14.Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. – Томск. 1996.
15.Христоматия по истории Древнего Востока. В 2-х ч. – М., 1984.
Тема 4. Язычество Древних славян.
План:
1.Становление славянской религии.
2.Мировозрение древних славян.
3.Славянский языческий пантеон.
4.Особенности культа и обряды древних славян.
1.Выделите особенности этногенеза славян. Какие проблемы реконструкции религии древних славян существуют?
2.Определите основные стадии эволюции язычества.
3.В чём особенности мировоззрения древних славян? Приведите примеры анимистических верований и культов.
4.Из каких божеств складывался пантеон древних славян? Какие боги были заимствованы у соседних народов?
5.Опишите основные культы славян: культ воды, деревьев, злых сил, предков. В чём особенности погребального культа?
6.По каким принципам был построен языческий праздничный календарь? Какие праздники сохранились и сейчас?
7.Выделите составные части языческого ритуала. Какую роль в его осуществлении играли волхвы?
8. Какие пережитки языческих обрядов и верований в сознании людей и в быту Вам известны? Приведите примеры.
Темы рефератов и сообщений:
1.Представления и понятия древнеславянской религии.
2.Мифология древних славян.
3.Культовые сооружения и жертвоприношения славян-язычников.
4Демонология древних славян.
5.Культ предков у восточных славян.
6.Практика гаданий в религиозной жизни славян.
7. Праздники древних славян.
8.Историческая судьба язычества на Руси.
Литература:
1.Боровский Я.Е. Мифологический мир древних киевлян. – К.,1982.
2.Волошина Т.А.Астахов С.Р. Языческая мифология славян.- Ростов-н/Д.,1996.
3.Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции.-М., 1997.
4.Журавлёв А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян.- М., 1994.
5.Забелин М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – переизд. –М., 1992.
6.«Велесова книга» родилась в Старой Ладоге. //Наука и религия.-2006.-№ 6.
7.По «Велесовой книге».// Наука и религия.-2006.-№7.
8. Попович М.В. Мировоззрение Древних славян.- К., 1985.
9.Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. – М., 2000.
10.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.
11.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1988.
12.Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность .- СПб., 1993.
13.Фламицин А.С. Божества древних славян. – М., 1984.
14..Свирин К.М. Конструкция языческих святилищ Восточной Европы VI-XIII вв.(к постановке проблемы).//Вестник Московского университета. Серия 8. История.- 2007-.№1.
15.Цветочный зодиак древних славян. // Наука и религия.-2005-.№№3-7.
16.Петухов Ю.Д. Русские боги Олимпа // История. – 1997. – №1.
17.Рыбаков Б. А. Русь дохристианская // Наука и жизнь. 1986-.№12
18.Рыбаков Б. А. Язычество и Древняя Русь // Наука и жизнь–1988. –№5
19.Мельников Г. Небесные заступники // Родина. – 2006. - № 4.
Тема 5. Религии Юго-Восточной Азии.
План:
1.Религии Индии.
2.Религиозные верования Китая – конфуцианство и даосизм.
3.Синтоизм.
1.Выделите основные этапы эволюции индуизма. В чём особенности ведической религии?
2.В период брахманизма вырабатывались важнейшие понятия и мировоззренческие концепции индуизма. Охарактеризуйте наиболее значимые.
3.Выделите характерные черты триады высших богов индуизма – Брахмы, Шивы, Вишну. Сравните культ этих богов.
4.Охарактеризуйте индуистское священное писание.
5.К особенностям индуизма относится тесная связь с традиционной социальной структурой индийского общества – его делением на варны и касты. В чём выражается эта взаимосвязь?
6.Вероучение индуизма в концентрированном виде воплощено в понятии дхармы. В чём внутренняя сущность и морально-этический компонент индуисткой дхармы?
7.Выделите характерные особенности индуисткой обрядности.
8.Китай соседствует с Индией, но можно отметить существенную разницу во взглядах, религиозных представлениях. Сравните их.
9.В чём особенности представлений древних китайцев о божественности Неба?
10.Термин «Дао» очень неоднозначен. Какие трактовки этого понятия Вам известны?
11. Основным принципом Лао-цзы выступает недеяние. Как Вы его понимаете?
12.Как Вы понимаете изречение Лао-цзы: «Когда будут устранены мудрствование и учёность, народ будет счастливее во сто крат; когда будут устранены человеколюбие и «справедливость», народ возвратится к сыновней почтительности и отцовской любви; когда будут уничтожены хитрость и нажива, исчезнут воры и разбойники. Все эти три вещи от недостатка знаний. Поэтому нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшить личные желания и освободиться от страстей.
13.Нравственный образец для Конфуция – благородный муж. Выделите его основные характерные черты.
14.Какие функции, по мнению Конфуция, должно выполнять идеальное государство? В чём сущность правильного управления государством?
15.Большое значение в религии Китая играло следование правилам и церемониям. Какие цели ритуала выделяет Конфуций?
16.Прокомментируйте изречения Конфуция: «Не печалься о том, что люди тебя не знают, а печалься о том, что ты не знаешь людей». «В дела другого не входи, когда не ты на его месте». «Слушаю слова людей и смотрю на их действия».
17.Сравните конфуцианство и даосизм. Выделите общее и особенное.
