Смекни!
smekni.com

Актуальность программы, цели и задачи структура программы курса Компетенции обучающихся, как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения программы Календарный учебный график программы обучен (стр. 6 из 11)

9. Оказывается слово каша в этом выражении употреблено в значении «свадьба, свадебный пир». Иногда в эти свадебные каши втягивались целые города. Летопись, например, рассказывает о необычной свадьбе Дмитрия Донского. В те времена было принято заваривать свадебную кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской не пожелал ехать к нижегородскому князю – отцу невесты, а князь, в свою очередь, не захотел устраивать свадьбу в Москве, откуда был родом шестнадцатилетний жених. Выход был найден – кашу заварили между двумя городами – в Коломне.

10. Буквально оно обозначает «с голубиный клюв». Ясно, что у голубя «нос» небольшого размера. Слово гулькин, таким образом, является притяжательным прилагательным от существительного гулька, которое образовано от слова гуля – «голубь». Само же существительное гуля возникло на основе звукоподражательного подзывания гуль-гуль.

11. История их происхождения такова. «Красной мыслью проходит эта мысль через все произведение», - говорим мы, имея в виду главную идею, пронизывающую сочинение. Выражение это пришло из Англии после того, как в 1776 году во все канаты английского флота стали вплетать красную нить. Красной строкой называют начальную строку с отступом, на ней первую букву в старину обычно рисовали красной краской.

12. В слове навет нет приставки на; к тому же все остальные слова образованы от глаголов бессуффиксным способом

13. предусмотрительный ← предусмотреть ← усмотреть ← смотреть

возобновление ← возобновить← обновить ←новый

14. Слова являются этимологически родственными. На это родство указывают фонетическое и смысловое сходства.

Дергать – образовано с помощью суффикса –ати от основы дьрг-. которая является образованием от корня, выступающего также в драть. Дорога образовано с помощью суффикса –г (а) от той же основы. что и дор – расчищенное место, дьрати – «драть». Деревня – изначально «место, очищенное от леса, земли, пашни». Опосредованно связано с драть.

7.3.1. Разбор олимпиадных заданий и алгоритм их решения

по литературе

Для примера разберем демоверсию Северо-Восточной олимпиады школьников. Состоит она из трех заданий, первое носит больше историко-литературный характер, второе задание предполагает работу с поэтическим произведением, третье задание проверяет умение и навыки работы с прозаическим текстом.

Задание 1. Задания с выбором нескольких ответов (6 заданий по 5 баллов)

1. Комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад» насыщена образами-символами. Определите, какие из перечисленных символов НЕ встречаются в данной пьесе.

1) вишнёвый сад

2) звук лопнувшей струны

3) стук топора

4) стук часов

5) крик чайки

2. Укажите всех героев одного автора:

1) Башмачкин

2) Мармеладов

3) Штольц

4) Чичиков

5) Тузенбах

3. Отметьте все правильные утверждения

1) А.С. Пушкин мог встретиться с И.А. Гончаровым

2) В.В.Маяковский мог прочитать «Тихий Дон» М. Шолохова

3) Николай Второй мог быть личным цензором А.С. Пушкина

4) Н.В. Гоголь мог читать произведения Ф.М. Достоевского

5) Н.А. Некрасов мог высказать свое мнение по поводу рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

4. В каких из перечисленных мест не происходит действие романа М.А. Булгакова «Мастер а Маргарита»?

1) Ялта

2) Петроград

3) Москва

4) Киев

5) Ершалаим

5. Выберите из списка героев тех, у кого нет ни братьев, ни сестер:

1) Родион Раскольников

2) Аркадий Кирсанов

3) Илья Обломов

4) Андрей Болконский

5) Евгений Онегин

6. В истории литературы есть немало прозаических произведений разных авторов, названия которых состоят из двух слов, соединенных союзом «И». Отметьте, в творчестве каких авторов есть такие произведения, изучаемые по школьной программе:

1) А.С. Пушкин

2) Л.Н.Толстой

3) И.С. Тургенев

4) Б.Н. Пастернак

5) М.А. Шолохов

Как видно, решение такого рода заданий предполагает знание текстового материала, и большой трудности не представляет, поэтому специально и подробно на разборе данного задания останавливаться не стоит. Единственное на что необходимо обратить внимание, это правильно разобрать формулировку каждого тестового вопроса.

