10 января 1942 года войска нашего Западного фронта после полуторачасовой артиллерийской подготовки начали наступление с целью прорыва фронта в районе Волоколамска. В результате упорных двухдневных боев удалось взломать оборону противника.
16-17 января войска правого крыла фронта при содействии партизанских отрядов заняли Лотошино, Шиховскую и перерезали железную дорогу Москва - Ржев. Казалось, именно здесь следовало наращивать силы для развития успеха. Но получилось иначе.
19 января поступил приказ Верховного Главнокомандующего вывести из боя 1-ю ударную армию в резерв Ставки. Никакие просьбы Жукова оставить 1-ю ударную армию не подействовали. Пришлось растянуть на широком фронте 20-ю армию. Ослабленные войска правого крыла фронта, подойдя к Гжатску, были остановлены обороной противника и продвинуться дальше не смогли.
5-я и 33-я армии, наступавшие в центре фронта, к 20 января освободили Рузу, Дорохово, Можайск, Верею. 4,-я и 49-я армии вышли в район Доминова и завязали бои с юхновской группировкой противника.
Развивая наступление из района Наро-Фоминска в общем направлении на город Вязьму, 33-я армия в последний день января быстро вышла в район Танский Завод, Даманово, где оказалась широкая и ничем не заполненная брешь в обороне противника.
Отсутствие сплошного фронта дало Жукову основание считать, что у немцев нет на этом направлении достаточных сил, чтобы надежно оборонять город Вязьму. В этой обстановке и было принято решение: пока противник не подтянул свои резервы, захватить с ходу город Вязьму, с падение которого разрушился бы здесь весь оборонительный порядок немецких войск. Генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Ефремов был поставлен Жуковым во главе ударной группы армии и стремительно двигался на Вязьму. 3-4 февраля, когда главные силы этой группировки вышли на подступы к Вязьме, противник, ударив под основание прорыва, отсек группу и восстановил свою оборону на реке Угра. Задачу, полученную от фронта об оказании помощи группе генерала Ефремова 43-я армия выполнить не смогла. Благодаря оплошности командования фронтом, германская 20-я танковая дивизия 3 февраля смогла соединиться с частями 4-й армии. При этом немецким танкистам удалось захватить значительное количество боеприпасов – 5,3 млн. Патронов для стрелкового оружия и 1200 авиабомб, а также некоторое количество артиллерийских снарядов.
При выходе из окружения большая часть группы Ефремова и он сам погибли. В мемуарах Георгий Константинович признается, что им были допущены ошибки в оценке обстановки в районе Вязьмы.
Столь же неуспешно для советских войск развивались боевые действия на ржевском направлении. Здесь в начале февраля попала в окружение 29-я армия Калининского фронта. 28 февраля, как отмечает Жуков в своих мемуарах, её остатки в количестве 6000 человек (из них 800 раненых) прорвались к своим. По немецким данным, в плен попало 4888 бойцов и командиров, и ещё 26647 были найдены погибшими на поле боя. Потому-то Жуков так держался за группу Ефремова и не разрешал ей, несмотря на тяжелое положение, отойти с подступов к Вязьме. Жуков надеялся, что с взятием этого важнейшего железнодорожного узла удастся заставить группу армий «Центр» оставить нацеленный на Москву плацдарм.
Сам Жуков в своих мемуарах критически оценивает наступление зимой 1942 года: «Ресурсы нашей страны в то время были крайне ограничены. Потребности войск ещё не могли удовлетворяться так, как этого требовали задачи и обстановка. Особенно плохо обстояло дело с боеприпасами. Вероятно, трудно поверить, что нам приходилось устанавливать норму расхода … боеприпасов – 1-2 выстрела на орудие в сутки. И это, заметьте, в период наступления!
Только лишь в начале апреля Ставка вынуждена принять предложение о переходе к обороне на линии Великие Луки – Величи – Демидов – Белый – Духовщина – река Днепр – Нелидово – Ржев – Погорелое городище – Гжатск – река Угра – Спас-Деменск – Киров – Людиково – Холмищи – река Ока. За период зимнего наступления войска Западного фронта продвинулись всего лишь на 70-100 километров, однако несколько улучшили общую оперативно-стратегическую обстановку на западном направлении»1.
«Каковы же итоги битвы под Москвой?
Красная Армия в битве под Москвой впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение группировке гитлеровских войск. Исход битвы под Москвой и зимнее наступление Красной Армии явились свидетельством того, что гитлеровские войска не в состоянии выиграть сражение, если положение на фронте для них осложняется.
Разгром гитлеровских войск под Москвой имел большое международное значение. После разгрома гитлеровцев под Москвой не только рядовые немецкие солдаты, но и многие офицеры и генералы убедились в могуществе Советского государства, убедились что Советские Вооруженные Силы являются непреодолимой преградой на пути к достижению поставленных гитлеровским военным руководством целей»1.
Говоря о Г.К.Жукове, без преувеличения можно сказать, что он был одним из немногих, кто не растерялся в критической ситуации первых дней и месяцев войны и сохранил способность спокойно оценивать положение дел и руководить боевыми операциями. Именно он провел первые наступательные операции под Ельней и в битве за Москву, которые не только нанесли урон врагу, но и воодушевили нашу Красную Армию и весь советский народ. В единоборстве с опытными хорошо образованными профессионалами Жуков оказался более талантливым и искусным в организации и проведении сложнейших операций. При чем эти победы особо ценны тем, что они были одержаны в крайне неблагоприятных, худших для своих войск условиях обстановке и обеспеченности. Необычайные полководческие способности Жукова я старалась раскрыть на примере зимнего контрнаступления советских войск под Москвой.
1. Василевский А.М. Дело всей жизни: в 2-х т. – М.: Политиздат, 1988. – Т. 1-2.
2. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: в 3- т. – М.: АПН, 1988. – Т. 1-3.
3. Рокоссовский К.К. Солдатский долг: - М.: Воениздат, 1988. – 367 с.
4. Карпов В.В. Маршал Жуков: Его соратники и противники в дни войны и мира. – М.: Вега, 1999. – 635 с.
5. Карпов В.В. Жуков на фронтах Великой Отечественной войны // Воин. – М., 1996 - №12 – с. 34-54.
6. Песков В.М. Народный Маршал. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с.
7. Соколов Б. Неизвестный Жуков: портрет без ретуши в зеркале эпохи. – Минск: Родиола-люс, 2000. – 608 с.
8. Яковлев Н.Н. Маршал Жуков – М.: Просвещение, 1995. – 536 с.
1 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления - М.: АПН, 1988 г., т.2, с.218
1 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления - М.: АПН, 1988 г., т.2, с.227
2 Соколов Б. Неизвестный Жуков: портрет без ретуши в зеркале эпохи - Минск: Родиола-плюс, 2000 г.
1 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления - М.: АПН, 1988 г., т.2, с.245
1 Василевский А.М. Дело всей жизни - М.: Политиздат, 1988 г., т.1, с.181
1 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления - М.: АПН, 1988 г., т.2, с.234
1 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления - М.: АПН, 1988 г., т.2, с.243-244
1 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления - М.: АПН, 1988 г., т.2, с.243-244.