«Народная воля» после 1 марта 1881г. Отклики на ее деятельность в России и за рубежом
Вопреки надеждам народовольцев, колесо истории не ускорило свой ход после казни революционерами Александра II. правда, паника в «верхах» поднялась исключительная. 3марта председатель Комитета министров Валуев предложил новому императору Александру III назначить реге6нта на случай, если его тоже убьют. Царь обиделся и около 2 недель делал вид, что никогда не пойдет на такое унижение. Однако 14 марта регент все же был назначен, а сам Александр III, и, не пытаясь скрыть страха перед революционерами, сбежал из Петербурга в Гатчину.
Сумятица в «верхах» нашла свое отражение и в газетных сообщениях тех лет. Затем настала очередь фантастических описаний деятельности революционеров. Основное место в газетах было, естественно, отведено смерти императора и гадания о том, по какому пути теперь пойдет Россия.
Дальнейшая история «Народной воли» - это, несмотря на неизбывный героизм революционеров и попытки возрождения организации, - история умирающего движения.
10 марта 1881г. была арестована Перовская. 17 марта арестован при выходе из библиотеки – читальни генерала Комарова Н. Кибальчич.
Нет, и после таких потерь народовольцы не сдались на милость победителям. Более того, они и не считали себя побежденными. С 20-х чисел марта Исполнительный Комитет занят разработкой плана освобождения осужденных по делу 1 марта. Их предполагалось отбить по пути к месту казни силами 200-300 рабочих. Однако Комитет в последний момент отказался от своих планов, поскольку пятеро осужденных были окружены невиданным конвоем.
10 марта, в день ареста Перовской, народовольцами был принят удивительный документ – «Письмо Исполнительного Комитета Александру III». Написанного с редким чувством собственного достоинства, смело выражающее не только политические, но и нравственные взгляды и требования революционеров.
«Правительство, конечно, может еще переловить и перевешать многое множество отдельных личностей. Оно может разрушить множество отдельных революционных групп.… Но ведь все это нисколько не изменит положения вещей. Революционеров создают обстоятельства, всеобщее недовольство народа, стремление России к новым общественным формам.… Окидывая беспристрастным взглядом пережитое нами тяжелое десятилетие, можно безошибочно предсказать дальнейший ход движения, если только политика правительства не измениться… Страшный взрыв, кровавая перетасовка, судорожное революционное потрясение всей России завершит этот процесс разрушения старого порядка».
В «Письме» особенно важны 2 его основные идеи, ради которых оно, собственно, и написано. Во–первых, попытка изложить политическую программу – минимум «Народной воли». Осуществление ее вело к провозглашению в России широких буржуазно – демократических свобод. Во-вторых, при всей сдержанности тона «Письма», оно явилось революционным ультиматумом Александру III, ультиматумом тем более для правительства опасным, что оно все еще не представляло в полной мере сил, с которыми ведет борьбу.
В апреле 1881г. были арестованы активные члены Исполнительного Комитета, работавшие в деревне. В мае – раскрыта типография на Подольской улице в Петербурге. Иными словами, начиная с лета 1881г. народовольцы все более ограничивают свои задачи, постепенно сводя их к заговору, к попытки захватить власть в стране только силами организации. Об этом уже свидетельствовала и В. Н. Фигнер, которая разочарованно признавала, что «веры в живые силы народа того времени было больше, чем могла оправдать действительность, что и показало 1-е марта, не сопровождающееся никаким массовым движением».
Народовольческая пропаганда проникла в военные училища: Константиновское, Александровское, Омскую военную гимназию и другие.
Прокламация призывала солдат не слушать царя, если он призовет идти против народа. Ведь народ поднимается против правительства, потому что разорен податями и поборами, отдан в руки становых и урядников.
Делались попытки создания народовольческих кружков. Специально приехавший из–а границы Лопатин, пытался вновь связать остатки народовольцев во всероссийскую организацию. Однако все старания народников оканчивались новыми быстрыми арестами, судебными процессами, жертвами.
На процессах народовольцы достаточно подробно изложили свою программу политического преобразования России. Более того, они объяснили обществу, что партия была вынуждена заняться террором, что он вытекал не из революционной теории, а из политики царизма по отношению к обществу, трудящимся массам. Да и не против человека – Александра 3 – вели они борьбу, а против императора как враждебной силы; война шла не с личностью, а с принципами абсолютизма
Главный источник силы революционеров заключался в их убежденности. Она помогала им выдерживать издевательства российских судов, не защищаться, а нападать, привлекая под знамена организации новых борцов. Именно осознанная идея революции не просто позволяла, а заставляла их в последние минуты думать не о себе, а об оставшихся на свободе товарищах.
