Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют деформированные потребности личности. Всякие потребности независимо от их нравственной окраски отражают зависимость человека от окружающих условий, его нужду в чем-либо необходимом. Они могут проявляться не только в состоянии, когда человеку не хватает чего-либо, но и в стремлении избавиться от всего того, что ему мешает. Осознанные субъектом потребности принимают форму желаний, которые при достаточно сильном волевом начале перерастают в стремления[57].
Нужда, потребность, удовлетворение образуют цикл функционирования субъекта. Нужда представляет собой противоречие между необходимым и фактическим состоянием "тела" субъекта, отражающееся в виде эмоций, чувств, суждений недовольства ("Я голоден", "Я бесправен" и др.). Удовлетворение - это единство необходимого и фактического состояния "тела" субъекта, отражающееся в эмоциях, чувствах, суждениях удовлетворения ("Я сыт", "Я полноправен" и др.) [58].
Потребность представляет собой побуждаемое нуждой стремление к удовлетворению, представляющее мощный сознательно-психологический механизм регуляции человеческой деятельности. Это не деятельность, а именно механизм регуляции деятельности, в которой потребность реализуется.
Потребность может включать в себя:
1) представление, то есть, цель о благе, необходимом для удовлетворения;
2) совокупность интересов-целей, которые выступают средствами реализации потребности-цели;
3) программу оценочно-познавательных действий предметов среды для выбора среди них нужного блага;
4) программу потребительских действий и операций, превращающих предмет потребления в предмет удовлетворения[59].
Продолжая градацию потребностей людей, следует отметить, что их также можно разделить на витальные (в продолжении рода, в сне, в пище и др.), материальные (в одежде, в жилье и др.), социальные (в безопасности, в уважении, в самоутверждении и др.), духовные (в добре, в справедливости, в красоте и др.).
Бесспорно, источником преступного поведения может быть далеко не всякая потребность. В большинстве случаев источником мотивации преступного поведения являются потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждении) и, сексуальные потребности. При этом, нельзя однозначно утверждать, что для законопослушных граждан данные потребности являются менее значимыми, чем для преступника. Существенная разница заключается в деформации потребностей преступника, состоящая в негармонично развитых духовных и материальных потребностях, потребностях в самоутверждении, но исключительно противозаконными способами. Это гипертрофированные (завышенные) потребности, удовлетворения которых для всех граждан общество пока не обеспечивает, извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики и т.п.), неадекватные потребности социального характера (самоутверждение, сохранение престижа), ведущие к агрессивности и насилию над людьми[60].
В случае блокирования личностно значимой потребности у субъекта может появиться состояние психической напряженности (фрустрации), стремление добиться удовлетворения этой потребности неправомерным путем. Конфликт личности с окружающими людьми, препятствующими удовлетворению данной потребности, может привести к противоправным действиям, послужить основой совершения того или иного преступления.
Еще одной категорией причин появления того или иного мотива является интерес. В самом общем виде интерес можно определить как сосредоточенность человека на определенном объекте в силу его личностной значимости, привлекательности для него. Устойчивый, глубокий интерес к чему-либо побуждает индивида к определенной общественно полезной либо, напротив, противоправной деятельности[61].
В зависимости от индивидуального стремления субъекта к предметам, являющимися для него благами, представляется возможным особо выделить интересы материальные (пища, одежда, жилье и др.), экономические (деньги, драгоценности, акции и др.), политические (власть, статус, служебное положение и др.), религиозные (Бог, вера и др.), моральные (добро, долг, честь, справедливость и др.), эстетические (красота, комическое, трагическое и др.).
Если потребности бывают нормальными или извращенными, при этом удовлетворение последних приводит к конфликту личности и общества, то интересы сами по себе выступают причиной конфликта. Это могут быть противоречия между интересами людей и нормами поведения в обществе. Например, норма требует заботы о других, а экономический интерес толкает к наживе. Или противоречия между одинаковыми интересами разных субъектов, направленными на один и тот же предмет (власть, территорию и др.) [62].
