Смекни!
smekni.com

по теме (стр. 4 из 6)

Полиция еще продолжала прислушиваться к отголоскам работы «Земли и воли» в деревне, разыскивать «пропагаторов» и надеяться, что террористические акты – дело рук небольших кружков молодежи, сбитой «с пути истинного» призывами революционной эмиграции. А в Петербурге, под носом всесильного 3 отделения и жандармерии, «Народная воля» начала претворять в жизнь свои планы борьбы с царизмом, угнетением, несправедливостью.

«Народная воля» и «Черный передел». Деятельность организации «народная воля» до 1 марта 1881г.

Активность трудящихся масс в конце 70-х - начале 80-х гг. была ниже, чем в период первой революционной ситуации. Иными словами, накал событий на рубеже 1870 – 1880-х гг., остроту кризиса «верхов» в основном определяли героическая борьба революционных народников и та ситуация, в которой очутилось правительство Александра II в результате воздействия целого ряда факторов социально – экономического и политического характера.

В организацию «Черный передел» вошло 16 землевольцев. Организация оставалась в целом на позициях «Земли и воли». Но жизнь заставляла «деревенщиков» вносить коррективы и программного, и организационного порядка.

Как и предшествующие организации, «Народная воля» развернула активную деятельность среди рабочих. Народовольцы, считая, что рабочие являются тем отрядом эксплуатируемых, который первым должен поддержать выступления партии в городах, взялись за создание рабочей организации «Народной воли».

Всего по России «Народная воля» в начале 1880-х г. насчитывала 1500 организованных рабочих. Вместе с ними народовольцы участвовали в забастовках и волнениях на заводах и фабриках. И хотя число таких акций было не велико, влияние «Народной воли» на рабочих признавал даже «бархатный диктатор» М. Т. Лорис-Меликов.

Главной задачей народовольческой пропаганды среди рабочих являлась подготовка свержения царизма. «Устав дружины рабочих» говорит об участии ее членов в террористической деятельности, да и среди самих политически неразвитых рабочих проявлялась склонность к фабричному террору.

Деятельность народовольцев среди рабочих сыграла важную роль в развитие рабочего движения в России. «Народной воле» удалось привлечь к революционному делу новые слои пролетариата, организовать их, познакомить с новой социалистической литературой.

Благодарную среду для пропаганды революционных идей народовольцы нашли не только среди рабочих, но и в армии, прежде всего в офицерском корпусе.

Считая политическую борьбу с самодержавием основной своей деятельностью, народовольцы были обязаны признать армию одной из важнейших сил восстания и взяться за агитационную работу среди офицерства.

В 1880г. 14 кронштадтских офицеров объединились в революционный кружок, получивший название Морского. Формально он примкнул к «Народной воле», отчисляя половину собранных взносов в фонд общества. Фактически кружок сохранял определенную независимость, не принимая безоговорочно решений Исполнительного Комитета. Морской кружок занимался только пропагандой и организацией офицеров, не участвуя в террористических актах. Последнее полностью совпадало с решением «Народно воли» беречь офицеров не привлекать их к террору.

К марту – апрелю 1881г. существовало лишь 7 кружков, объединявших - около 50 офицеров. Расцвет деятельности Военной организации «Народной воли» был впереди.

Наиболее прочные позиции народники 1870-хг. Завоевали в студенческой среде. В студенчестве народовольцы нашли постоянный и надежный источник пополнения организации. Характер и условия существования объединений автоматически приводили к тому, что рано или поздно они приобретали антиправительственное направление.

Исполнительный комитет стремился усилить революционное «крыло» студентов, вызвать оппозиционное брожение. В самом начале 1881г. в университете прошел слух, что 8 февраля ожидается объявление какой – то «царской милости» студентам. Решено было не допускать оваций подачке властей, выразив протест министру просвещения Сабурову. В студенческих кружках протест согласились поддержать 300-400 человек.

Одновременно с Центральным петербургским студенческие кружки возникают в Московском, Харьковском, Киевском университетах, а также в гимназиях и реальных училищах 25 городов России. Эти кружки много сделали для развития учащейся молодежи, ее политического созревания.

Однако в целом «Народной воле» не удалось придать студенческому движению полностью политический характер. Тут сказалась переоценка народовольцами степени революционности и сознательности студенчества. В еще большей степени причиной было то, что Исполнительный Комитет в расцвете своей деятельности не успел объединить стихийно возникавшие в различных городах студенческие кружки.

Сложнее всего, как это не странно, складывались отношения «Народной воли» с крестьянством. Народовольцы рассчитывали поднять крестьянство не столько для совершения переворота, сколько для активного его участия в политической жизни страны после переворота.

