней и внутренней торговли, Совет Труда и Обороны и в 1927 году создается мобилизационный фонд пшеницы, ржи, овса и крупы в объеме 1,6 млн. тонн. Проблема государственных хлебных ресурсов нашла отражение и в первом пятилетнем плане народного хозяйственного строительства СССР, утвержденном в 1929 году. Только в результате увеличения производства сельскохозяйственной продукции к 1931 году были созданы постоянные запасы хлеба и фуража. Таким образом, история государственных резервов советского периода фактически началась в конце 20-х – начале 30-х годов XX века.
В связи с расширением номенклатуры закладываемых в резерв товаров и материалов и возросшими объемами накопления постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 года был образован Комитет резервов при Совете Труда и Обороны. Этот день считается датой рождения системы государственных резервов в СССР.
Первым руководителем Комитета резервов был назначен В.В. Куйбышев. В регионах в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 18 ноября 1931 года были организованы отделы и инспекции резервов при уполномоченных НКВД.
С образованием Комитета резервов в его ведение были переданы все мобилизационные запасы, находящиеся в разных учреждениях, организациях, предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебные фонды. В начальный период создания системы госрезервов объемы накопления материалов устанавливались исходя из годового потребления и производства. Первоначально резервы были незначительными и к концу 1931 года оценивались в 30 млн. рублей (2 млн. тонн хлеба, 1827 тыс. тонн угля и т.д.); в 1931 году была утверждена номенклатура резервов по стратегическим материалам отечественного производства по 11 наименованиям и 68 импортным. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах были возложены задачи количественного учета запасов и контроль за экономным расходованием. В 1935 году Комитет резервов возглавил В.Я. Чубарь.
В связи с ликвидацией Совета Труда и Обороны постановлением Совнаркома СССР от 29 августа 1937 года Комитет резервов был преобразован в Управление государственных резервов при Совнаркоме СССР, которое возглавил А.П. Розенгольд.
С 1 ноября 1937 года отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение Управления госрезервов (на местах было организовано 16 отделов и 19 инспекций, что положило начало образованию современных территориальных управлений – местных органов госрезервов). В 1938 году Управление госрезервов возглавил А.В. Николаев.
В октябре 1938 года руководителем Управления госрезервов был назначен М.В. Данченко, на долю которого выпали самые тяжелые испытания в истории системы госрезервов.
В конце 1939 года Управлением госрезервов была начата работа по подготовке Положения о госрезервах – первого основополагающего документа о принципах формирования в СССР единой системы государственных материальных резервов, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения государственных запасов, структуры системы госрезервов, которые в основных чертах сохранены до настоящего времени. В систему госрезервов этого периода входило 16 территориальных управлений, численностью 1500 человек. В ведении каждого территориального управления находилось до 10 баз госрезервов, а под контролем находились тысячи пунктов ответственного хранения госрезервов.
В связи со сложной международной обстановкой в предвоенные годы возникла необходимость в увеличении мобилизационных запасов для армии и оборонных отраслей промышленности. Материальные ценности для мобилизационных резервов на всех этапах накапливались в результате централизованного выделения ресурсов. Порядок накопления и структура материальных ценностей мобилизационного резерва постоянно совершенствовалось. Вначале это трактовалось как накопление мобилизационных запасов войск, а затем как накопление наиболее важных материалов для потребностей оборонных отраслей промышленности. В 1929 году рассматривались вопросы о мобилизационных фондах как о дополнительном снабжении армии в период мобилизационного развертывания и о создании специальных резервов обороны. Было решено, что на период мобилизации армия должна обеспечиваться за счет неприкосновенных запасов, а в первые два месяца войны – за счет мобилизационных резервов. В 1932 году было принято Постановление об образовании мобилизационных резервов для нужд армии ветеринарного, вещевого, обозного, медицинского и санитарного имущества, а с 1934 года – запасов хлорной извести. Госплан СССР выделял специальные фонды на образование мобилизационных запасов. В 1937 году СНК СССР утвердил инструкцию Комитета резервов об освежении мобилизационных запасов. Предусматривалось освежение запасов без разрыва во времени, а готовых изделий – с разрывом во времени до трех месяцев. С 1939 года расширяется номенклатура материальных ценностей мобилизационного резерва: закладываются изделия и материалы для вооружения, авиационной, автотракторной и другой боевой техники, а также санитарно-хозяйственное, вещевое, обозное и медико-санитарное имущество. Были разработаны табели оснащения медицинским имуществом специальных формирований. Расходное медицинское имущество (лекарственные средства, перевязочные материалы и т.п.) для тыловых госпиталей было рассчитано на трехмесячную потребность, а сложное и дорогостоящее оборудование, используемое в медицинских учреждениях в мирное время, приписывалось в мобилизационный период к специальным формированиям. Своевременному накоплению мобилизационных резервов придавалось большое значение. Этот вопрос периодически рассматривали и наркоматы, и правительство страны. Особенно большое значение придавалось укомплектованию имуществом специальных формирований, подлежащих развертыванию в военное время, в том числе служб гражданской обороны.