Борьба таких людей, суды над такой организацией, естественно, вызвали широкий отклик, как в России, так и за рубежом. Либералы и консерваторы внутри страны с одинаковым пылом клеветали на народовольцев, с одинаковым злорадством писали о самосудах и расправах столичной толпы с людьми, внешне похожими на интеллигентов, студентов, революционеров.
По-настоящему триумфальный отклик вызывали события 1 марта 1881г. и суд над «первомартовцами» за границей. Они до полусмерти напугали европейских правителей и правительства. Фактически глава Германии Бисмарк, после убийства Александра II велел своему посольству в Петербурге сообщать ему дважды в день о положении дел в российской столице.
Совершенно иначе воспринимали борьбу русский революционеров прогрессивные силы Европы, Азии, Америки. В Чикаго собрался 2000митинг, приветствовавший цареубийство, он был повторен на следующий день в Нью-Йорке. 4 марта в Париже расклеены прокламации с поздравлениями русским социалистам и восхвалением их мужества и энергии. В Лондоне поведен митинг, посвященный революции 1848г., Парижской Коммуне 1871г. и убийство русскому императору. После лекций русского революционера П. А. Кропоткина в Глазго и Эдинбурге толпы рабочих кричали на улицах «ура» в честь народовольцев. Приветственные адреса «Народной воле» подписаны в Египте, Уругвае, Японии, Китае.… О Желябове и Михайлове, Перовской и Кибальчиче, Клеточникове и Гриневицком говорили руководители венгерских социалистов.
Да, конечно, народовольцы ошибались. Ошибались, надеясь на революционность крестьянства, на социалистический характер общины, ошибались, рассчитывая на то, что революция не за горами. Но эти ошибки, по словам Ленина, «…в тысячу раз благороднее, величественнее и исторически ценнее, правдивее, чем пошлая мудрость казенного либерализма, поющего, вопиющего, взывающего и глаголющего о суете революционных сует, о тщетности революционной борьбы, о прелести контрреволюционных «конституционных» бредней…».
Заключение
Судьба народничества в России закономерна и трагична. К 1890-м гг. оно выродилось в движение либеральное, не имеющее, кроме названия, ничего общего с революционерами предшествующего тридцатилетия. С середины 1890-х гг. наступает пролетарский период освободительного движения в России. Он ставит членов народнических кружков и организаций перед выбором: полный отказ от прежних взглядов и методов действий, переход на позиции марксизма – или попытки приспособить народнические взгляды к новым условиям России конца XIX – начала XX в., попытки модернизировать народническую утопию.
Испытание ходом исторического развития, идеями научного мировоззрения явилось суровой проверкой для всех деятелей революционного народничества. Судьбы их в конце XIX – начале XX в. показывают, как не просто было порвать с прошлыми идеями, освященными кровью товарищей, годами мучений, юностью борцов, проведенный под знаменем народничества. Как сложно было признать ошибки, принять новые марксистские взгляды, перейти в ряды российской социал-демократии.
Оказались среди деятелей революционного народничества люди уставшие, отчаявшиеся, разуверившиеся в правильности выбранного ими в молодости пути.
Преемственность поколений... Она сказалась еще и в том, что именно большевикам удалось успешно решить задачи, не решенные революционным народничеством. Именно это имел в виду Н. Островский, когда писал В. Фигнер: «залитое кровью бойцов знамя «Народной воли» - наше знамя».
Вчитываясь в историю русского освободительного движения, вдумываясь в непрерывный и могучий ход развития революционной мысли в России, мы можем в полной мере оценить великую справедливость и заслуженную гордость ленинских слов: «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергией и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы».
Литература:
1. Данилов, А. А., Косулина, Л. Г. История России 19 век, 8 класс. М.: «Просвещение» 2002г.
2. Зверев, В. А. , Зуев, А. С., Кузнецова, Ф. С. История Сибири 8 класс, часть 2 .Новосибирск «ИНФОЛИО» 2005г.
3. Ляшенко, Л. М. М.: «Просвещение» 1989г.