Задание 2. Дайте сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений, найдите тождество или различие авторского замысла.

Пророк М.Ю.Лермонтов С тех пор, как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья, -
В меня все ближние мои
Бросали бешенно каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи.

Завет Предвечнаго храня,
Мне тварь покорна там земная,
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда ж чрез шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите, вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами;
Глупец - хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него,
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"
Пророк А.С.Пушкин Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрой змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и вождь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей". 1826

Это задание носит больше практический (аналитический) характер и требует от ребенка знаний и умений литературоведческого и лингвистического анализа.

Тема Содержание (алгоритм анализа) Комментарий Часы
Сравнительно-сопоставительный анализ художественного произведения. 1.Сравнить по очереди каждое стихотворение. Выявить главную мысль (проблему). 2.Сопоставить способы выражения идеи произведения в обоих стихотворениях. 3.Составить таблицу тождества и различия элементов стихотворений, начиная с заглавия и заканчивая анализом строфики. Необходимо обратить внимание ребенка, что общность названия предполагает два пути для анализа произведения: либо имеется общность замысла, либо общность заглавия предполагает смысловую полемику. Также следует сделать акцент, что стихотворение М.Ю.Лермонтова написано позже пушкинского, в год своей смерти. 1
Логическая модель лирического произведения. 1.Проанализировать каждое стихотворение с точки зрения преобладания в тексте собственно лирического начала, т.е. эмоционально окрашенных размышлений и переживаний, либо на преобладание в текстах предметной изобразительности или повествовательности. 2.Выявить совокупность мотивов, послуживших источником (поводом), объектом лирического переживания. 3.Сравнить художественные образы, положенные в основу образной системы стихотворений. 4.Выделить средства создания образа-переживания. В данном случае необходимо обращение к первоисточнику, т.е. к библейскому мифу. Также следует проследить трансформацию этого сюжета в обоих стихотворениях. Можно для облегчения задачи составить схему либо логическую цепочку, в которой указать звенья первоначального смыслового истолкования и те, что имеются в смысловом выражении стихотворений Пушкина и Лермонтова. 1
Лексико-семантический анализ произведения 1.Прежде всего, начать стоит с разбора лексических средств, т.е. произвести анализ художественно-изобразительного начала в стихотворениях. 2. Попытаться через анализ лексического материала выйти на главную мысль текста. 3.Обязательно обратить внимание на поэтический синтаксис, т.к. смысловая динамика часто зависит от синтаксических средств. 4.Выявить роль включения прямой речи в стихотворении Лермонтова. Особое внимание обратить на наличие в текстах архаизмов. Выявить их частотность и попытаться объяснить их присутствие в тексте произведения. И далее следует сделать акцент на том, что у Лермонтова в более позднем стихотворении пророк живет в кругу людей, он с ними общается, вступает в коммуникативные отношения (о чем говорит включение прямой речи). 1
Пространственно-временная модель поэтического текста 1.Для данных стихотворений большое значение имеет время и пространство, поэтому необходимо определить степень хронотопических связей. 2.И в одном, и в другом стихотворениях присутствует образ пустыни. Причем не как местность, не изменяющаяся во времени, а как место, где пророк производит какое-то действие. 3.И время, и пространство имеют определенные признаки, характерные для каждого стихотворения. Выявление этих признаков поможет выйти на главное смысловое поле и обозначить различие и тождество в авторском замысле. Следует обратить внимание на хронологическое время, т.е. на время, которое прошло после события в стихотворении Пушкина (явление Серафима) и которое продолжается в стихотворении Лермонтова 1

Задание 3. Анализ и интерпретация рассказа А.П. Чехова «В пансионе». При выполнении задания раскройте следующие вопросы: своеобразие проблематики; приемы создания комического эффекта; роль диалога, на котором построено все сюжетное действие рассказа.