18. Можно провести параллель между синтоизмом и даосизмом. Обе религии основаны на единении с природой и ориентации на первозданную простоту. Но в чём их принципиальное различие?
19.Охарактеризуйте процесс формирования синто.
20.Раскройте сущность термина «рёбусито» - «путь буддизма и синто». Как проходил процесс соединения двух религий.
21.Дайте характеристику культовой практике синтоизма. Какие культовые сооружения Вам известны?
.
Темы сообщений и рефератов.
1.Религия Вед.
2.Брахманизм.
3.Джайнизм.
4.Эпосы Древней Индии.
5.Секты в индуизме.
6.Диалектика ян и инь в даосизме.
7.Понятие бессмертия в даосизме.
8.Ритуал в конфуцианстве.
9. «Книга перемен».
10.Культ императора в синтоизме.
Литература:
1. Баранов И. Верования и обычаи китайцев.- М.,1999.
2. Берзин Э. Конфуцианство // Наука и жизнь.- 1994.- №5.
3. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.,1976.
4. Вонг Е. Даосизм: Пер. с англ. – М.,2001.
5. Гусева Н.Р. Индуизм. // Наука и жизнь. – 1994. - №7.
6. Глушкова И. Витхоба – единственный и неповторимый (О поклонении божеству в индуизме) // Наука и религия. – 1994.- №5.
7. История и культура Древней Индии: тексты. – М., 1989
8. Ключников Ю. Христос в Ашраме Бабы Сингха // Наука и религия. – 2006.- №3..
9. Конфуций. Беседы и суждения Конфуция. / Под ред. Р.В.Грищенкова. Спб.,2001.
10. Мещеряков А.И. Древняя Япония: буддизм и синтоизм. – М., 1987.
11. Рыбаков Р.Б. Индуизм: Космическая Драхма// Наука и религия. – 1997. - №6-7.
12. Ригведа. Избранные гимны. М., 1972.
13. Религия Китая: Хрестоматия. – СПб.2001.
14. Сахаджа Йога (учение Шри Матаджи) // Наука и религия. – 2005.- №№2,6,10.
15. Светлов Г.Е. Путь богов (синто в истории Японии). М., 1985.
16. Трубецкой И.С. Религии Индии и христианство // Вестник Моск. Ун-та. Сер.9.Философия. – 1991.- №2.
Тема 6. Буддизм.
План.
1.Возникновение и распространение буддизма.
2.Вероучение и культ.
3.Основные направления и национальные формы буддизма.
1.Религиозная система буддизма основывается на жизни и учении Будды. Что Вы знаете о его жизни и деятельности?
2.Буддизм формируется на основе брахманизма. Какие элементы вероучения и культа были заимствованы у индуизма?
3.Каковы особенности распространения буддизма?
4.Дайте характеристику основному каноническому сборнику буддизма – «Типитака».
5.Основу учения буддизма составляют «четыре великие истины». Что они провозглашают?
6.К освобождению от страданий ведёт восьмеричный путь. Выделите основные положения этого пути.
7.Дайте характеристику этического учения буддизма.
8.В буддизме впервые в истории религии зародился институт монашества. Какие особенности буддийского монашества Вам известны?
9.Основные направления в буддизме: «узкий» путь освобождения – хинаяна и «широкий» - махаяна. Сравните эти направления.
10.В VII- XV вв. в результате синтеза махаяны, тантризма и более ранних верований коренного населения Тибета сформировался ламаизм. Выделите его особенности.
11.Самый известный буддистский сборник изречений «Дхаммапада». Прокомментируйте некоторые из них: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве»; «Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу»; «Нет огня большего чем страсть; нет беды большей, чем ненависть; нет несчастья большего чем тело; нет счастья равного спокойствию».
12.Выделите главные особенности буддистского культа.
13. Охарактеризуйте основные национальные формы буддизма.
Темы сообщений и рефератов.
1.Личность Будды.
2.Понятие нирваны в буддизме.
3.Этика буддизма.
4.Буддийское монашество.
5.Символика тибетского буддизма.
6.Дзен-буддизм.
7.Чань-буддизм.
8.Буддизм в России.
9.Буддизм в Шри-Ланке.
10.Буддизм в ХХ веке.
Литература
1. Алмазная Сутра (Буддийский канон IV в. н. э.) // Наука и религия. – 1991. – № 8–12.
2. Агаджанян А. С. Буддизм в Японии. – М., 1993.
3. Бакаева Э. Свет буддизма над Поволжьем (О возрождении буддизма в Калмыкии) // Наука и религия. – 1993. – № 6.
4. Бараев В. В. Буддизм в России // Россия и современный мир. – 1995. – № 2.
5. Берзин А. Тибетский буддизм: история и перспектива развития. – М., 1992.
6. Будда / Сост. и автор предисловия В. И. Корнев. – М.: Моск. гос. пед. ун-т. – 1999.
7. Буддизм: история и культура: Сб. ст. / Отв. ред. В. В. Вертоградова. – М., 1989.
8. Великий Арья Шура (Мир буддизма) // Наука и религия. – 2002. – № 2.
9. Волынская Л. Тибетская “книга мертвых” – идеал живых? (О книге наставлений и молитв тибетского буддизма VIII в.) // Наука и религия. – 1994. – № 5.