Смекни!
smekni.com

Глобальными и региональными процессами социального и экономического разв ития прогнозно-аналитический центр год семьи, Год молодёжи… Год учителя: опять чиновничье пустословие? (стр. 28 из 43)

Последнее является прямым свидетельством о том, что высшая “элита” не собирается отказываться от толпо-“элитарного” порядка в России[222]: она его лелеет и защищает несмотря ни на что[223]. Именно в этом основная первопричина всех слабых мест российских высших властей: наши противники хорошо это понимают и употребляют российский великодержавный национал-“элитаризм” высших властей в своих целях — в целях разрушения России как самобытной цивилизации. Чиновничья братия только поддерживает такой порядок реформ системы образования России, поскольку в её кормушку в результате этого потекут огромные доходы[224].

Видно по всему, что высшим “элитам”, не компетентным во многих вопросах управления государством, не нужны грамотные оппоненты, которые всегда порождала сфера самого мощного в мире университетского образования России-СССР. Вот что по этому вопросу пишет автор статьи «Болонские тайны»[225], Елена Галкина (выделено нами):

«Недавно случайно была свидетелем одного разговора. Российская кореянка средних лет рассказывала о поездке в Южную Корею. Один кореец, хорошо представляющий себе Россию (бизнес), ей сказал: проблема России — в системе образования. Люди, говорит, слишком у вас самостоятельные — из-за широты и системности школьного образования. То одно попробуют, то другое, то третье. И мнение своё везде имеют. А в Корее человека научат в совершенстве одной операции — он её и долбит всю жизнь, и текучки кадров не будет, поскольку ничего другого этот работник не умеет[226].

Ни один адекватный гражданин не пожелает своей стране будущего на задворках мировой цивилизации. Но, как можно было убедиться, неверно видеть в российских образовательных инициативах "руку Европы", уничтожающей конкурентов. Хотя бы потому, что они направлены не на унификацию образования в целом, а на уничтожение доступного массового высшего образования.

Социально-исторический закон[227] гласит, что первая задача новой элиты общества, каким бы ни был социальный строй, — самосохранение и передача власти внутри страты. Тем более это верно для общества "капитализма", победившего "социализм" в эпоху информационных технологий.

Современная элита практически не нуждается в реальной легитимизации обществом, ибо верует во всесильность манипуляций с "электоратом". Опасность для себя она видит в сохранившейся формально возможности высокой вертикальной мобильности и ротации кадров. Теоретически любой из "детей рабочих окраин", бесплатно и качественно отучившись в ИСАА или Академии им. Плеханова, может потеснить молодого вельможного лодыря. После реформы таких опасений будет гораздо меньше».

Зря власти надеются на всесильность манипуляций с кадрами в России. Надежда на то, что российское общество будет бесконечно терпеть манипуляции не подтвердится практикой грядущих перемен. В начале XXI века можно научиться всему необходимому и вне систем среднего и высшего образования, тем более, что содержательно эти системы не изменились в лучшую сторону. А следовательно в некоторой мере их разрушение объективно обосновано[228]. Конечно лучше это было бы эволюционное преображение, но власти выбрали разрушение, последствия которого обязательно приведут к резкому падению запаса доверия народа.

ЕГЭ — тест кодирующего обучения

Итак с 2009 года Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) становится основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации. Также ЕГЭ должны будут сдать закончившие российские школы иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы.

ЕГЭ проводится в апреле для выпускников общеобразовательных учреждений 2009 года, в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования предоставляется право на досрочное прохождение государственной (итоговой) аттестации.

Проводится в мае - июне для выпускников общеобразовательных учреждений текущего года, выпускников прошлых лет, обучающихся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, а также лиц, получивших среднее (полное) общее образование в иностранных образовательных учреждениях.

Проводится в июле для выпускников прошлых лет, выпускников образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования текущего года, а также лиц, получивших среднее (полное) общее образование в иностранных образовательных учреждениях, не имевших возможности участвовать в ЕГЭ в сроки, установленные сроки.

Результаты ЕГЭ являются итоговой государственной проверкой знаний выпускников школы и одновременно — основанием для поступления в вузы Российской Федерации. Перечень направлений подготовки и специальностей, по которым проводится прием в форме и по материалам ЕГЭ, устанавливается правилами приема конкретного вуза и должен публиковаться на его сайте.

