Смекни!
smekni.com

Пособие содержит методические рекомендации по обучению детей грамоте, по развитию речи, познавательных способностей, творческого воображения, интеллекта, памяти учащихся. От (стр. 5 из 27)

3. Жест, его значение.

— Что означает поднятая вверх рука мамы, детей («до свидания», «прощайте», «мы идем в школу»)?

Обобщение: жест — поднятая рука в различных ситуациях общения может иметь разные значения, в зависимости от ситуации и цели общения.

4. Самостоятельные наблюдения и выводы о многозначности жеста на основе иллюстративной ситуации «На уроке».

Беседа по иллюстрации дополнит представление детей о жесте и его многозначности (прижатый к губам палец означает «надо сидеть тихо», поднятая рука ученика — «хочу ответить» и т. д.).

5. Обобщение. Учащиеся рассказывают все, что они узнали о жестах, затем учитель отмечает:

— Жесты, сопровождающие речь человека, дополняют ее, делая более выразительной; они передают настроение человека и тогда, когда он молчит. В этом случае жесты, мимика помогают читать мысли и определять настроение людей.

Роль жестов в общении анализируется с помощью картинок: мама машет («до свидания») уезжающему сыну, так как услышать ее слова на расстоянии он не сможет; зрители хлопают в ладоши балерине, вместо того чтобы выражать свое одобрение криком; малыш показывает на пальцах, что ему два года, так как считать он пока не умеет; рыбак показывает размер выловленной им рыбы, чтобы ее можно было представить. Таким образом, учащиеся подводятся к выводу, что жесты дополняют слова и нередко даже заменяют их. В результате закрепляются понятия «жест» и «значение жеста».

6. Дополнительный материал.

Знакомство с фразеологизмами (устойчивые обороты речи, используемые в общении) проводится на основе анализа поведения на уроке героев телепередачи «Спокойной ночи, малыши!».

Значение фразеологических выражений «навострил уши», «клюет носом», «прячется в кусты» представлено в наглядно-образной форме. Разъясняется смысл этих выражений в применении к людям: «навострил уши» — внимательно слушает, «клюет носом» — дремлет, «прячется в кусты» — уходит от ответа.

7. «Чтение» загадок по рисунку.

Хрюша, выполняющий роль учителя, загадывает загадку: «Хвост крючком, нос пятачком». Многозначность слова пятачок проиллюстрирована через сравнение носа поросенка с пятикопеечной монетой. В азбуке наглядно показано, как осуществляется перенос значения по форме с одного предмета на другой: «Почему же нос поросенка назван пятачком?» (Он напоминает по форме пятикопеечную монету.)

Отгадывание второй загадки: «Посреди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади метла».

— Сравните предмет загадки и предмет отгадки. Что общего и различного?

«Страшный зверь». Слова и жесты в общении

(с. 14—15)

Культура общения

Задачи: а) закрепить представление о жесте и его значении, уместности использования жестов; б) культура общения: внимание к собеседнику; использование формул речевого этикета.

I. 1. Устные рассказы по серии картинок «Страшный зверь» (из «Забавных историй» В. Сутеева). Учащиеся сопоставляют порядок кадров и последовательность событий. Они обращают внимание на испуганный вид детей. Школьникам дается задание представить, как малыши показали охотнику страшного зверя, и передать это с помощью мимики, жестов и слов.

Слова, обозначающие действия и состояние героев: идут, бегут, несутся, удирают; боятся, пугаются, опасаются, тревожатся, беспокоятся; робеть, дрожать, трусить.

Выбор слов, точно описывающих состояние героев.

2. Уместность использования жестов в речевом общении.

— Припомните и расскажите случаи, где наряду со словом можно было бы использовать жест.

3. Придумывание юмористических историй на тему «Ктототам в булочной». (Жест героя может обозначать величину торта, каравая.)

4. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

Одни школьники создают выразительные пластические образы с помощью характерных движений, поз и выразительных жестов, а другие — угадывают, что они означают.

5. Разыгрывание коммуникативно-речевой ситуации «Внимание к собеседнику».

Текст читает учитель или подготовленный ребенок.

Учащиеся, распределив роли между собой, выстраивают диалог героев.

— Всегда ли вы внимательны друг к другу?

Обсуждаются случаи, когда доброе, внимательное отношение к человеку помогло ему.

II. Письмо. «Чей домик?» (с. 14—17). Страницы прописи используются учителем по собственному выбору.

1. Устный рассказ «Чей домик?» сопровождается обведением предметов и их штриховкой. Дорисовывание домика: обведение крыши, штриховка, раскрашивание занавесок со словесным проговариванием (линии вертикальные, горизонтальные, с наклоном влево и вправо).

2. Введение понятия «рабочая строка», значение стрелки (направление движения руки), обозначение точкой начала письма прямых и наклонных палочек.

3. Упражнения в двух типах классификации: а) логической — «Лото»; б) ассоциативной — «Правильно — неправильно», «Найди пару».

