Сочиняй, придумывай, рассказывай
(с. 104—105)
Час потехи (с. 106—107)
Большие и маленькие секреты
(с. 108—109)
Как общаются люди
(с. 116—117)
Умеет ли разговаривать природа?
(с. 122—123)
Задачи: пробудить в детях фантазию, стимулировать развитие воображения на основе приема оживления, одухотворения предметов природы; развить интерес к поэтическому слову, художественному творчеству; активизировать коммуникативно-речевые способности учащихся.
Учитель может начать тему по-разному: с рассказов о писателях — знатоках природы, таких, как В. Бианки, или с разговора о творчестве Г.-Х. Андерсена, который как бы оживлял окружающий его мир.
Начинающему учителю следует помнить, что, во-первых, основой образного слова является яркое представление о предмете, которое усиливается благодаря использованию в тексте эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности.
Во-вторых, поскольку ученые связывают возникновение образного слова с древними мифами, с фантастическим изображением в сознании людей реальной действительности, на уроках литературного чтения следует использовать прием оживления предметов окружающего мира и составления необычных волшебных историй о них.
Это легко сделать, так как у первоклассников еще сохраняется первоначальная образность, а привычка мыслить абстрактно, отвлеченно (необразно) еще не сложилась. Эти особенности детской психики дают возможность активно развивать у младших школьников литературно-художественные способности. Детей, воспринимающих внешний мир в виде живых образов, не только не удивляет, но и радует, что предметы, подобно человеку, говорят, ворчат, болтают, сердятся, бегают и т. д. Эту способность ребят надо всемерно поддерживать, развивать и через пластику движений, через олицетворение предметов привлекать их внимание к словесной изобразительности, которая создает художественный образ.
1. Урок можно начать с такой ситуации.
— Вы знаете, ребята, — обращается учитель к классу, — замечательного писателя Э. Успенского, автора повести-сказки про очень серьезного и самостоятельного малыша, который научился читать в четыре года и умел сам варить себе суп («Дядя Федор, пес и кот»). И был у него удивительный кот Матроскин. Кот жил у одного профессора, который язык зверей изучал. Он и научил кота разговаривать.
— Сейчас без языка нельзя, — говорит кот. — Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или коврик для ног.
— Ребята, — обращается Матроскин к классу, — а у вас дома есть кошки, собаки или птички? О чем они вам рассказывают?
Учащиеся пробуют составить небольшой рассказик о домашних животных: как они появились в доме хозяина, что им в нем нравится, кого они любят больше всего.
Желательно, чтобы дети вели рассказ от имени кошки или собаки, которая живет у них. «Меня зовут Барсик. Я живу в квартире у добрых хозяев...» или: «Однажды осенью, когда я лежал под скамейкой и прятался от дождя, ко мне подошел малыш, пожалел меня и сказал:
— Хочешь жить у меня? Я о тебе буду заботиться.
Я был так рад, что забыл поблагодарить малыша. Он взял меня на руки, а я лизнул его в холодный нос...»
2. В беседу с ребятами вступают Аня и Ваня, персонажи учебника:
— Слышал ли ты, как чирикают ранней весной воробьи? — спрашивает Аня.
— Конечно! Сразу становится весело, и настроение какое-то весеннее. Я знаю стихотворение В. Берестова, где прямо слышится веселое чириканье воробьев. Давай прочитаем его вместе и послушаем, о чем они говорят.
3. Оживление природы, разыгрывание сценок из жизни природы.
Перед чтением стихотворения И. Токмаковой «Разговор старой ивы с дождем» учитель предлагает детям преобразить себя, превратиться в дождь или иву и сочинить разговор (диалог) между ними:
— Налетел ветер, застлал тучами солнце. На землю брызнули капли дождя, на луг, на ели, на ромашки и на старую иву.
— Что-то там шепчет дождик?
— О чем говорят деревья?
Между ребятами распределяются роли дождя, ивы, елки, березки, каждый из детей создает свой образ (плачущей ивы, веселой березки, недовольной, сердитой елки), придумывает слова, отражающие настроение персонажа.