Перед тем, как интересы и потребности перерастают в мотив преступления, личность преодолевает еще один внутренний барьер - ценностные ориентации. Ценности являются одним из центральных личностных образований и выражают субъективное отношение человека к социальной действительности, определяют содержательную сторону его направленности, составляют основу субъективного отношения к другим людям, к самому себе, основу мотивации жизненной активности, оказывают существенное влияние на все стороны деятельности субъекта, определяют восприятие индивидом социальной ситуации.
Ценностные ориентации стимулируют сложившиеся мотивы поведения, укрепляя социальную или антисоциальную линию поведения. В иных случаях они блокируют образование антиобщественного мотива поведения и тормозят антисоциальные потребности. Ценностные ориентации могут стать и самостоятельным мотивом поведения, например, по нравственным или идеологическим причинам.
Ценностные ориентации преступников деформированы в сторону гипертрофированного индивидуализма, стремления к личной корыстной выгоде или авторитарному подавлению окружающих. У них устойчива привычка действовать под влиянием именно сиюминутного побуждения, не задумываясь о праве и возможном наказании[63].
При анализе антисоциального поведения личности часто используется такое понятие, как антиобщественная установка. Существует иерархически выстроенная природа установок как механизмов, определяющих направленность и устойчивость деятельности личности. Чаще используется понятие смысловая установка, представляющая собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности, стабилизирует процесс деятельности в целом, придает деятельности устойчивый характер.
Установка относится к тем неосознаваемым внутренним регуляторам поведения, которые могут благодаря также неосознаваемым механизмам социализации (внушение, заражение, идентификация) формироваться в раннем детстве и проявлять себя в поведении взрослого человека. Установка дает представление о формировании системы внутренней регуляции, прежде всего, на ранних стадиях развития личности, что чрезвычайно важно для объяснения генезиса преступного поведения.
Таким образом, в процессе формирования асоциальных установок за счет многократных повторений происходит, во-первых, трансформация потребностей, на месте прежних формируются извращенные потребности, во-вторых, асоциальное действие закрепляется до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированной установки.
Особую роль в формировании генезиса преступного поведения играет мировоззренческая позиция, без которой невозможна правильная ориентация в "нормативной среде", как и в социальной среде в целом.
Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих, если так можно выразиться, его моральный, идейно-нравственный облик. Структуру мировоззренческой основы личности составляют ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические взгляды. При этом мировоззрение не просто как система взглядов на жизнь, на свое место в обществе, на происходящие события, но и осмысление своей системы ценностей[64]. Мировоззренческая позиция, как и система ценностей усваивается человеком в различных социальных группах и во многом зависит от адаптированности личности к образу жизни, привычкам и требованиям этих групп. Искаженное миропонимание, которое существенно расходится с мировоззрением и моралью общества, ведет к образованию у человека потенциальных причин, под влиянием которых субъект избирает неправомерный способ удовлетворения своих потребностей[65].
Мировоззрение человека проявляется через его убеждения. Убеждение выступает в двух значениях: во-первых, как синоним уверенности в истинности конкретного факта как существенный компонент мировоззрения; и, во-вторых, как наивысший уровень направленности в структуру которого входит не только мировоззрение, но и воля к борьбе за него. В этом случае убеждение - высший итог идеологического воспитания личности[66].
В зависимости от потребностей, интересов, сформированных установок и системы мировоззрения (взглядов, идеалов, убеждений) можно выделить шесть основных типов направленности личности.
1. Интернализаторско-конформистская направленность доминирует у законопослушных граждан, а точнее правоисполнительных. Основой регуляции их поведения, а также выбора средств достижения личностных целей является личностная и социально-полезная (общественная) направленность. Их поведение соответствует системе их личностных ценностей, а единственной устрашающей санкцией становится чувство вины (совесть).