4. Самостоятельные упражнения на основе простейших заданий.

В мире природы. Понимаешь ли ты язык животных?

(с. 16—19)

Задачи: а) развитие наблюдательности детей, умений читать и понимать поведение животных, их намерения по характерным движениям, позам; б) формирование речевого умения словесно описывать животных, их поведение, действия; в) общение с животными — устные рассказы.

I. 1. Чтение. Учащиеся вспоминают содержание песни «Жили у бабуси два веселых гуся» и исполняют ее, изображая поведение гусей: вытягивают шеи, прячутся в канавке, кланяются бабусе.

2. Разговор переходит на естественное поведение птиц в природе.

— Вам наверняка приходилось видеть, как гуси вытягивают шеи или наклоняют головы, покачивая ими. В песенке этим движениям давалось шутливое объяснение. А что они означают на самом деле?

Расшифровка движений гуся: поднятие головы вверх — выражение тревоги, голова спрятана под крыло — нерешительность и т. д.

Лексическая работа: отбор слов, обозначающих настроение гуся, его особенности (тревожится, волнуется, беспокоится; храбрый — трусливый, боязливый).

3. Рассказ по рисунку «Мальчики и собака».

— Почему лает собака? Как это узнать? (Чем обеспокоена собака, можно определить только из ситуации. Ее лай может выражать радость при появлении хозяина, несущего ей косточки, но может означать и угрозу для ребят.)

4. Составление рассказа и рисование по произведению К. Ушинского «Еж и заяц». Дети изображают (движением и на рисунке) защитную позу ежика (свернулся в клубочек). Рисунок должен быть очень простым (колючий шарик).

5. По серии рисунков «Тигр и зайцы» составляется устный рассказ. Предварительно анализируются поза и движения тигра, определяются его намерения: высматривает добычу, готовится к прыжку, прыгает... 2

Обучение рассказыванию в паре: дети делятся на слушателей и рассказчиков, затем они меняются ролями.

6. Игры-загадки: «Угадай, что это», «На что это похоже?». Цель — узнать животных или предметы по их описанию с помощью жестов, движений, пластических образов. Дети убеждаются, что с помощью действий и жестов можно изобразить любой предмет, ситуацию или какое-либо животное, показать, как оно двигается, ведет себя во время опасности (заяц, волк, черепаха, ворона). Учитель может пояснить, что пластические образы — это своеобразный язык искусства танца, балета.

7. «На уроке у кота Леопольда» — устные рассказы по серии рисунков.

— Как вы догадались о том, что произошло на уроке? Что вам помогло? (Помогло умение читать жесты, позы, мимику героев и понимать их значение.)

Учитель может пояснить, что испуг мышонка представлен как немая сцена — он выражен не словами, а внешним видом: поднялся хвост, встала дыбом шерстка, вытянулась мордочка. Внешний вид кота Леопольда выражает недоумение, непонимание того, что случилось.

— Чем же напугала красивая бабочка маленького мышонка? (В процессе обсуждения дети убеждаются, что в общении мимика 3 имеет большое значение.)

Перед составлением устных рассказов учитель обращает внимание детей на последовательность изложения своих мыслей в рассказе.

— Художник рассказал историю про кота и мышей с помощью рисунков. Чтобы не сбиться с мысли, свой рассказ он разбил на три части: начало, середина, конец. Запомните эти слова-подсказки (начало, середина, конец): они помогут не потерять мысль в своем устном рассказе.

8. Классификация слов: по каким признакам можно объединить слова жук, стрекоза, ...?

II. Письмо. «Длиннее — короче», «Целое и часть», «Компьютер-помощник», «Часть и целое», «Составь целое из частей» (с. 18—23).

1. Проведение параллельных линий, штриховка. Усвоение понятий «рядом», «длиннее», «короче», «больше», «меньше».

2. Самостоятельная работа.

3. Устные рассказы по рисункам: «В походе», «Кто съел кусок сыра» и др.

4. Предметная классификация (деревья, ягоды...), ассоциативная классификация (елка — колючая, ягода — сладкая...).

5. Введение понятия «бордюр» (полоска, которая обрамляет что-то).

Мы пришли в театр. Мимика и ее роль в общении

(с. 20—21)

Задачи: а) развивать умение читать (понимать значение) выражение лица героев сказок; б) формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией.

I. 1. Приглашение детей в театр. Учащиеся рассказывают, над чем они смеются в театре, над чем плачут.

— А вы замечали, как настроения и чувства людей отражаются на их лицах? Как это передано в масках? (Можно дополнить, что маски являются символом театра.) Все актеры владеют искусством передавать душевное состояние с помощью движений мышц лица — мимикой. Мимикой обладает и каждый из вас.

2. Просмотр спектакля «Золушка».

— Когда вам грустно? Когда радостно? (Используется подбор масок к каждой сценке, т. е. дети графически обозначают свое общее эмоциональное состояние с помощью той или иной маски: грустно, весело.) Посмотрите на выражение лиц детей, которые оказались на одном из спектаклей.