Пересдача ЕГЭ предусмотрена только в следующем году[229]. Поэтому для более четверти молодых людей оценки ЕГЭ станут “отказным билетом” к поступлению в вузы[230]. Мальчики пойдут в армию, вместо того, чтобы как раньше иметь ещё шансы на поступления по конкурсу[231]. Далеко не все молодые люди в России способны успешно пройти такого рода экзаменационное тестирование[232], многие способные к содержательному свободному от стереотипов культуры глубокомыслию ученики отсеиваются тупыми тестовыми заданиями от возможности получать высшее образование. Ясно, что пересдача ЕГЭ после службы в вооружённых силах значительно затруднит прохождение тестов, поскольку многое будет просто забыто. А необходимость зарабатывать на жизнь может отбить у многих демобилизованных молодых людей охоту тратить время на вспоминание школьных программ.

В то же время 2008 год показал и без того низкий уровень российского школьного образования. Четверть двоек по литературе, столько же по математике. В 2009 году специалисты ожидают ещё более тяжёлые последствия.

Но самое плохое, что введением ЕГЭ власти ещё более затрудняют жизненно необходимый переход от кодирующего типа российской педагогики к методологическому в будущем. Это — факт, кто бы чего не говорил. И этот факт свидетельствует о том, что такой немаловажный элемент «Болонских соглашений», как ЕГЭ (и вся сопутствующая ему перестройка системы аттестации и поступления в вузы) является — частью общего плана по усилению дебилизации (с одной стороны) и углублению зомбирования (с другой стороны) молодёжи России.

Вместо освоения необходимых курсовых разделов фундаментальных дисциплин, которые школьники проходят в последних выпускных классах, они будут вынуждены заниматься тестовой подготовкой к поступлению в ВУЗ. Качественная подготовка по базовым дисциплинам широкопрофильного школьного образования заменяется натаскиванием на шаблонные тестовые задачи, что резко снижает оставшийся от советской системы уровень самостоятельного мышления и его широту. Помимо этого и сами школьные программы старших курсов предполагается пересматривать, изменяя последние под “нужды” узкопрофильной (“компетентностной”) поточной подготовки.

Тестовая аттестация, предполагающая выбор правильного ответа из нескольких представленных проверяет не глубину понимания предмета и даже не знания по предмету — она не позволяет проверить ничего, кроме степени зазубренности простейших определений и фрагментов предмета. Помимо этого из аттестационного процесса вычленяется фактор человеческих отношений между экзаменуемым и экзаменатором. Могут быть возражения, что это хорошо, мол не будет предвзятых суждений. Но всё-таки учителя, которые длительное время контактировали с учениками лучше знают на что те способны. И даже на выпускных экзаменах они всегда имели некоторую возможность гибкого человеческого отношения, учитывая способности своих подопечных. Теперь же всех будет оценивать бездушная тестовая машина.

Исключение из процесса обучения личностного фактора взаимоотношений преподавателя и школьника/студента введением повсеместной машинно-тестовой оценочной системы — оставляет обучаемого наедине с вновь вводимой бездушно-роботизированной бюрократической машиной отбора кадров. Это крайне плохо, поскольку в процессе обучения всегда складываются уникальные взаимоотношения обучаемого и учителя, которые впоследствии учитываются при выставлении оценок. В российской школе эти взаимоотношения всегда значили не меньше чем степень усвоения материала, поскольку лишь таким образом можно было проверить глубину понимания предмета, и через уникальные личностные взаимоотношения выявить слабые и сильные места конкретного ученика, учитывая его характер и судьбу. Замена такого человеческого подхода роботизированным тестированием отнимает у учителя возможность передачи уникального личностного опыта к ученикам персонально.

Введение повсеместной стандартизации образовательных процессов направлено на подавление творческого потенциала, свободы воли и даже интеллектуального развития обучаемых. Образовательные системы имеют дело со сложными саморазвивающимися объектами, обладающими свободой воли, поведение которых меняется не в результате внешнего воздействия, а в результате внутренних процессов, связанных с эволюцией мировой цивилизации. Та стандартизация системы образования, которая проводится бюрократическим аппаратом, является средством, способным остановить естественную информационную и интеллектуальную эволюцию — шаблонно-тестовым подходом и упрощением, связанным с переходом на “комптентностный” вариант.