То, что интерес к крестьянству «вернулся» к народовольцем именно в указанное время, далеко не случайно. Осенью 1880г. кризис «верхов» дополняется резким обострением нужды крестьянских масс. Вследствие неурожая ряд губерний охватил голод. Петербург, Москва и другие города были наводнены сельской беднотой, искавшей целыми семьями спасения от голода и вынужденной кормиться подаяниями.

«Народная воля» начала работу в деревне с издания целого ряда документов, своего рода анкет. В одной из них ставились вопросы о поземельной общине, самоуправлении, уровне благосостояния населения. Но наибольший интерес составителей программы вызывали случаи бунтов, столкновений с кулаками, отношения крестьян к царю и слухи о переделе земель.

Вторым шагом народовольцев в деревне была широкая пропаганда среди крестьянства. В газете «Народной воли» прямо указывалось: «Чем шире будет вестись пропаганда и агитация в селах, тем сильнее будет связь города с деревней, тем сильнее может вестись борьба, тем надежнее будут народные завоевания».

Не произошло качественных изменений в деятельности народовольцев среди крестьянства и после 1 марта 1881г. Так что можно подвести ее основные итоги. К моменту образования «Народной воли» надежды народничества на подъем крестьянства для совершения социальной революции несколько померкли. Отсутствие условий для массового восстания, неподготовленность к нему забитых, политически неразвитых трудящихся масс являлись одной из причин решимости «политиков-террористов» действовать самостоятельно. Политические идеалы «Народной воли» остались почти неизвестны деревне, да и не были поняты ею.

Трагизм народовольцев состоял в том, что террор, навязанный им обстоятельствами, развращающее действовал на организацию. Во-первых, уход самых энергичных революционеров в террор грозил ей ослаблением. Во-вторых, он наносил «Народной воле» моральный ущерб, лишая рядовых членов организации активности, инициативы, превращал в зрителей той борьбы, которую вел Исполнительный Комитет.

Зимой 1879-1880гг. революционеры готовили неслыханное по дерзости и смелости покушение на царя- взрыв столовой Зимнего дворца. При дворце в эти годы находилось более 5000 человек прислуги; проверка ее была, как правило, формальной, порядки – патриархальными. Собственно, на этом и строился плен рабочего-революционера С. Халтурина. Халтурин не переставал дивиться дворцовым порядкам: слуги Зимнего свободно приглашали во дворец на свои торжества дюжины знакомых, оставляя их ночевать. Воровство процветало настолько, что Халтурину самому приходилось пару раз красть фарфоровые блюда, чтобы не выделяться из общей массы прислуги, не нарушать ее правил. Выделяться ему нельзя было никак. Выходя в город на встречу с членом Исполнительного Комитета А. Квятковским, Степан Николаевич каждый раз приносил в Зимний переданный ему динамит и прятал его в своей постели.

Подробности произошедшего во дворце народовольцы узнали из газет. 5 февраля в 16.30 у его величества «имел быть парадный обед» в честь приезда в Санкт – Петербург великого герцога, принца Александра Гессенского. Вновь подвела железная дорога – поезд принца опоздал на полчаса, и эти 30 минут спасли жизнь российского императора. Взрыв в столовой раздался в тот момент, когда «высочество» и «величество» встретились в Малой маршальской зале. Взрывом было убито 10 человек охраны и прислуги и 53 человека ранено.

Теперь в полной мере проявилась вторая сторона кризиса «верхов» - попытки царизма встать на пути уступок, реформ, т. е. началось то, что один из весьма осведомленных очевидцев событий назвал «административными прыжками в разные стороны».

Однако для народовольцев события 5 февраля были неудачей, новым промахом. Они могли породить неуверенность, отпугнуть слабых, но слабых в Исполнительном Комитете не было. В апреле для подготовки нового покушения на императора в Одессу уехала Перовская, Саблин, Исаев, Якимова. Попытка вновь оказалась неудачной (Исаеву при опытах с миной оторвало несколько пальцев, задело и Якимову), но духом никто не падал.

Однако вскоре стало не до покушений. 24 июля 1880г. полиция арестовала Преснякова. «Народная воля», отложив покушения, ждала окончания процесса над ним и Квятковским, арестованным ранее. Отказ от покушений не помог – 4 ноября оба народовольца были повешены. А 28 ноября организация понесла еще одну тяжелую утрату – был арестован Александр Михайлов.

Казнь народовольцами Александра II 1 марта 1881г. положила конец реформаторским играм самодержавия, вновь поставив на повестку дня введение правительственного террора. Через полтора месяца после казни Александра II самодержавие ответило народовольцам опубликованием манифеста. В нем Александр III утверждал, что все тот же «глас божий» повелевает ему охранять самодержавную власть «от всяких на нее поползновений». Началась полоса откровенной реакции.