257 Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993. С. 33-34.
258 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. С. 59-60.
259 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. С. 199.
260 Там же. С. 218.
261 Это показано, в частности, Э. Фроммом. Впрочем, для неинституционализированной религиозности опасность нарушения принципов духовной свободы личности менее актуальна, чем для иерархически организованных религиозных организаций.
262 Велькер М. Христианство и плюрализм. М., 2001. С. 37-38.
263 См., напр.: Алексеев В., Григорьев А. Религия антихриста. Новосибирск, 1997. С. 84-132.
264 См.: Новак А. Харизматическое движение. [Б.м.], 1995.
265 Алексеев В., Григорьев А. Религия антихриста. Новосибирск, 1997. С. 109.
266 Например, Е.Г. Балагушкин говорит о "старой" и "новой" нетрадиционной религиозности (то есть, фактически лишь о двух ее волнах - конца XIX в. и второй половины ХХ в. соответственно).
267 Можно говорить не о "волнах", а об "этапах" или "фазах" новой религиозности.
268 Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России. Красноярск, 2000. С. 6.
269 Так, Г. Кюнг говорит о чреватой конфликтами ситуации одновременного существования нескольких церковных парадигм, возникших в различные культурно-исторические эпохи (Кюнг Г. Религия на переломе времен (Тринадцать тезисов) // Мировое древо. М., 1993. Вып. 2. С. 67). Аналогичная ситуация сложилась и в сфере нетрадиционной религиозности.
270 Подчеркнем, что наше разграничение второй и третьей "волн" современной религиозности скорее типологическое, чем хронологическое.
271 Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984. С. 62.
272 Филимонов Э.Г. Нетрадиционные религии и культы в России ("Новые религиозные движения") // Религии народов современной России: Словарь. 2-е изд., испр. и доп. М., 2002. С. 300-301.
273 Левинсон Л. Заметки о вере и безумии // Альманах "Диа-Логос. Религия и общество. 1998-99". М., 1999. С. 87-96.
274 В этом случае иногда говорят о "глокализации" (Р. Робертсон) - взаимосвязи и взаимодополнительности универсалистских и локальных тенденций.
275 Григорьева Л.И. Религии "Нового века" и современное государство. Красноярск, 2002. С. 112.
276 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 129.
277 Левкиевская Е. Русская идея в контексте исторических мифологических моделей и механизмы их сакрализации. // Мифы и мифология в современной России. М., 2000. С. 67-91.
278 Андреева Л.А. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России. М., 2001. С. 4, 7.
279 Андреева Л.А. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России. М., 2001. С. 252.
280 Полосин В.С. Миф. Религия. Государство. М., 1999.
281 Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. М., 2002. С. 15.
282 Эпштейн М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (1970-1980-е годы). М., 1994. С. 6.
283 Там же. С. 7.
284 В частности, в связи с проблемами переходного периода, в России начала 1990-х появляется множество новых религиозных движений, типологически близких западной "второй волне" нетрадиционной религиозности; некоторые из них обладают тоталитарными чертами.
285 Эпштейн М.Н. Пост-атеизм, или Бедная религия // "Октябрь", №9, 1996. С. 158-165.
286 Дунаев С. Оккультный ренессанс: от без-божия к бес-божию. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://kitezh.onego.ru/ atheism.html
287 По словам Л.Г. Ионина, "исчезают объективно значимые системы стратификации, пропадают принудительно обязательные образы жизни, место традиций занимают стили, жизненные формы свободно выбираются, в объяснении, а значит и в поведении господствует постмодернистский произвол. Социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. Все эти явления свидетельствуют о том, что культура прогрессирующим образом перенимает функции мотора, движителя общественного изменения и развития" (Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1996. С. 5).
288 Это становится очевидным при сравнении исследуемого нами феномена с "традиционной" религиозностью.
289 Социальная информатика: основания, методы, перспективы / Отв. ред. Н.И. Лапин. М., 2003. С. 31-32.
290 Бердяев Н.А. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. I. М., 1994. С. 418.