После диалогов учащиеся медленно прочитывают стихи И. Токмаковой, которая своим волшебным словом оживляет деревья.
4. Отгадывание загадок. Обучение чтению целыми словами.
Один урок отводится чтению сказок, загадок, потешек.
Волшебство (с. 126—127)
Задача: пробудить интерес к поэтическому слову, раскрыть его тайну; заглянуть в мастерскую к волшебникам слова — поэтам, писателям.
Можно привлечь персонажей из сказки Н. Носова — поэта Цветика, поэтессу Самоцветик, которые помогут детям раскрыть и узнать тайны волшебной страны Поэзии.
1. Самостоятельное чтение стихов В. Викторова.
2. Медленное чтение стихов А. Фета. Учащиеся делают рисунки. Чтобы сделать хорошую иллюстрацию, надо вчитаться в текст, за каждым словом увидеть и представить изображенный предмет, о котором говорит поэт.
Чтобы помочь ребенку создать образ по тексту (то есть развить у него воссоздающее воображение), нужно, во-первых, приучить детей искать в тексте детали этого образа, во-вторых, дать материальную опору этому образу, чтобы он стал устойчивым.
— Представьте себе вербу и поместите ее на экран.
Учитель обращает внимание детей на то, что писатели, поэты умеют наблюдать, видеть необычное там, где простой человек проходит мимо, не замечая ничего интересного.
3. Учащиеся рассматривают рисунок к стихам В. Жуковского (дремлющий малыш и колосок). Они сравнивают изображения колоска и дремлющего малыша, находят то общее в этих двух образах, что позволило поэту использовать выражение колосок дремлет.
— Почему поэт говорит о колоске как о живом, как о малыше? (Поэт любуется им, он даже ласково называет его колосок. Молодой колосок напоминает ему ребенка, который склонил головку во время сна. Благодаря такому сравнению поэту удается нарисовать очень яркую картину, которую читатель легко может себе представить.)
4. По желанию учителя можно провести такую игру, как «Самый внимательный читатель».
— Где наблюдал поэт эту картину? В какое время дня? Был ли в этот день ветер? Сильный или слабый? Расскажите, какую картину вы видите.
Доброе семя — добрый и всход (с. 132—142)
В разделе собраны произведения на морально-этическую тему, которые будут иметь положительное влияние на детей, если к чтению и беседе привлечь и родителей. Для этого учителю необходимо активно внедрять в каждый дом практику семейного чтения, которая существовала в XIX веке в каждой культурной семье. Немалое значение будет иметь и встреча с семьями детей, их родителями, которых приглашают в школу, на уроки, где они не просто сидят и слушают, а рассказывают о себе, своих увлечениях, профессиях, а потом и занимаются с детьми, помогая учителю.
В этом случае класс может быть разбит на несколько групп, каждую из которых ведет, обучает один из взрослых.
На собрании можно порекомендовать родителям почитать вместе с детьми дома тексты под заголовком «Чтение с продолжением» и произведения: «Мне грустно», «Все в порядке», «Отец и сыновья», «Крошка Енот» и др.
Чтению сказки «Крошка Енот» посвящается несколько уроков. Текст читают дети и учитель.
1 «Читалочка» — пособие для развития навыка чтения целыми словами. В нем имеется материал для закрепления всех букв алфавита и упражнений в правильном и выразительном чтении. Материал пособия используется во фронтальной и индивидуальной работе для чтецких разминок и речевых упражнений.
2 Литературная часть «Азбуки» включает тексты различного объема. Небольшие тексты читают дети, остальные — учитель или родители вместе с детьми.
Порядок чтения текстов может быть изменен по усмотрению учителя.
3 Эту работу следует рассматривать как введение, начало последующей работы с текстами подобного рода во 2 и 3 классах.
4 Учитель рассказывает так, как будто он сам подслушал разговор коротышек.
5 Если ученики оказались недостаточно подготовленными к такой работе, то следует сделать небольшой перерыв и прочитать с ними юмористический раздел учебника «Час потехи» или рассказы на морально-нравственную тему «Доброе семя — добрый и всход».