Завершая наш социокультурный анализ новой религиозности, в качестве примера наиболее характерного ее направления рассмотрим движение "New Age" ("Новый век", "Новая эра"). Это движение сформировалось в последние десятилетия, хотя многие его идеи восходят к европейскому оккультизму и восточному мистицизму (адаптированному еще теософией для восприятия западного человека)321 . Организационно "New Age" не представляет собой единого целого и состоит из множества разобщенных индивидов, иногда объединяющихся в группы, каждая из которых имеет свои особенности; скорее следует говорить о нем как о самостоятельном мировоззрении (или направлении новой религиозности), обладающим огромным культурным влиянием и высокой степенью проникновения в массы.
Дж. Сайр выделяет пять основных принципов "New Age" как самостоятельного мировоззрения322 :
Л.И. Григорьева подчеркивает, что не "New Age" является отдельным новым религиозным движением, но большинство новых религиозных движений содержит в себе идеи "New Age", при этом ее перечень отличается от предыдущего большей практической направленностью323 :
Из вышеприведенных принципов и идей движения "New Age" видно, что оно обладает качественной новизной (по сравнению с традиционными религиями) и вполне соответствует современной полистилистической (постмодернистской) культуре. Основа этого мировоззрения – западная культура и индивидуалистические ценности. Все, в конечном счете, сводится к индивидуальному выбору, главное – не истинность тех или иных учений, а их привлекательность. При этом слова о "братстве всех религий" в "New Age" весьма своеобразно реализуются на практике (благодаря внутренней установке на синкретизм и эклектизм): в этой среде существует "единая трибуна" и "взаимоперетекание" религиозных идей, даже в "нью-эйджевской" периодике обычно представлен широкий спектр разнообразных движений и групп (впрочем, с весьма однотипными стержневыми положения)324 .
Для "New Age" характерно принятие различных форм духовного опыта и ценностей либерального сознания, что выражается в его неприкрытом "прогрессизме" и эволюционизме. Даже восточные учения подвергаются западной индивидуалистической обработке: в "New Age" много говорится о личностном самосовершенствовании, творческой самореализации, и практически ничего – о необходимости отказаться от своей личности, являющейся преградой к растворению в Абсолюте (что характерно для многих восточных религий). Восточный мистицизм расценивает материю как зло, в то время как новая религиозность не только не противопоставляет материальное и духовное, но и подчеркивает важность телесности (отсюда – многочисленные способы "здорового образа жизни", под которые подводится и духовная основа).
Отдельные восточные идеи (карма, реинкарнация и т.п.) "встроены" в новоевропейский миф о том, что приближается рождение "новой эры", результатом которого будет возникновение новой совершенной человеческой расы. Поэтому глобализация расценивается безусловно положительно, как важнейшее средство достижения "новой эры". А. Клизовский – последователь учения Рерихов – писал, что "на замену отжившей цивилизации новой должно смотреть как на нормальное явление, вытекающее из основных законов эволюции… Конечно, такие замены не происходят безболезненно и сопровождаются для человечества страданиями, но главной причиной страдания является не сама перемена, которая неизбежна, но незнание законов эволюции"325 . Подобные идеи (о приближении единой "космической" цивилизации) встречаются во многих книгах "Нового века". И если Н. Бердяев в свое время называл теософию "космическим коммунизмом"326 , то "New Age" можно назвать "космическим глобализмом".
Сами же последователи "New Age" "…рассматривают свое движение как синтез традиций Запада и Востока, как зачаток цивилизации нового типа. По их мнению, она будет представлять собой сплав современных западных технологий с восточной техникой изменения сознания. Благодаря этому человек сможет поставить под контроль не только внешний, но и внутренний мир. Колоссальные возможности новой цивилизации позволят решить все глобальные проблемы и создать общество, утопающее в материальных и духовных ценностях"327 . Конечно, эти надежды чересчур оптимистичны и утопичны, но в целом они перекликаются с предсказаниями П. Сорокина об уменьшении разделения между Западом и Востоком и возможностью установления нового интегрального строя. Но даже в случае реализации этой возможности не стоит ожидать появления единой общечеловеческой религии (чего так опасаются представители традиционных религий) - каждая из локальных версий "New Age" будет обладать (и уже обладает) своими уникальными особенностями.
Так, весьма оригинальной является одна из отечественных версий "New Age" - российское неоязычество, которое мы кратко рассмотрим. Сам термин "неоязычество" достаточно условен, хотя и широко распространен в современном религиоведении; под этим названием обычно понимают совокупность самых разнородных движений, объединенных интересом к древним языческим (дохристианским) верованиям и практикам и стремлением к их возрождению (точнее, к реконструкции). Причем неоязыческие движения могут иметь не только (и даже не столько) религиозный, но и общественно-политический (как правило, национал-патриотический) или историко-культурный характер.
На первый взгляд, "традиционная вера" предков ценна национальным колоритом и способствует росту борьбы за национальную независимость, развитию национального самосознания, возвращению к культурным истокам, а потому противостоит космополитичному и постмодернистскому "New Age". Посмотрим, насколько справедливо это утверждение.
Исследовать неоязычество можно на основании различных подходов. Например, с философской точки зрения, неоязычество - это один из возможных ответов на "вечные вопросы" человеческого существования. По мнению традиционной христианской теологии, язычество и неоязычество - это безусловно вредные явления, обусловленные греховностью человека и влиянием демонических сил. Психология религии видит в неоязычестве проявление вечных архетипов, ранее дремавших в глубинах бессознательного; социология религии - результат объективных общественных трансформаций; культурология - одну из многочисленных субкультур… Разумеется, в рамках каждого научного подхода существует множество направлений и школ, подробное рассмотрение которых не входит в нашу задачу.
Что же собой представляет современное неоязычество? В нем можно выделить несколько аспектов (или даже практически самостоятельных направлений).
· "Политическое" - идеологическое обоснование "правого" радикализма.
· "Экологическое" - поиск гармонии человека и природы.
· "Этнографическое" - реконструкция древнеславянского быта, искусств и ремесел.
· "Игровое" - проведение ролевых игр по мотивам произведений фэнтези.
· "Религиозное" - система верований и обрядовых практик.