291 Впрочем, мы не утверждаем, что эта возможность будет полностью реализована. Так, современный постмодернизм, на словах выступая за индивидуализм и отказ от любых форм тоталитарности, на практике часто приводит к подмене индивидуальности идентичностью, при которой человек мыслится лишь как представитель этнических, гендерных, профессиональных и др. групп и носитель присущих им стереотипов. Изменится ли эта ситуация в дальнейшем - покажет время.
292 Цит. по: Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. М., 1994. С. 116.
293 Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2005. С. 309.
294 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 27.
295 См.: Григорьева Л.И. Религии "Нового века" и современное государство. Красноярск, 2002. С. 20 след.
296 Там же. С. 42.
297 Впрочем, упрек в религиозной "поверхностности" можно предъявить и большинству последователей традиционных религий; число же практикующих "традиционных верующих" находится на уровне нескольких процентов от их общего количества (См., например: Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана. Глава 1. СПб.; М., 2000. С. 7-48).
298 Нэсбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции. 2000 г. М., 1992. С. 337.
299 Григоренко А.Ю. Сон разума рождает чудовищ: Критические очерки о мистике и иррационализме. Л., 1986. С. 42,73.
300 Поиски сверхъестественного // Наши дни, № 1700, 25.11.2000. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nashidni.com/ Archive/2000/1700/poiski.htm
301 Европейцы менее религиозны, нежели американцы - опрос. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/ print.php?act=news&id=4033
302 Штерин М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов // Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. Глава 5. СПб.; М., 2000. С. 160-161.
303 Григорьева Л.И. Религии "Нового века" и современное государство. Красноярск, 2002. С. 42.
304 Кривельская Н. Религиозная экспансия против России. М., 1997. С. 4-5.
305 Трофимчук Н.А. и др. Новые религиозные культы, движения и организации в России. М., 1998. С. 13.
306 Оленич Т.С. Трансформация русского религиозного сектантства (философско-культурологический анализ). Автореф. дисс. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2005. С. 35-36.
307 Campbell C. The Cult, the Cultic Milieu and Secularization // A Sociological Yearbook of Religion in Britain. London, 1972, No. 5.
308 Штерин М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов // Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. Глава 5. СПб.; М., 2000. С. 159. Автор объясняет малочисленность новых религиозных движений тем, что участие в них подразумевает преданность, т.е. требует больше времени, накладывает большие ограничения на стиль жизни и внешние социальные связи его членов. Соглашаясь с основными выводами М. Штерина, мы не принимаем его мнение о большей "сложности" новых религиозных движений по сравнений с "культовой средой" (новой религиозностью). Нам представляется, что все обстоит в точности наоборот: как раз новые религиозные движения часто дают упрощенную, "черно-белую" картину мира, в отличие от плюралистичной новой религиозности, для которой характерна диверсификация, т.е. усложнение. Жесткая иерархичность новых религиозных движений также свидетельствует об их ограниченности, а не о сложности.
309 Российские особенности заключаются, прежде всего, в том, что в советское время интерес к "религиозным альтернативам" подавлялся, и в постсоветский период это привело к повышенному спросу. Кроме того, российская "новая религиозность" более радикально отказывается от "сциентизма", испытывает значительное влияние учений Н. Рериха и Е. Блаватской (вследствие их доступности), а русское православие постоянно присутствует как "культурный фон" (Там же. С. 152-154).
310 Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. Глава 1. СПб.; М, 2000. С. 16-18.
311 Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. Глава 1. СПб.; М, 2000. С. 42-45.
312 Филатов С.Б. Послесловие. Религия в постсоветской России // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб., 2002. С. 477.
313 См.: Федоров В., протоиерей. Предисловие. Новые религиозные движения: православный взгляд на проблему // Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. XXIX-XXXIII. О причинах российского "религиозного бума" 1990-х гг. - см.: Безрогов В.Г. Право на веру: религиозное воспитание и проблемы толерантности в межпоколенных отношениях. М.-Таганрог, 2003. С. 142-143.